Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аганиной Т.А, судей Ишимова И.А, Кокоевой О.А, при секретаре Ахмировой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гараева Артура Радиковича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным решения, возложении обязанности, по апелляционной жалобе представителя Гараева Артура Радиковича - Скопиновой Екатерины Леонидовны на решение Советского районного суда г. Челябинска от 16 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А, выслушав объяснения представителя Гараева А.Р. - Скопиновой Е.Л, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области - Салтысюк А.В, судебная коллегия
установила:
Гараев А.Р. через своего представителя Скопинову Е.Л обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области), в котором с учетом уточнений просил признать незаконным решение Управления Росреестра по Челябинской области от 04 декабря 2019 года об отказе в государственной регистрации перехода права на объект договора купли-продажи недвижимого имущества - нежилое здание (трансформаторная подстанция "данные изъяты"), общей площадью 68, 6 кв.м, по адресу: г. "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", возложить обязанность на административного ответчика осуществить за ним (Гараевым А.Р.) государственную регистрацию права на указанное недвижимое имущество (т. 1 л.д. 3-7, 59-63).
Требования мотивированы тем, что 05 декабря 2013 года между Гараевым А.Р. и ОАО "Челябинскгоргражданстрой" заключен договор купли-продажи нежилого здания (трансформаторной подстанции "данные изъяты") с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес". Объект передан по акту приема-передачи от 05 декабря 2013 года, оплата по договору произведена в полном объеме. 22 августа 2019 года Гараев А.Р. обратился в Управление Росреестра по Челябинской области за государственной регистрацией права собственности на данный объект недвижимого имущества. Однако 04 декабря 2019 года административный ответчик отказал в государственной регистрации права в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности продавца на "данные изъяты" и не предоставлением его заявления о переходе права собственности. Между тем отказ является незаконным, так как ОАО "Челябинскгоргражданстрой" прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, а объект недвижимости стоит на кадастровом учете. Кроме того, представленный в Управление Росреестра по Челябинской области договор купли-продажи соответствует требованиям ст. 554 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). В связи с ликвидацией ОАО "Челябинскгоргражданстрой" Гараев А.Р. является единственным лицом, имеющим право на обращение в регистрационный орган для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости. Отказ Управления Росреестра по Челябинской области нарушает права Гараева А.Р. на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом, противоречит требованиям ст.ст. 131, 551 ГК РФ и Федеральному закону "О государственной регистрации недвижимости".
Определением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 06 марта 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство имущества Челябинской области, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях (т. 1 л.д. 95).
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 16 декабря 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Гараева А.Р. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Гараева А.Р. - Скопинова Е.Л. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме. Считает, что положения п. 3 ст. 551 ГК РФ о регистрации перехода права собственности на основании решения суда может быть применена по аналогии, когда обязанность продавца недвижимости по участию в государственной регистрации не может быть исполнена по причине его ликвидации, что согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении от 01 сентября 2009 года N "данные изъяты". Указывает, что факт принадлежности спорного имущества ОАО "Челябинскгоргражданстрой" подтверждается материалами дела, в частности письмом конкурсного управляющего от 03 июня 2014 года и инвентарной карточкой учета основных средств от 26 марта 2013 года. Отсутствие государственной регистрации права собственности продавца на недвижимость на дату заключения договора купли-продажи само по себе не влияет на действительность такого договора, как основания возникновения соответствующего обязательства. Настаивает на том, что поскольку объект стоит на кадастровом учете, вторая сторона по сделке прекратила существование, то непредоставление заявления продавца в отношении объекта недвижимости не могло послужить основанием для отказа Гараеву А.Р. в государственной регистрации права. Повторно указывает, что отказ регистрирующего органа противоречит ст. 554 ГК РФ, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку представленный договор купли-продажи недвижимого имущества соответствует требованиям ст. 554 ГК РФ. В связи с ликвидацией ОАО "Челябинскгоргражданстрой" Гараев А.Р. является единственным лицом, имеющим право на обращение в регистрирующий орган для осуществления регистрации перехода права собственности на указанный объект.
Отсутствие заявления ОАО "Челябинскгоргражданстрой" о регистрации перехода права на имущество не означает отсутствие намерения последнего по отчуждению права собственности на имущество, а обусловлено прекращением его деятельности в связи с ликвидацией, что исключило возможность подачи соответствующего заявления в регистрирующий орган.
Административный истец Гараев А.Р, представители заинтересованных лиц администрация г. Челябинска, комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, министерства имущества Челябинской области, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Гараев А.Р. просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 05 октября 2010 года по делу N "данные изъяты" ОАО "Челябинскгоргражданстрой" признано несостоятельным (банкротом) (т. 1 л.д. 15-19). Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19 февраля 2013 года по делу N "данные изъяты" конкурсным управляющим ОАО "Челябинскгоргражданстрой" утвержден ФИО1. (т. 1 л.д. 20-24). Определением Арбитражного суда Челябинской области от 24 апреля 2014 года по делу N "данные изъяты" продлен срок конкурсного производства, открытого в отношении ОАО "Челябинскгоргражданстрой" до 28 августа 2014 года (т. 1 л.д. 25-26).
В приложении к Положению о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО "Челябинскгоргражданстрой" в составе имущества общества, подлежащего продаже без проведения торгов, значится трансформаторная подстанция "данные изъяты" стоимостью 115000 руб. (т. 1 л.д. 27-31). Также на указанную трансформаторную подстанцию заведена инвентарная карточка учета объекта основных средств от 26 марта 2013 года N "данные изъяты" (т. 1 л.д. 32).
05 декабря 2013 года между ОАО "Челябинскгоргражданстрой" (продавец), в лице конкурсного управляющего ФИО2 и Гараевым А.Р. (покупатель) заключен договор купли-продажи имущества, а именно трансформаторной подстанции "данные изъяты" общей площадью 68, 6 кв.м, расположенной по адресу: г "адрес" (во дворе административного здания), литера "данные изъяты" "данные изъяты" по цене 115 000 руб, которая оплачивается до подписания данного договора (т. 1 л.д. 9-10, 88-89, 223-224).
Согласно квитанции N "данные изъяты" от 03 ноября 2013 года Гараев А.Р. перевел на счет ОАО "Челябинскгоргражданстрой" денежную сумму в размере в размере 115 287, 50 руб. по договору купли-продажи недвижимого имущества от 25 октября 2013 года (т. 1 л.д. 13, 87, 225).
По акту приема-передачи к договору купли-продажи от 05 декабря 2013 года вышеуказанное имущество передано покупателю с указанием на полную оплату имущества (т. 1 л.д. 12, 90, 226).
08 апреля 2014 года трансформаторная подстанция "данные изъяты" была поставлена на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "данные изъяты", о чем свидетельствует кадастровый паспорт, а также выписка из ЕГРН (т. 1 л.д. 44-45, 47-51).
Письмом от 03 июня 2014 года конкурсный управляющий ФИО3 сообщил Гараеву А.Р, что нежилое здание - здание трансформаторной подстанции "данные изъяты" (общей площадью 68, 6 кв.м, расположенное по адресу: г. "адрес" (во дворе административного здания), литера "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты"), в соответствии со ст. 131 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" было включено в конкурсную массу ОАО "Челябинскгоргражданстрой" предыдущим конкурсным управляющим ФИО4 так как состояло на балансе ОАО "Челябинскгоргражданстрой". Трансформаторная подстанция реализована Гараеву А.Р. в соответствии с п. 5 ст. 139 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в порядке, установленном решением собрания кредиторов ОАО "Челябинскгоргражданстрой" от 04 декабря 2013 года, согласно Положению о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО "Челябинскгоргражданстрой". Имущество продано без проведения торгов, т.к. балансовая стоимость трансформаторной подстанции "данные изъяты" на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем 100 000 руб. Отчет о реализации трансформаторной подстанции содержится в материалах N "данные изъяты" о банкротстве должника (ОАО "Челябинскгоргражданстрой"), находящегося в производстве Арбитражного суда Челябинской области, что подтверждается определением Арбитражного суда Челябинской области от 24 апреля 2014 года по вышеуказанному делу. Какие-либо иные правоустанавливающие документы на вышеуказанное имущество конкурсного управляющему Сокирян В.А. не передавались (т. 1 л.д. 33).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 10 января 2020 года ОАО "Челябинскгоргражданстрой" прекратило деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства 06 октября 2017 года (т. 1 л.д. 38-43).
22 августа 2019 года Гараев А.Р. обратился в Управление Росреестра о Челябинской области с заявлением о государственной регистрации права собственности нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 68, 60 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (во дворе административного здания) (т. 1 л.д. 84-85, 220-221). Из описи документов, принятых для оказания государственных услуг, следует, что Гараев А.Р. к вышеуказанному заявлению приложил квитанцию от 22 августа 2019 года, квитанцию от 02 ноября 2013 года N "данные изъяты", акт приема-передачи от 05 декабря 2013 года, договор купли-продажи имущества от 05 декабря 2013 года (т. 1 л.д. 83, 219).
Уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области о приостановлении государственной регистрации от 03 сентября 2019 года N "данные изъяты" Гараеву А.Р. в ответ на его заявление от 22 августа 2019 года сообщено о приостановлении осуществления действий по регистрации права собственности на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" до 03 декабря 2019 года в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В уведомлении со ссылками на положения ст.ст. 8, 131, 209, 551 ГК РФ указано, что проведение государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость по договору купли-продажи от 05 декабря 2013 года, заключенному между ОАО "Челябинскгоргражданстрой" и Гараевым А.Р, невозможно без государственной регистрации права собственности продавца имущества - ОАО "Челябинскгоргражданстрой" и заявления ОАО "Челябинскгоргражданстрой" о переходе права собственности. Дополнительно сообщено, что ОАО "Челябинскгоргражданстрой" прекратило свою деятельность. Отмечено, что переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, однако вступившее в силу решение суда о признании за Гараевым А.Р. права собственности не представлено. В связи с чем необходимо представить вступившее в законную силу решение суда о признании за Гараевым А.Р. права собственности (т. 1 л.д. 34-35, 227-228).
В последующем уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области об отказе в осуществлении государственной регистрации от 04 декабря 2019 года N "данные изъяты" Гараеву А.Р. на основании ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности, в связи с неустранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации, и истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 03 сентября 2019 года (т.1 л.д. 36-37, 229-230).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, учитывая отсутствие регистрации права собственности спорного объекта недвижимости за продавцом ОАО "Челябинскгоргражданстрой", ликвидацию последнего, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для осуществления государственной регистрации перехода административному истцу права собственности на спорный объект недвижимости, а, как следствие, законности действий Управления Росреестра по Челябинской области по отказу в осуществлении государственной регистрации права.
Оценив представленные в суд доказательства, соотнеся их с нормами права, судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении административного иска законным и обоснованным.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу ч. 6 ст. 1 названного Федерального закона государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 14 упомянутого выше Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению регистратора прав определены ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона.
В порядке п. 5 ч. 1 ст. 26 данного Федерального закона государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 27 этого же Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
По настоящему делу основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации права административного истца на трансформаторную подстанцию послужило отсутствие государственной регистрации права собственности продавца ОАО "Челябинскгоргражданстрой" на проданное имущество и отсутствие его заявления о переходе права собственности.
Пункт 2 ст. 218 ГК РФ устанавливает, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В части 4 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ содержится перечень документов, которые прилагаются к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 указанного выше Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года N 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В порядке п. 216 указанного Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются: 1) наличие всех необходимых документов; 2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; 3) необходимость направления межведомственного запроса; 4) действительность поданных заявителем документов; 5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; 6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; 7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; 8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; 9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
Государственный регистратор прав проверяет действительность иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации прав, в том числе проверяет их надлежащее оформление (п. 236 Административного регламента).
Таким образом, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Непредставление на государственную регистрацию необходимых для регистрации документов влечет невозможность осуществить проверку сделки на предмет ее законности, в то время как такая проверка является обязательной составной частью процедуры государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
В то же время согласно ч. 1 ст. 69 упомянутого Федерального закона права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В процессе проведения правовой экспертизы представленных Гараевым А.Р. документов Управление Росреестра по Челябинской области установило отсутствие государственной регистрации права продавца ОАО "Челябинскгоргражданстрой" на трансформаторную подстанцию "данные изъяты".
Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в деле уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений (т. 1 л.д. 46) и не оспаривается сторонами.
Спорная трансформаторная подстанция "данные изъяты" также не числится в собственности согласно справкам ОГУП "ОблЦТИ" от 06 марта 2020 года (т. 1 л.д. 113, 121).
Представленный в материалах дела технический паспорт на нежилое здание - трансформаторную подстанцию "данные изъяты", составленный по состоянию на 08 апреля 2013 года, не содержит сведений о дате приобретения ОАО "Челябинскгоргражданстрой" данного объекта недвижимости (т. 1 л.д. 122-129).
Отсутствуют сведения о дате возникновения у ОАО "Челябинскгоргражданстрой" права собственности на трансформаторную подстанцию в акте N "данные изъяты" от 20 сентября 2005 года допуска в эксплуатацию КЛ-0, 4 кВ в организации ОАО "Челябинскгоргражданстрой" (т. 1 л.д. 130-132).
Таким образом, по делу установлено отсутствие документов, подтверждающих регистрацию права собственности ОАО "Челябинскгоргражданстрой" на проданную Гараеву А.Р. трансформаторную подстанцию, а также возникновение у ОАО "Челябинскгоргражданстрой" такого права до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которое бы признавалось юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации в ЕГРН.
Ссылка в апелляционной жалобе на письмо конкурсного управляющего ФИО5 от 03 июня 2014 года, инвентарную карточку учета объекта основных средств от 26 марта 2013 года N "данные изъяты" является несостоятельной, поскольку данными документами также не подтверждается возникновение у ОАО "Челябинскгоргражданстрой" права собственности на спорную трансформаторную подстанцию до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Указание в апелляционной жалобе на возможность применения по аналогии п. 3 ст. 551 ГК РФ, предусматривающей регистрацию перехода права собственности на основании решения суда, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, не принимается судебной коллегией.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании ст.ст. 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (ст. 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее.
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
Согласно приведенным положениям обязательным условием для их применения является отсутствие иных препятствий для регистрации перехода права собственности к покупателю, кроме физической невозможности провести регистрацию ввиду ликвидации юридического лица (продавца).
Между тем по делу помимо отсутствия заявления ОАО "Челябинскгоргражданстрой" на регистрацию перехода права собственности установлено также отсутствие документов, надлежащим образом подтверждающих его право собственности на спорное имущество, что не позволяет произвести государственную регистрацию права с учетом приведенного выше разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ.
В силу положений ст.ст. 226, 227 КАС РФ для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.
Между тем по настоящему делу необходимой совокупности указанных выше условий не установлено, следовательно, суд первой инстанции правильно принял решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Ссылка в апелляционной жалобе на правовую позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении от 01 сентября 2009 года N 1395/09, не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении спора суды учитывают конкретные обстоятельства каждого дела и доказательства, представленные сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимается судебный акт.
Отклоняется судебной коллегией содержащееся в апелляционной жалобе утверждение, что отказ регистрирующего органа противоречит ст. 554 ГК РФ, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку представленный договор купли-продажи недвижимого имущества соответствует требованиям ст. 554 ГК РФ. Само по себе соответствие договора купли-продажи недвижимого имущества требованиям ст. 554 ГК РФ не свидетельствует о наличии у продавца права собственности на отчуждаемое имущество.
Иные доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергают, не нуждаются в дополнительной проверке, поскольку сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования, нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 60-62, 84 КАС РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Челябинска от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Гараева Артура Радиковича - Скопиновой Екатерины Леонидовны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.