Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Шакуровой Н.К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кисляковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиатдиновой Гульназ Алмасовны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установил:
Зиатдинова Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований указано, что Зиатдинова Г.А. является собственником административного здания с кадастровым номером.., пристроя к административному зданию с кадастровым номером.., базы участка N 3 с кадастровым номером.., ампулохранилища с кадастровым номером... Вышеуказанные объекты недвижимости находятся на земельном участке площадью 7373 квадратных метров с кадастровым номером.., разрешенное использование: производственная деятельность, по адресу: "адрес"
Зиатдинова Г.А. обратилась в Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, на которое административным истцом получен проект договора купли-продажи земельного участка от 15 августа 2019 года; плата за фактическое пользование земельным участком рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости. Полагая кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... в размере 13 489 714 рублей 53 копеек завышенной, Зиатдинова Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность) площадью 7373 квадратных метра с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 мая 2019 года в размере 4 644 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Тютюгина Н.А, также привлеченная судом в качестве заинтересованного лица по настоящему административному делу, уточнила административные исковые требования, просила определить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 мая 2019 года в размере 6 097 471 рубля в соответствии с заключением судебной экспертизы.
Представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Тимербаев А.А. и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Хабирова А.Ф. административный иск не признали.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Альметьевск" Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земельного участка для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены не только собственником объекта оценки, но и иными лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из материалов дела следует, что Зиатдинова Г.А. являлась собственником административного здания с кадастровым номером.., пристроя к административному зданию с кадастровым номером.., базы участка N 3 с кадастровым номером.., ампулохранилища с кадастровым номером... Вышеуказанные объекты недвижимости находятся на земельном участке площадью 7373 квадратных метров с кадастровым номером.., разрешенное использование: производственная деятельность, по адресу: "адрес"
С 12 сентября 2020 года и по настоящее время все указанные объекты недвижимости принадлежат Тютюгиной Н.А. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 12 сентября 2020 года.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... были внесены в ЕГРН 31 мая 2019 года на основании Распоряжениям Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани). Кадастровая стоимость определена в размере 13 489 714 рублей 53 копеек (т.1 л.д.170).
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, административный истец ссылается на значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на стороны возложена обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В подтверждение величины рыночной стоимости земельного участка административный истец представил суду отчет об оценке от 17 июля 2020 года N 309/20, подготовленный оценщиком обществом с ограниченной ответственностью "Эксперт-Сервис" Валиуллиной И.Г. (т.1 л.д. 27-127). Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию 31 мая 2019 года составила 4 644 000 рублей.
Для проверки правильности определения в отчете рыночной стоимости земельного участка и установления ее действительной величины по ходатайству Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан судом назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Оценщик" Удод Т.М.
Как следует из заключения эксперта от 15 февраля 2021 года N3-008/2021 (т.2, л.д. 70-121), величина рыночной стоимости в отчете об оценке определена неправильно. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию 31 мая 2019 года в ином размере, который составил 6 097 471 рубль.
Административный истец в лице своего представителя согласился с результатами судебной экспертизы, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта. Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с выводами эксперта о величине рыночной стоимости не согласился.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о его соответствии требованиям, установленным частью 2 статьи 82 данного Кодекса, статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованы, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, сведения о квалификации эксперта представлены в материалах дела.
При исследовании судом заключения эксперта сомнений в его обоснованности не возникло, противоречий в выводах эксперта, неполноты, неясности заключения, которые могли бы послужить основанием для проведения повторной или дополнительной экспертизы не установлено, стороны ходатайств об их назначении не заявляли, каких-либо доказательств, способных опровергнуть выводы эксперта, сведений об иной рыночной стоимости суду не представили.
На основании изложенного суд считает возможным удовлетворить требования административного истца об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... равной его рыночной стоимости по состоянию 31 мая 2019 года в размере 6 097 471 рубля в соответствии с заключением эксперта, содержание которого не опровергнуто в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем требование об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка предъявлено административным истцом также к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, который в данном случае не являются органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и не должен отвечать по требованиям административного истца. Следовательно оснований для удовлетворения административного иска в этой части не имеется.
С учетом даты обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением (т.1, л.д. 134-135), датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 29 июля 2020 года и применять установленную судом кадастровую стоимость в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Зиатдиновой Гульназ Алмасовны удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность) площадью 7 373 квадратных метра с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости в размере 6 097 471 рубля по состоянию на 31 мая 2019 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 июля 2020 года.
В удовлетворении административного искового заявления в части требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, заявленных к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Шакурова Н.К.
Справка: мотивированное решение составлено 7 апреля 2021 года.
Судья Шакурова Н.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.