Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего
Пучковой Л.В, судей
Горбатовой Л.В, Осиповой Е.А, при секретаре
Минихановой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании дело N по апелляционной жалобе Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пучковой Л.В, объяснения представителя Тарасенко М.А. - Ущенко А.С, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Тарасенко М.А. обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу об установлении границы земельного участка, в котором просила установить границу земельного участка, расположенного по "адрес" (земельный участок N) со следующими координатами:
N п/п
X. м
Y. м
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Требования истца мотивированы тем, что в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 19 февраля 2015 года N ей предоставлен в собственность бесплатно земельный участок N площадью 1591 кв. метров, по "адрес".
При постановке на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности на земельный участок Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области ей было выдано уведомление об отказе в государственной регистрации.
Основанием для отказа в государственной регистрации послужило пересечение границ вновь образуемого земельного участка и части лесного участка с учетным номером N, отнесенного к землям лесного фонда.
В 2019 году по заказу истца проведены кадастровые работы по установлению границ земельного участка, 25 апреля 2019 года составлен межевой план.
В соответствии с заключением кадастрового инженера, земельный участок образуется из земельного участка СНТ "Ханнила", кадастровый N
Границы образуемого земельного участка определены в соответствии с проектом организации и застройки территории СНТ "Ханнила" от 2011 года.
Поскольку земельный участок истца образован из земельного участка с кадастровым N, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, истец полагает, что к вновь образованному земельному участку истца применимы положения ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Тарасенко М.А. и ее представитель Ущенко А.С. исковые требования поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, судебное заседание не явились.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2020 года постановлено исковые требования Тарасенко М.А. к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу об установлении границы земельного участка, удовлетворить.
N п/п
X. м
Y. м
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Установить границы земельного участка по "адрес" (земельный участок N) со следующими координатами:
В апелляционной жалобе Комитет по природным ресурсам Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, по тем основаниям, что земельный участок, являющийся предметом спора, частично расположен на землях государственного лесного фонда, а именно в части выдела 5 квартала 60 Липовского участкового лесничества Северо-Западного лесничества Ленинградской области, в связи с чем, он не мог быть предоставлен истцу (л.д. 76-78).
От Тарасенко М.А. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на отсутствие оснований для отмены решения суда по доводам жалобы (л.д. 116-124)
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу также представил отзыв на апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, полагал апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В суде апелляционной инстанции представитель Тарасенко М.А. - Ущенко А.С. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 19 февраля 2015 года N Тарасенко М.А. предоставлен земельный участок N, площадью 1591 кв. метров, из земель, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании СНТ "Ханнила", расположенного по "адрес", в собственность бесплатно для ведения садоводства.
25 апреля 2019 года кадастровым инженером Фенич О.А. подготовлен межевой план.
При постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 14 февраля 2020 года истцу выдано уведомление об отказе в государственной регистрации по тем основаниям, что границы образуемого земельного участка пересекают границы лесного участка с учетным номером N (лесная часть N).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, исходил из того, что земельный участок, являющийся предметом спора, образован и земельного участка, предоставленного СНТ "Ханилла" в установленном законом порядке до 1 января 2016 года, и пришел к выводу о том, что применительно к положениям ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пересечение границ земельного участка истца с границами лесничества не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда соглашается с выводом суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, истец является членом СНТ "Ханнила", в ее пользовании находится земельный участок N.
В соответствии с заключением кадастрового инженера, земельный участок истца образуется из земельного участка СНТ "Ханнила" с кадастровым номером N.
Границы образуемого земельного участка определены в соответствии с проектом организации и застройки территории СНТ "Ханнила" от 2011 года.
Из материалов дела также следует, что земельный участок СНТ "Ханнила" предоставлен на основании постановления главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 24 марта 1993 года N "Об отводе земельного участка Вагонному депо "Выборг" под организацию коллективного садоводства (л.д. 59-60).
2 февраля 1994 года на основании постановления главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 24 марта 1993 года N Вагонному депо "Выборг" выдано свидетельство N о предоставлении земли в бессрочное (постоянное) пользование (л.д. 61).
Таким образом, земельный участок истца сформирован до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.
Таким образом, согласование местоположения границ земельного участка является обязательным, если в ходе кадастровых работ, в том числе на основании данных натурных обследований, установлено, что земельный участок является смежным, однако в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ такого смежного земельного участка в виде координат характерных точек его границ.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок, являющийся предметом спора, находится на территории земельного участка СНТ "Ханнила", предоставленного в пользование под организацию коллективного садоводства с 1993 года, что подтверждается выкопировкой из генерального плана СНТ "Ханнила", межевым планом.
Согласно положениям части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ранее, до 1 января 2017 г, аналогичные по содержанию положения содержались в части 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 218-ФЗ).
Частью 9 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" предусмотрено, что до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;
2) смежным земельным участком является лесной участок.
В соответствии с данными правилами согласование местоположения частей границ указанных земельных участков не проводится в случае, если такие части границ одновременно являются частями границ лесных участков и расположены в границах лесничеств или лесопарков.
При этом в силу части 10 статьи 10 данного закона в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок (часть 3).
Поскольку установлено, что земельный участок, являющийся предметом спора, образован из земельного участка, предоставленного СНТ "Ханнила" до 1 января 2016 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, информация о частичном расположении спорного земельного участка на землях лесного фонда не может расцениваться как препятствие для удовлетворения заявленных требований.
При таких данных, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, полагая, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену решения суда, не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Вериго Н.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.