Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда всоставе:
председательствующего судьи
Нечунаевой М.В, судей
Степашкиной В.А, Володкевич Т.В, при секретаре
Шипиловой Я.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4448/20 по иску первого заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Шаповал Елены Николаевны, Болдыжевой Ольги Викторовны, Луцика Артема Алексеевича к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поступившее по апелляционной жалобе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского Камчатского края от 16 декабря 2020года, которым постановлено:
иск заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа предоставить Болдыжевой Ольге Викторовне на состав семьи три человека, включая Шаповал Елену Николаевну, Лицик Артема Алексеевича, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требования в черте г. Петропавловска-Камчатского, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Степашкиной В.А, объяснения представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и третьего лица Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Наумик Е.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя процессуального истца прокурора Соловьевой О.И, полагавшей решение суда первой инстанции правильным, истцов Шаповал Е.Н, БолдыжевойО.В, Луцика А.А, полагавших решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Шаповал Е.Н, Болдыжевой О.В, Луцик А.А. обратился в суд с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил предоставить Болдыжевой О.В. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г.Петропавловска-Камчатского, равнозначное ранее занимаемому помещению, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, с учетом членов семьи Шаповал Е.Н. и Луцик А.А.
В обоснование требований указал, что на основании ордера от 14ноября 1993 года N 3843, выданного на имя ФИО1, он и его семья: дочь Болдыжева О.В. и внучка Шаповал Е.Н. вселены в квартиру, расположенную по адресу: г..Петропавловск-Камчатский, "адрес"; ФИО1. умер, в указанном жилом помещении в настоящее время в качестве членов семьи нанимателя зарегистрированы: Шаповал Е.Н, Болдыжева О.В, Луцик А.А. Согласно акту городской межведомственной комиссии по обследованию дома N "адрес" от 19 июня 2003 года, утвержденному постановлением градоначальника от 7 июля 2003 года N 869, данный жилой дом следует отнести к группе непригодных для постоянного проживания, устранение дефектов которых технически и экономически нецелесообразно. Из справки отдела государственного пожарного надзора по г..Петропавловску-Камчатскому от 3 сентября 2007 года N 86-с следует, что в указанном доме произошел пожар, в результате которого уничтожена крыша дома, пристройка к дому, повреждены по всей площади строительные конструкции квартиры N, в квартире N уничтожена мебель. В рамках проверки специалистами Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа установлено, что дом используется как нежилое здание, фактически объект - жилой дом отсутствует, идентифицировать указанный объект не представляется возможным. Какое-либо иное жилое помещение семье не предоставлялось.
Жилой дом N "адрес" в г..Петропавловске-Камчатском включен в подпрограмму "Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда" муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденной постановлением администрации от 5 ноября 2013года N 3195, срок реализации - до 31 декабря 2018 года, также дом включен в перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденной постановлением администрации от 13 октября 2016года N 1985, срок реализации - до 31 декабря 2024 года, который, по его мнению, является неразумным и необоснованным. Распоряжением Управления социальной поддержки населения Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 июля 2009 года N 251/м Болдыжева О.В, ШаповалЕ.Н, Луцик А.А. признаны малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма; Шаповал Е.Н. с 5августа 2009 года состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в составе своей матери Болдыжевой О.В. Указал, что длительное непредставление семье жилого помещения по договору социального найма взамен признанного непригодным нарушает их жилищные права, гарантированные Конституцией РФ.
Представитель процессуального истца Евсеева Е.И. в судебном заседании требования поддержала.
Болдыжева О.В, Шаповал Е.Н, Луцик А.А. исковые требования поддержали.
Представитель администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Наумик Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, считая решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит судебную коллегию его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что оснований для внеочередного предоставления Болдыжевой О.В. и членам ее семьи жилого помещения не имеется. Указывает, что статус малоимущих граждан Шаповал Е.Н. и члены ее семьи в установленном законом порядке не подтверждали. Дом N 52 по ул.Океанская в г. Петропавловске-Камчатском на предмет аварийности в установленном порядке не исследовался, аварийным не признавался. Кроме того, в настоящее время администрация Петропавловск-Камчатского городского округа не располагает свободными благоустроенными квартирами, отвечающими установленным санитарно-техническим требованиям, предоставляемым по договорам социального найма.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно положениям статьи 85 Жилищного кодекса РФ в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане подлежат выселению из таких жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма (пункты 1, 3).
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 87 Жилищного кодекса РФ установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что на основании ордера от 14 ноября 1991 года ФИО1. на состав семьи: дочь Болдыжева О.В, внучка Шаповал Е.Н. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, "адрес"; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер; в указанном помещении, жилой площадью 21, 9 кв.м, Болдыжева О.В. (квартиросъемщик), Шаповал Е.Н. значатся зарегистрированными с 15ноября 1991года, Луцик А.А. - с 27 мая 2003 года.
Из акта межведомственной комиссии от 19 июня 2003 года, утвержденного постановлением градоначальника города Петропавловска-Камчатского от 7 июля 2003 года N 869, следует, что жилой дом N "адрес" в г. Петропавловске-Камчатском, 1956 года постройки, физический износ по состоянию на 4 апреля 1988 года составляет 72%, согласно требованиям пункта 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания (деревянные дома с физическим износом свыше 65%) следует отнести к группе непригодных для постоянного проживания, устранение дефектов которых технически и экономически нецелесообразно.
Постановлением градоначальника города Петропавловска-Камчатского от 7 июля 2003 года N 869 постановлено направить документы в администрацию Камчатской области для принятия решения о расселении жилого дома N 52 по ул. Океанская в соответствии с областной государственной целевой программой "Переселение граждан, проживающих в Камчатской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002 - 2010 годах".
Согласно сведениям Отдела государственного пожарного надзора по г.Петропавловску-Камчатскому от 3 сентября 2007 года 20 августа 2007 года по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, "адрес". произошел пожар, в результате которого уничтожена пристройка к дому, повреждены по всей площади строительные конструкции квартиры N, в квартире N уничтожена мебель, находящаяся на кухне, помещения квартиры закопчены, уничтожена кровля дома на площади 25 кв.м.
Как усматривается из письма Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений от 22 июня 2020 года информация о присвоении адреса по "адрес" в Управлении отсутствует; в перечне адресов Федеральной информационной адресной системы есть адрес дома N "адрес" без "образа" дома; по справочной информации по объектам недвижимости в режиме online Росреестра есть информация по "адрес" - здание (нежилое здание), 1970 года постройки.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 5 ноября 2013 года N3195 утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа" со сроком реализации до 31 декабря 2018 года; постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года N 1985 утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа" со сроком реализации 2019 - 2024 года.
Дом N "адрес" в г. Петропавловске-Камчатском включен в Перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания, являющийся Приложением N 2 к постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13октября 2016 года N1985 (подпункт 83 пункта 1.2).
Распоряжением Управления социальной поддержки населения Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 июля 2009 года N 251/м Болдыжева О.В. и члены ее семьи: Шаповал Е.Н, Луцик А.А. признаны малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Из письма Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 23 июня 2020 года усматривается, что Шаповал Е.Н. с 5 августа 2009 года составом семьи - мать Болдыжева О.В. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ответу Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, направленного 30 июня 2020 года в адрес Шаповал Е.Н. на заявление о предоставлении ее семье жилого помещения, следует, что 20февраля 2020года специалистами Управления осуществлен выезд с целью определения фактического состояния и использования жилого дома N "адрес", в результате обследования установлено, что дом используется как нежилое здание, фактический объект - жилой дом N "адрес" отсутствует, идентифицировать указанный объект не представляется возможным. Указанный дом включен в перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Указано, что в установленном законом порядке дом аварийным и подлежащим сносу не признан, в связи с фактическим отсутствием дома организовать мероприятия по признанию его аварийным не представляется возможным
Единый государственный реестр недвижимости не содержит информации о правах Шаповал Е.Н, Болдыжевой О.В, Луцик А.А. на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, установив, что дальнейшее проживание в спорном жилом помещении до установленного срока расселения - 31 декабря 2024 года не может быть осуществлено Болдыжевой О.В, Шаповал Е.Н, Луцик А.А. по причине фактического отсутствуя самого объекта недвижимости - жилого дома N "адрес", в котором находилось спорное жилое помещение, руководствуясь положениями статей 57 и 87 Жилищного кодекса РФ, предусматривающими право граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на внеочередное обеспечение другим благоустроенным жилым помещением по договорам социального найма, а также частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ, согласно которой другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности предоставить Болдыжевой О.В. с учетом членов семьи Шаповал Е.Н. и Луцик А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому.
Доводы апелляционной жалобы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об отсутствии оснований для предоставления Болдыжевой О.В. и членам ее семьи жилого помещения взамен признанного непригодным во внеочередном порядке судебная коллегия находит несостоятельными.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7, статья 18, части 1 и 2 статьи 19).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция РФ, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2). При этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье рассматриваемой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Доводы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о том, что оснований для предоставления материальным истцам иного жилого помещения взамен признанного непригодным не имеется, так как дом N "адрес" в установленном законом порядке не признан аварийным, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как установлено судом первой инстанции, указанный дом разрушен в результате пожара, восстановлению не подлежит, поскольку его фактически нет, соответственно жилое помещение в данном доме, занимаемое истцами до пожара, непригодно для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, что в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ является основанием для предоставления им благоустроенного жилого помещения.
При этом, нарушение порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на выводы суда первой инстанции не влияет, и, при наличии доказательств полного уничтожения жилого дома N "адрес", находящегося на территории муниципального образования, признанного непригодным для проживания в 2003 году, порождает у органа местного самоуправления обязанность по своевременному совершению действий, направленных на определение технического состояния многоквартирного дома и расселения граждан, поэтому ненадлежащее исполнение обязанностей ответчиком не может воспрепятствовать восстановлению нарушенных жилищных прав истцов.
Довод апелляционной жалобы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о том, что Шаповал Е.Н. и члены ее семьи не подтвердили статус малоимущих в установленном законом порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется судебной коллегией отклоняется, поскольку Болдыжева О.В. и члены ее семьи: Шаповал Е.Н. и Луцик А.А. на момент обращения за реализацией льготного права состояли на учете нуждающихся в жилом помещении и не были сняты с жилищного учета в связи с отсутствием подтверждения статуса малоимущих.
Таким образом, поскольку Болдыжева О.В. и члены ее семьи: ШаповалЕ.Н. и Луцик А.А. с момента постановки на учет имеют статус малоимущих, нуждающихся в жилище, занимаемое ими жилое помещение было признано непригодным для проживания, в настоящее время жилой дом полностью уничтожен, самостоятельно достичь достойного уровня жизни и обеспечить себя жильем не могут, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в установленном законом порядке, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
При этом, вопреки доводам апеллянта, отсутствие в муниципальном жилищном фонде свободного жилья не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению жилым помещением данной категории граждан.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для предоставления Болдыжевой О.В. с учетом членов семьи Шаповал Е.Н. и Луцик А.А. благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке взамен признанного непригодным основаны на фактических обстоятельствах дела, соответствуют нормам жилищного законодательства, не противоречат разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в пункте 37 его постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", оснований не согласиться с ними у судебной коллегии нет.
В то же время, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об установлении 30-дневного срока, в течение которого ответчик обязан предоставить Болдыжевой О.В. и членам ее семьи вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, как не основанное на нормах действующего законодательства, поскольку суд, устанавливая указанный срок, не учел, что Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен такой срок определять самостоятельно, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда в указанной части, как незаконное и необоснованное, подлежит отмене.
Как усматривается из текста обжалуемого решения, судом первой инстанции во втором абзаце резолютивной части решения допущена описка в фамилии материального истца Луцик Артема Алексеевича, которую судебная коллегия, руководствуясь статьей200 ГПК РФ, полагает возможным исправить.
Руководствуясь статьями 200, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 декабря 2020года в части установления 30-дневного срока его исполнения с даты вступления решения суда в законную силу отменить.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исправить описку во втором абзаце резолютивной части решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 декабря 2020 года, допущенную судом в фамилии материального истца Лицик Артема Алексеевича, правильно указав ее Луцик.
Председательствующий судья
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.