Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Осининой Н.А, Судей
Быстровой Г.В, Овчинниковой Л.Д, При секретаре
Лепилкиной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вилейто Е. П. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 25 августа 2020 года по гражданскому делу N2-4434/2020 по иску Вилейто Е. П. к ПАО "МегаФон" в лице Северо-Западного филиала ПАО "МегаФон" о признании действий незаконными, восстановлении абонентских номеров, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А, выслушав объяснения представителя Вилейто Е.П. - Чайковского А.В, возражения представителя ПАО "МегаФон" - Щукиной М.А, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Вилейто Е.П. обратился в суд с иском к ПАО "Мегафон" о признании незаконными действий по аннулированию абонентских номеров, указанных в приложении N1 к договору об оказании услуг NGF0057573761 от 15 ноября 2018 года: N... ; обязании ответчика восстановить указанные абонентские номера, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 15 ноября 2018 года между сторонами заключен договор об оказании услуг NGF0057573761, в соответствии с которым ответчиком открыт Вилейто Е.П. лицевой счет N... с предоставлением на его имя 55 телефонных номеров. Согласно договору истец был ознакомлен и согласен с Условиями оказания услуг связи ПАО "Мегафон", действовавшими на момент заключения договора, из которых следовало, что для сохранения всех телефонных номеров на едином лицевом счете достаточно движения баланса на едином лицевом счете с использованием хотя бы одного из телефонных номеров, указанных в приложении N1 к договору, в течение 90 дней.
Осознавая, что Условия оказания услуг связи, а также его цена в 452 000 рублей, могут быть в одностороннем порядке изменены ответчиком, истец неоднократно в течение 2018-2020 годов обращался в салоны сотовой связи ПАО "Мегафон" и по телефону колл-центра 0500 по вопросу сохранения телефонных номеров. Ему было разъяснено, что достаточно движения баланса на едином лицевом счете.
Вилейто Е.П. на постоянной основе использует телефонный номер N.., который входит в список телефонных номеров, указанных в приложении N1 к Договору об оказании услуг от 15 ноября 2018 года, в силу чего полагает, что он надлежащим образом исполнял Условия оказания услуг ПАО "Мегафон".
Между тем, 10 февраля 2020 года истцу стало известно, что телефонные номера, указанные в приложении N1 к Договору об оказании услуг, аннулированы ответчиком в одностороннем порядке.
При обращении 11 февраля 2020 года в официальный салон ПАО "Мегафон" истцу была восстановлена большая часть принадлежащих ему телефонных номеров, однако впоследствии сотрудник салона связи Б. пояснил, что по техническим причинам номера восстановлены быть не могут.
Истцом написаны претензии от 11 февраля 2020 года, от 26 февраля 2020 года, 28 февраля 2020 года, от 16 марта 2020 года по вопросам восстановления абонентских номеров и предоставлении актуальной информации правилах сохранения телефонных номеров на его лицевом счете при дальнейшем их использовании. В ответах на претензии специалист ПАО "Мегафон" сделал вывод о том, что при заключении договора на оказание услуг связи стороны добровольно определили, что неиспользование услуг в течение определенного срока будет являться отказом абонента от исполнения договора, иные вопросы не разъяснил.
Вилейто Е.П. не желал расторгать договор, как считает ответчик, не используя часть телефонных номеров, указанных в лицевом счете, а, соблюдая Условия оказания услуг связи, самостоятельно узнавал в официальных источниках ответчика информацию о том, сохранено ли условие о том, что при использовании хотя бы одного номера из указанных в лицевом счете, свое действие сохраняют и все остальные телефонные номера. Данная информация подтверждалась сотрудниками ответчика. Все телефонные разговоры со специалистами ответчика были им записаны.
Полагая действия ответчика по отключению абонентских номеров, одностороннему изменению условий договора незаконными, нарушающими его права как потребителя, истец обратился в суд с настоящим иском (л.д. 5-10).
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 25 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося решения.
Как следует из материалов дела, 15 ноября 2018 года между Вилейто Е.П. и ПАО "Мегафон" заключен договор об оказании услуг NGF0057573761 с предоставлением истцу абонентского номера N... с тарифным планом "Мегафон онлайн Корпоративный" и открытием лицевого счета N... (л.д. 11).
Подписав договор, Вилейто Е.П. подтвердил, что как абонент он ознакомлен и согласен с Условиями оказания услуг связи ПАО "Мегафон", условиями выбранного Тарифного плана и иными частями договора (п. 1.13 Условий).
В соответствии с приложением к договору от 15 ноября 2018 года (в редакции на 19 декабря 2018 года) к лицевому счету N... было подключено 55 абонентских номеров, в том числе 45 номеров, являющихся предметом спора (л.д. 12-13).
Как следует из договора и не оспаривалось сторонами, все абонентские номера по договору от 15 ноября 2018 года были подключены на один лицевой счет N...
Неотъемлемой частью договора об оказании услуг от 15 ноября 2018 года являются Условия оказания услуг подвижной связи "МТС", утвержденные приказом коммерческого директора ПАО "Мегафон" 20 июня 2018 года N5-СЕО-П06-62/18 (далее Условия) (л.д. 140-151), и выбранные абонентом при заключении договора тарифные планы "Мегафон Онлайн Корпоративный", "Мегафон Онлайн", "Переходи на НОЛЬ".
В соответствии с пунктом 4.2 Условий услуги оказываются на основании возмездного публичного договора, заключаемого абонентом и оператором, который является договором присоединения, условия договора определяются оператором в одностороннем порядке и могут быть приняты абонентом не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (л.д. 143).
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, то абонентский номер выделяется абоненту только на время действия договора (пункт 4.6 л.д. 143).
Пунктами 14.1.1 и 14.17 абонент обязан выполнять условия договора (л.д. 147), ознакомиться с настоящими Условиями, зоной обслуживания сети связи оператора, перечнем возможных услуг и тарифами на услуги до начала пользования услугами на сайте оператора www.megafon.ru или в местах продаж и обслуживания абонентов оператора (л.д. 149).
В обязанности оператора входит предоставление услуг связи, необходимой и достоверной информации об Условиях, действующих тарифах, в том числе путем доведения до всеобщего сведения в местах продаж и обслуживания абонентов оператора, на сайте оператора, а также оказывать информационно-справочные услуги при обращении к оператору (пункты 16.1-16.8 - л.д. 150).
При этом оператор вправе вносить изменения и/или дополнять условия договора, в том числе в Условия и правила корпоративного обслуживания в порядке, установленном в статье 20 Условий (пункт 15.3 - л.д. 149-оборот).
Пунктом 20.1 Условий предусмотрено, что предложением оператора об изменении и/или дополнении (далее изменении) договора, в том числе настоящих Условий и правил корпоративного обслуживания, является опубликование текста изменений соответствующего документа на сайте оператора www.megafon.ru, а также доведение указанных изменений до всеобщего сведения в местах продаж и обслуживания абонентов оператора не менее чем за 10 календарных дней до даты вступления таких изменений в силу (л.д. 151-оборот).
Принятием абонентом предложения, указанного в пункте 20.1 настоящих Условий, являются конклюдентные действия по использованию и/или оплате услуг, оказываемых оператором на новых условиях, после вступления изменений в силу, а также отсутствие отказа от таких изменений, направленного абонентом в адрес оператора в течение 10 календарных дней с момента опубликования изменений договора (л.д. 151-оборот).
Впоследствии часть выделенных истцу абонентских номеров по договору GF0057573761 от 15 ноября 2018 года (лицевой счет N...) закрыты оператором и стали недоступны для использования в рамках договора оказания услуг связи.
Согласно предоставленным ответчиком сведениям абонентский номер N... закрыт 20 февраля 2019 года, номер N... - 4 августа 2019 года, а номера N... - недоступны для использования с 10 февраля 2020 года (л.д. 77-78, 102).
11 февраля 2020 года, 16 марта 2020 года Вилейто Е.П. обратился к ответчику с претензиями по поводу необоснованного отключения абонентских номеров, в ответ на которые ответчик указал, что договор в отношении указанных абонентских номеров расторгнут по инициативе абонента в связи с неиспользованием номеров, указанных в договоре для получения платных услуг более 90 календарных дней.
Согласно Условиям объединения лицевых счетов, размещенных на официальном сайте ПАО "Мегафон" https://spb.megafon.ru/help/services/obedinenie_razdelenie. html, в случае неиспользования услуг связи по любому из абонентских номеров, объединенных на одном лицевом счете, более 90 (девяноста) календарных дней подряд, договор об оказании услуг связи в части данного абонентского номера считается расторгнутым по инициативе абонента.
Согласно пояснениям представителя ответчика, спорные абонентские номера были отключены в связи с их неиспользованием в течение 90 календарных дней, в настоящее время не могут быть восстановлены по техническим причинам, поскольку выделены другим абонентам.
Правилами оказания услуг телефонной связи предусмотрено, что телефонное соединение - установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услуг телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.
В соответствии с пунктом 2.34 Условий ПАО "Мегафон" соединение (соединение по сети связи оператора) - это установление в результате вызова или предварительно установленное взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию (л.д. 142).
Из представленной детализации следует, что спорные абонентские номера не использовались истцом до даты отключения в течение длительного времени:
N... не использовался с момента выделения абоненту (л.д. 109), N... с 31 декабря 2018 года (л.д. 109), N... с 19 декабря 2018 года (л.д. 109), N... с 31 декабря 2018 года (л.д. 108 оборот-109), N... не использовался с момента выделения абоненту (л.д. 130 оборот), N... с 31 декабря 2018 года (л.д. 108 оборот), N... с 5 февраля 2019 года (л.д. 114 оборот-115), N... с 13 февраля 2019 года (л.д. 116-оборот), N... с 16 февраля 2019 года (л.д. 116 оборот), N... с 5 февраля 2019 года (л.д. 116 оборот), N... с 5 февраля 2019 года (л.д. 117), N... с 16 февраля 2019 года (л.д. 111 оборот), N... не использовался с момента выделения абоненту (л.д. 112), N... с 15 февраля 2019 года (л.д. 112-113), N... с 16 июля 2019 года (л.д. 130), N... с 5 февраля 2019 года (л.д. 107 оборот-108), N... не использовался с момента выделения абоненту (л.д. 132), N... с 15 февраля 2019 года (л.д. 113), N... с 11 февраля 2019 года (л.д. 113 оборот), N... не использовался с момента выделения абоненту (л.д. 132), N... с 10 февраля 2019 года (л.д. 116), N... с 18 февраля 2019 года (л.д. 118), N... с 12 февраля 2019 года (л.д. 115 оборот), N... с 14 февраля 2019 года (л.д. 113 оборот), N... с 5 февраля 2019 года (л.д. 117 оборот), N... с 12 февраля 2019 года (л.д. 116), N... с 10 февраля 2019 года (л.д. 116), N... с 9 февраля 2019 года (л.д. 114), N... с 5 февраля 2019 года (л.д. 115 оборот), N... с 5 февраля 2019 года (л.д. 114 оборот), N... с 8 февраля 2019 года (л.д. 115), N... с 5 февраля 2019 года (л.д. 115), N... с 12 февраля 2019 года (л.д. 113 оборот-114), N... с 5 февраля 2019 года (л.д. 114 оборот-115), N... с 5 февраля 2019 года (л.д. 108 оборот), N... с 13 февраля 2019 года (л.д. 108), N... с 25 января 2019 года (л.д. 108), N... с 16 февраля 2019 года (л.д. 111 оборот), N... с 10 февраля 2019 года (л.д. 115-оборот), N... с 8 июля 2019 года (л.д. 130), N... с 18 февраля 2019 года (л.д. 107 оборот), N... с 16 февраля 2019 года (л.д. 114-оборот), N... не использовался с момента выделения
абоненту (л.д. 111 оборот), N... с 20 февраля 2019 года (л.д. 108 оборот).
Доводы представителя истца о том, что часть абонентских номеров использовалась для подключения к сети "Интернет" в течение необходимого 90-дневного срока не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения спора. Представленная суду детализация оказанных услуг соответствующей информации в отношении спорных номеров не содержит.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу, что ответчик обоснованно исходил из факта неиспользования истцом спорных абонентских номеров на протяжении более 90 календарных дней, в связи с чем, руководствуясь Условиями ПАО "Мегафон", к которым истец присоединился, подписав договор от 15 ноября 2018 года, произвел отключение абонентских номеров. При таком положении суд отказал в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку права истца ответчиком не нарушены.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда, поскольку таковые следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, при этом мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в обжалуемом решении.
Ссылки в жалобе на неправомерное изменение ответчиком договора в части условий о сохранении абонентских номеров, судебная коллегия полагает несостоятельными.
Так, Условия оказания услуг связи ПАО "МегаФон", действовавшие на момент заключения договора об оказании услуг связи между истцом и ответчиком, утверждены приказом генерального директора ПАО "МегаФон" от 24.01.2018 N 5-СЕО-П01-35/18; представлены оператором в материалы настоящего дела в период производства в суде первой инстанции.
В силу п. 20.1 указанной редакции Условий, предложением оператора об изменении и/или дополнении (далее - изменения) Договора, в том числе Условий и Правил корпоративного обслуживания, является опубликование текста изменений соответствующего документа на сайте Оператора www.meqafon.ru, а также доведение указанных изменений до всеобщего сведения в местах продаж и обслуживания Абонентов Оператора не менее чем за 10 (десять) календарных дней до даты вступления таких изменений в силу. Согласно п. 20.2. этой же редакции Условий принятие Абонентом предложения, указанного в п. 20.1. Условий, являются конклюдентные действия по использованию и/или оплате Услуг, оказываемых Оператором на новых условиях, после вступления изменений в силу, а также отсутствие отказа от таких изменений, направленного Абонентом в адрес Оператора в течение 10 (десяти) календарных дней с момента опубликования изменений Договора.
Согласно ст. 2 Правил оказания услуг телефонной связи (далее - Правила) (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи"), лицевой счет - это запись в автоматизированной системе расчетов оператора связи, служащая для учета объема оказанных услуг телефонной связи, поступления и расходования денежных средств, внесенных в счет оплаты услуг.
Как следует из договора, абонентские номера по договору от 15.11.2018 были подключены на один лицевой счет 133034624228. Условия объединения лицевых счетов расположены на официальном сайте ПАО "Мегафон" https://spb.megafon.ru/help/services/obedinenie razdelenie.html (что подтверждается скриншотом страницы.
Согласно данному условию, в случае неиспользования услуг связи по любому из абонентских номеров, объединённых на одном лицевом счёте, более 90 (девяноста) календарных дней подряд, договор об оказании услуг связи в части данного абонентского номера считается расторгнутым по инициативе абонента.
Таким образом, изменение ответчиком условий договора в части оснований для отключения абонентских номеров было произведено ответчиком в соответствии с пунктом 20.1 Условий, которые истец согласовал, подписав договор об оказании услуг, не выразил с ними несогласия и продолжил пользоваться услугами связи по лицевому счету, то есть фактически выразил согласие с изменением условий.
При таком положении бездействие истца в виде неиспользования услуг связи по части абонентских номеров обоснованно расценено ответчиком как отказ от услуг, что не противоречит требованиям действующего законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.
Доказательств того, что Вилейто Е.П. был введен ответчиком в заблуждение относительно условий сохранения абонентских номеров при обращении в колл-центр по номеру 0500, суду не представлено. При этом заявленное истцом в ходе рассмотрения дела ходатайство о прослушивании аудиозаписей телефонных разговоров истца с сотрудниками ПАО "Мегафон" правомерно отклонено судом, поскольку суд признал данные доказательства недопустимыми по причине того, что указываемые истцом даты и время разговоров не подтверждаются детализацией звонков по принадлежащим ему номерам, ответчик данные телефонные соединения не подтвердил, аудиозаписи не оформлены в порядке ст. 77 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, которую судебная коллегия находит обоснованной, при этом доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 25 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вилейто Е. П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.