Севастопольский городской суд в составе:
Председательствующего судьи Исаева С.Н, при секретаре - Шмавоняне Д.С, с участием представителей административного истца - Кретова Д.А, Мороз И.И, представителя административного ответчика - Замятиной М.О, представителя заинтересованного лица - Сучу Я.С, прокурора - Ведмидь А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты" к Правительству Севастополя, заинтересованные лица - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании нормативного правового акта в части, -
установил:
21 мая 2020 года Правительством Севастополя издано постановление N 209-ПП "Об утверждении документации по планировке территории "Проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:04:003009 и 91:04:003011, включающих набережную и пляж "Учкуевка" в Нахимовском муниципальном округе города Севастополя (далее - постановление Правительства Севастополя N 209-ПП от 21.05.2020).
Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта РФ Временно исполняющим обязанности Губернатора города Севастополя Развожаевым М.В, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя и опубликовано 21.05.2020 года на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).
Общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"", Общество) обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточнённым, в котором просит признать недействующим постановление Правительства Севастополя N 209-ПП от 21 мая 2020 года "Об утверждении документации по планировке территории "Проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:04:003009 и 91:04:003011, включающих набережную и пляж "Учкуевка" в Нахимовском муниципальном округе города Севастополя в части касающейся планировки и межевания земельного участка с кадастровым номером 91:04:003011:478, площадью 9180 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в районе пляжа Учкуевка.
В обоснование иска административный истец указывает, что 23 января 2019 года Арбитражным судом г. Севастополя по делу N N по заявлению ООО " "данные изъяты"" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 9180 им, расположенного по адресу: "адрес", в районе пляжа Учкуевка для строительства и обслуживания комплекса спасательной станции с помещениями торговли и обслуживания в аренду без проведения торгов в порядке завершения оформления права на земельный участок было принято решение об удовлетворении иска. Суд решилпризнать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20.09.2018 исходящий номер N в предоставлена земельного участка с кадастровым номером N, площадью 9180 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в районе пляжа Учкуевка для строительства и обслуживания комплекса спасательной станции с помещениями торговли и обслуживания в аренду без проведения торгов в порядке завершения оформления права на земельный участок. Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных п. 11 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 N 25-ПП.
Решением установлено, что градостроительное обоснование (градостроительная документация), согласованное со всеми необходимыми ведомствами, заключения, в том числе комплексное градостроительное заключение, составлялись в период действия Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114, и данные документы признаны ему соответствующими, в том числе и по функциональному назначению.
03 октября 2019 года между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и административным истцом был заключен договор аренды земельного участка N, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь.
Согласно п. 1.1. договора аренды арендодатель предоставляет, а арендатор принимает за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером N, площадью 9180 кв.м, распложенный по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, на пляже Учкуевка. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: для строительства и обслуживания комплекса спасательной станции с помещениями торговли и обслуживания.
Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя 31 марта 2020 года административному истцу был выдан Градостроительный план земельного участка.
В адрес административного истца Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя 08 июня 2020 года направлено письмо, в котором было указанно, что оспариваемым постановление утверждена документация по планировке территории, на которой в том числе расположен земельный участок с кадастровым номером N. Согласно вышеуказанной документации проектом межевания предусматривается образование земельного участка с видом разрешенного использования: "земельные участка (территории) общественного пользования" (код 12.0), "гидротехнические сооружения" (код 11.3) в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером N. Таким образом, указано, что ГПЗУ следует признать утратившим силу.
Кроме того, согласно оспариваемой документации, единственным основанием преобразования земельного участка с кадастровым номером N, арендуемого административным истцом, в земельный участок N ЗУ4, общей площадью 83191 кв. м. с видами разрешенного использования "Земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0), гидротехнические сооружения (код 11.3)" является нахождение земельного участка с кадастровым номером N в зоне оползневого процесса, что само по себе не исключает возможность строительства на данном земельном участке.
Более того, в соответствии с заключением об инженерно - геологических и гидрологических участках от декабря 2019 года, выполненного ИП "данные изъяты", N-ИГИ, на земельном участке, с кадастровым номером N возможно осуществление административным истцом строительства комплекса спасательной станции с помещениями торговли и обслуживания при выполнении комплекса мероприятий инженерной защиты из противоабразивных и противооползневых сооружений свайного ростверка с комбинацией с подпорной стенкой.
Указанное заключение полностью согласовывается с положительным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ Ялтинской инженерно - геологической и гидрогеологической партией КП "Югэкогеоцентр" по вопросу строительства ООО "Гаверла" комплекса спасательной станции с помещениями торговли в районе пляжа "Учкуевка", которое послужило основанием для предоставления официальными органами власти земельного участка с аренду административному истцу.
В связи с чем, имеется нарушение прав и свобод административного истца как арендатора названного земельного участка, поскольку он прекращает свое существование, что создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представители административного истца Кретов Д.А. и Мороз И.И. административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Правительства Севастополя - Замятина М.О. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Сучу Я.С. с иском не согласилась в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях, а именно, что отсутствует правовая неопределенность в отношении земельного участка с кадастровым номером N, в установленных координатах он отображен в чертежах проекта межевания, а также включен в перечень изменяемых земельных участков. Кроме того, если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный, и местоположение его границ уточнено, для принятия решения об его изъятии внесение изменений в проект межевания территории не требуется.
Заинтересованное лицо Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте его проведения извещено своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судом определено провести заседание в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковое заявление частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе разбирательства, оспариваемым постановлением Правительства Севастополя N 209-ПП от 21.05.2020 затрагиваются права административного истца, как арендатора земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 9180 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", согласно договора аренды с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя соответственно N 949 от 03.10.2019 года, заключенного на 9 лет 11 месяцев (т. 1, л.д. 132-140).
Данный договор аренды зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя. Аналогичные сведения указаны в выписке из ЕГРН.
Кроме того, Обществу 31.01.2020 года Департаментом архитектуры и градостроительства "адрес" был выдан градостроительный план земельного участка, по адресу: "адрес", согласно которого действующей градостроительной документацией является генеральный план города Севастополя, утвержденный решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года N 4114. Согласно генеральному плану города Севастополя земельный участок, находящийся в пользовании административного истца по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне кратковременной рекреации (пляжи, спортивно - развлекательные комплексы), частично в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.). Границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства указаны для размещения зданий и сооружений, разрешенных для размещения в зоне кратковременной рекреации, при условии соблюдения ограничений в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ. Земельный участок находится в пределах современных активных и абразивных оползней. Из-за отсутствия берегоукрепительных сооружений и регулировки поверхности стока на территории существуют условия для развития оползневой активизации. Строительство не должно приводить к активизации опасных процессов. Перед проведением земляных робот рекомендуется согласовать прохождение подземных коммуникаций в соответствующих организациях.
В связи с утверждением оспариваемого постановления Правительства Севастополя N 209-ПП от 21.05.2020 г. градостроительный план земельного участка считается утратившим силу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. (статьи 45 - 47).
Названные нормы дают основание обращаться в суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта, если они полагают, что таким актом нарушено указанное право либо существует угроза его нарушения. ООО "Гаверла" имеет право на обращение в суд с настоящим иском, поскольку полагает, что его права нарушены указанным нормативно-правовым актом.
Согласно положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения установлены статьей 63 ГрК РФ, согласно части 2 которой в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в частности Севастополя, полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, статьями 6, 7 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя.
В соответствии со статьёй 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", статье 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя".
Подпунктом 3 п. 5.2 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2015 года N 1084-ПП "Об утверждении Регламента Правительства Севастополя" предусмотрено, что Правительство Севастополя издает постановления Правительства Севастополя.
В соответствии с Федеральной целевой программой "Социально - экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790, предусмотрено, что по результатам реализации мероприятий по направлению "прочие нужды" Республика Крым и г. Севастополь получат необходимую градостроительную документацию, включая схемы территориального планирования, правила застройки и землепользования, схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Вышеназванная градостроительная документация, утверждённая постановлением Правительства Севастополя N 209-ПП от 21.05.2020 года, разработана в рамках реализации государственной программы города Севастополя "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 N 1000-ПП).
В ее исполнение, согласно распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя N 39 от 01.04.2019 года было принято решение об утверждении схемы границ, а также утверждено техническое задание на оказание услуг по разработке и утверждению проекта планировки и проекта межевания части территории кадастровых кварталов 91:04:003009, 91:04:003011, включающих набережную и пляж "Учкуевка" в Нахимовском муниципальном округе города Севастополя.
Исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.
Обязанность опубликования документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена частями 15, 16 статьи 45 ГрК РФ, и в данном случае административным ответчиком исполнена.
Таким образом, порядок обнародования и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден.
Судом проверено соблюдение процедуры проведения общественных обсуждений и публичных слушаний при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с положениями части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В свою очередь, установленный Законом города Севастополя от 10.03.2017 N 325-ЗС "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе" (далее - Закон от 10.03.2017 N 325-ЗС) порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе соблюдён.
Так, в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 3, статьи 11 Закона от 10.03.2017 N 325-ЗС, Регламентом проведения собрания участников публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе (утв. приказом Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 05.05.2017 N 53), распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 20.09.2019 года N 190 публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания части территории кадастровых кварталов 91:04:003009 и 91:04:003011, включающих набережную и пляж "Учкуевка" в Нахимовском муниципальном округе города Севастополя состоялись 08.10.2019 года, о чем составлены протокол публичных слушаний N 82, а также заключение по результатам данных публичных слушаний, утверждённое директором Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя 28.10.2019 года, из которых усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися (т. 2, л.д. 37-41, 135 - 137).
Согласно части 2 статьи 4 Закона от 10.03.2017 N 325-ЗС публикация оповещения о проведении публичных слушаний осуществляется в срок не позднее пяти дней со дня принятия уполномоченным органом решения о проведении публичных слушаний. Распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 20.09.2019 N 190 совместно с проектом опубликовано - 20.09.2019 года на официальном сайте названного Департамента (севархитектура.рф), являющегося структурным подразделением Правительства Севастополя, назначенным в пункте 3 Распоряжения от 20.09.2019 N 190 ответственным за организацию и проведение публичных слушаний по названному проекту планировки (т. 2, л.д. 42).
Названный региональный закон, как и ГрК РФ, не регламентируют требования к форме оповещения о проведении публичных слушаний, в связи с чем, размещённый на официальном сайте текст Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 20.09.2019 года N 190 надлежит признать надлежащим способом такого оповещения, при том, что в нём содержатся все необходимые сведения, которые в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона от 10.03.2017 N 325-ЗС должно иметь оповещение.
Установленный частью 4 статьи 11 Закона от 10.03.2017 N 325-ЗС срок для проведения собрания участников публичных слушаний соблюдён.
Для ознакомления граждан и всех заинтересованных лиц проектная документация была опубликована на сайте Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, а также представлена на собрании участников публичных слушаний.
Кроме того, административный истец не оспаривает данные обстоятельства, указав на то, что директор Кретов Д.А. присутствовал на публичных слушаниях 08.10.2019 года и выражал свое не согласие с оспариваемой проектной документацией.
По смыслу перечисленных выше правовых норм публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера.
Следовательно, участие граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществлена подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией названных проектов планировки и межевания территории, при принятии оспариваемого нормативного правового акта обеспечено. Существенных нарушений нормативных правовых актов, регулирующих разработку проекта, порядок организации и проведения публичных слушаний, процедуру согласования и утверждения проекта планировки и проекта межевания территории административным ответчиком не допущено.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).
Статьи 42 и 43 ГрК РФ определяют цели, состав и содержание проектов планировки и межевания территории.
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Исходя из положений статей 9, 14, 18 ГрК РФ к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями статьи 31 и статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Федеральной целевой программой "Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 (далее - ФЦП), предусмотрено, что по результатам реализации мероприятий по направлению "прочие нужды" Республика Крым и г. Севастополь получат необходимую градостроительную документацию, включая схемы территориального планирования, правила застройки и землепользования, схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Предельные объемы финансирования Программы по направлению "прочие нужды" приведены в приложении N 6 к ФЦП, где для осуществления подготовки документов территориального планирования и градостроительного зонирования г. Севастополя в период 2015-2022 годы предусмотрен объем финансирования в размере всего 50, 61 млн. руб, из которых за счет средств федерального бюджета 50, 24 млн. руб, за счет средств бюджета субъекта РФ 0, 37 млн.руб. То есть, ФЦП предусмотрено финансирование мероприятий на подготовку градостроительной документации по территориальному планированию, к которым относится утвержденный Постановлением N 209-ПП Проект планировки территории градостроительной документации.
В свою очередь, в соответствии с ФЦП Правительством Севастополя постановлением от 20.10.2016 N 1000-ПП утверждена Государственная программа города Севастополя "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017 - 2020 годы", где предусмотрена разработка и утверждение проекта планировки и межевания части территории кадастровых кварталов, включающих набережную и пляж "Учкуевка" в городе Севастополе.
Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя издано распоряжение N 39 от 01.04.2019 года "О разработке документации по планировке территории "Проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:04:003009 и 91:04:003011, включающих набережную и пляж "Учкуевка" в Нахимовском муниципальном округе города Севастополя.
Во исполнение Государственной программы N 1000, Департаментом дано задание ГАУ Севастополя "Научно - исследовательский и проектный институт, градостроительства, архитектуры, изысканий и среды" по разработке документации по планировке территории "Проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:04:003009 и 91:04:003011, включающих набережную и пляж "Учкуевка" в Нахимовском муниципальном округе города Севастополя.
При проверке доводов административного истца, о том, что проект планировки не содержит обоснования создания на спорном земельном участке территории общего пользования, а также образования нового земельного участка, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, в ходе разбирательства по делу установлено следующее.
В ходе разбирательства установлено, что в соответствии с проектом планировки и проектом межевания арендуемый истцом земельный участок расположен в границах проектируемой территории общего пользования.
Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года N 4114, земельный участок с кадастровым номером 91:04:003011:478 по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне краткосрочной рекреации (пляжи, спортивно - развлекательные комплексы), в зоне водных пространств Черного моря, бухт.
В соответствии с разделом 13.3 "Функциональное зонирование территории" текстовых материалов Генерального плана города Севастополя: предусмотрено выделение из состава загородной сельскохозяйственной и рекреационной зоны, Приморской курортно - рекреационной зоны. В ее состав входят, в том числе, территории курортно - рекреационных учреждений, общественных учреждений (курортных центов), кратковременной рекреации (пляжи, открытые спортивно - развлекательные объекты).
Согласно раздела 8.9 "Курортно - рекреационная и туристическая деятельность" текстовых материалов Генерального плана города Севастополя: понятие "Рекреация" рассматривается как отдых, туризм, спорт в тесном контакте с природой, к этому относят и экскурсионные туры.
Согласно раздела 13.9 "Курортно - рекреационные территории" текстовых материалов Генерального плана города Севастополя: в 100 метровой защитной полосе моря формируется зона общего пользования - с пляжами, скверами, спортивными площадками. При этом, предусматривается раскрытие заборов, ныне загораживающих подходы к морю и возможность свободного прохода вдоль берега.
Согласно ч. 11 ст. 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Исходя из положений ч. 1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. (ч. 2). Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. (ч. 8).
Согласно положениям статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
Таким образом, земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания, и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1963-О).
Как усматривается из Основной (утверждаемой) части проекта планировки территории ГЗ-190103-III.1-ПМТ-О(У)Ч, изготовленной ГАУ Севастополя "Научно - исследовательский и проектный институт, градостроительства, архитектуры, изысканий и среды" в 2019 году, указанные проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:04:003009, 91:04:003011, включающих набережную и пляж "Учкуевка" разработаны на основании нормативной документации и с учетом Генерального плана города Севастополя от 13.12.2005. (т. 1, л.д. 23, т. 2, л.д. 63).
В соответствии с частью 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
По смыслу положений статей 5, 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" границы населенных пунктов, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией, с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
В соответствии с пунктом 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 339-ПП, до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган осуществляет выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных участков на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом:
1) Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114;
2) проектов планировки территории;
3) проектов межевания территории;
4) правовых актов Правительства Севастополя об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия;
5) детальных планов территорий, утвержденных уполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленном законодательством Украины порядке до 18.03.2014, а именно:
- корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 N 1272.
Правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты на территории города Севастополя на данный момент отсутствуют.
Согласно Генерального плана, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114, который в силу положений ст. 2 Федерального закона от N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", является действующим и подлежащим применению, земельный участок, арендуемый ООО "Гаверла", относится к землям населенных пунктов, расположен по функциональному назначению в проектируемой зоне кратковременной рекреации (пляжи, спортивно-развлекательные комплексы), проектируемая зона зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), незастроенные территории, в том числе со сложными условиями рельефа. (т. 2, л.д. 138).
Согласно Тома II проекта планировки территории Основная (утверждаемая) часть ГЗ-190103-II.1-ППТ-О(У)Ч, раздел 1.1 Плотность и параметры застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом) характеристики объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно - делового и иного назначения и необходимые для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
Размещение объектов жилого и производственного назначения настоящим проектом планировки не предусматривается.
Проектом планировки территории предлагается формирование границ зон застройки объектами капитального строительства на существующих и образуемых земельных участках с целью размещения: зданий и сооружений для обслуживания набережной и пляжа "Учкуевка"; объектов торговли и общественного питания; объектов туристического обслуживания; размещения объектов улично - дорожной сети.
В Томе III.1 проекта межевания территории Основная (утверждаемая) часть ГЗ-190103-III.1-ПМТ-О(У)Ч предусмотрен перечень и сведения площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы образования. Земельный участок с кадастровым номером 91:04:003011:478 полностью входит в образуемый земельный участок N ЗУ:4, с видом разрешенного использования "территории общего пользования". (Таблица N 1). В соответствии со ст. 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", категория земель, образуемых земельных участков, определена как "земли населенных пунктов". Изменение категории земель исходных земельных участков данным проектом межевания территории не предусмотрено.
Также, основанием для подготовки оспариваемого проекта межевания территории послужило постановление Правительства Севастополя N 248-ПП от 23.04.2018 "Об утверждении проекта планировки территории документации "Проект планировки и проект межевания территории улично - дорожной сети и территории общественного пользования", согласно которого были в том числе на запрашиваемом земельном участке установлены красные линии улично - дорожной сети и территории общественного пользования. (т. 2, л.д. 142).
Административный истец полагает, что оспариваемое постановление Правительства от 21.05.2020 года N 209-ПП в части включения земельного участка с кадастровым номером 91:04:003011:478 в территорию общего пользования (земельные участки (территории) общего пользования (12.0); Гидротехнические сооружения (код 11.3), так как это противоречит имеющейся градостроительной документации и документации по землеустройству, что также приведен к исчезновению арендуемого земельного участка.
Данный довод заявления суд полагает ошибочным и противоречащим действующему законодательству.
Так, градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" градостроительная деятельность регулируется градостроительным кодексом РФ.
Согласно ч. 1 ст. 18 ГрК РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
В силу ст. 41.1. ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Указание административного истца на возможность строительства комплекса спасательной станции с помещениями торговли и обслуживания при выполнении комплекса мероприятий инженерной защиты с учетом имеющихся активных и абразивных оползней и условий для развития оползневой активизации, не является предметом спора.
Вместе с тем, в оспариваемом нормативном правовом акте отсутствует информация об изъятии арендованного истцом земельного участка.
В соответствии с частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Исходя из положений ст. 281 ГК РФ, п. 5 ст. 56.3 ЗК РФ применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.
Пунктом 2 ст. 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также по иными основаниям, предусмотренными федеральными законами.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие (статья 56.2 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
По смыслу пунктов 19, 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории, обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий относится к сфере деятельности местного значения.
В силу абзаца второго части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (статья 1 ГрК РФ).
Как указано выше, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 91:04:003011:478, площадью 9180 кв.м. Оспариваемым проектом планировки территории и проектом межевания части территории данный земельный участок включен в границы территории общего пользования.
С учетом изложенных норм ГрК РФ, отнесение указанного земельного участка к планируемым границам территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса об его изъятии и согласования проекта планировки территории с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (часть 12.4 статьи 45 ГрК РФ).
Между тем в нарушение приведенных норм федерального законодательства оспариваемый акт не содержит таких сведений, что создает правовую неопределенность судьбы арендуемого истцом земельного участка.
С учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, суд считает, что постановление Правительства Севастополя от 21 мая 2020 года N 209-ПП "Об утверждении документации по планировке территории "Проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:04:003009 и 91:04:003011, включающих набережную и пляж "Учкуевка" в Нахимовском муниципальном округе города Севастополя подлежит признанию не действующим со дня вступления решения в законную силу в той мере, в какой в названном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок, арендованный истцом и включенный в границы территории общего пользования, резервированию и (или) изъятию для государственных или муниципальных нужд, согласованному с органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченных на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" удовлетворить частично.
Признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Севастополя от 21 мая 2020 года N 209-ПП "Об утверждении документации по планировке территории "Проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:04:003009 и 91:04:003011, включающих набережную и пляж "Учкуевка" в Нахимовском муниципальном округе города Севастополя в той мере, в какой в названном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером N, который согласно постановления Правительства Севастополя от 21 мая 2020 года N 209-ПП отнесен к территории общего пользования, резервированию и (или) изъятию для государственных нужд, согласованному с органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Севастопольский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2021 года.
Судья С.Н. Исаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.