Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Масленниковой Л.В., судей Лобовой Л.В., Мызниковой Н.В., при помощнике судьи Бухареве И.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Авдеева А. Е. на решение Басманного районного суда города Москвы от 06 июля 2020 года (номер дела в суде первой инстанции N2-367/2020), которым постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г.Москве и Московской области засчитать работу Авдеева А.Е. с 13.07.1984 г. по 02.08.1984 г, с 11.08.1986 г. по 04.10.1987 г, с 17.09.1984 г. по 30.04.1985 г, с 26.09.1985 г. по 31.01.1986 г, с 15.11.1997 г. по 31.03.1998 г. в качестве работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и шесть месяцев и периоды работы с 27.06.2013 г. по 29.12.2013 г, с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. - в календарном исчислении.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
установила:
Истец Авдеев А.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г..Москве и Московской области, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил о признании решения N190000043108/651082/19 от 22.07.2019 г..об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; пересчете засчитанных периодов работы с 10.09.2004 г..по 18.08.2006 г..в должности врача- хирурга отделения пластической хирургии ФГБУ "Поликлиники N5", с 30.12.2013 г..по 31.12.2013 г..в должности заведующего отделением врача-хирурга дневного стационара поликлиники клинических подразделений Медицинского научно-образовательного центра МГУ им.
Ломоносова в соотношении 1 год работы за один год и шесть месяцев; включении в стаж периодов работ, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: с 13.07.1984 г..по 02.08.1984 г..в должности медбрата отделения анестезиологии и реанимации Медико-санитарного отдела N 8, с 11.08.1986 г..по 04.10.1987 г..в должности врача-интерна-хирурга Медико-санитарного отдела N8, с 01.07.1987 г..по 04.10.1987 г..в должности врача-травматолога травматологического отделения (стационар) Медико-санитарного отдела N 8, с 17.09.1984 г..по 30.04.1985 г, с 26.09.1985 г..по 31.01.1986 г..в должности медбрата в факультетской хирургической клинике 1-го Московского медицинского института им.И.М.Сеченова в соотношении 1 года работы за один год и шесть месяцев; с 15.11.1997 г..по 31.03.1998 г..в должности врача-ортопеда Центра спортивной и балетной травмы и реабилитации МЗ РФ, с 01.09.2006 г..по 23.11.2006 г..в должности главного врача ООО "Медэстетика" в соотношении 1 год работы за 1 год; с 01.09.2006 г..по 03.06.2013 г..в должности заведующего отделение, врача-хирурга ООО "Медэстетика", с 27.06.2013 г..по 29.12.2013 г, с 01.01.2014 г..по 31.12.2014 г..в должности заведующего отделением врача-хирурга дневного стационара поликлиники клинических подразделений Медицинского научно-образовательного центра МГУ им.М.В.Ломоносова, с 16.12.2016 г..по 31.05.2017 г..в должности врача пластического, врача травматолога-ортопеда на 0, 5 ставки ООО МХЦ "Основа", с 01.09.2017 г..по 31.10.2017 г..в должности врача пластического хирурга ЗАО "Медлаз" в соотношении 1 год работы за один год и шесть месяцев; обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 07.03.2019 года.
В обоснование заявленных требования истец указал, что решением ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, с чем истец не согласен, поскольку необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости имеется в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Косачевский Д.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Железняков М.Ю. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении исковых требований по доводам апелляционной жалобы просит истец Авдеев А.Е.
Истец Авдеев А.Е. в судебное заседание судебной коллегии не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ, на ведение дела через представителя.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца по доверенности Косачевского Д.А, представителя ответчика по доверенности Железнякова М.Ю, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 3271 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановлени я Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в
случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных постановлением N 781, работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3).
В ходе рассмотрения дела судом установлено и следует из представленных доказательств, что Авдеев А.Е. 07.03.2019 г. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области от 22.07.2019 г. N 190000043108/651082/19 Авдееву А.Е. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по указанному выше основанию из-за отсутствия необходимого специального стажа. По представленным документам стаж Авдеева А.Е. на соответствующих видах работ составил 14 лет 9 месяцев 9 дней.
В указанный стаж истцу не были включены периоды работ:
- с 13.07.1984 г. по 02.08.1984 г. в должности медбрата отделения анестезиологии и реанимации Медико-санитарного отдела N8, с 11.08.1986 г. по 04.10.1987 г. в должности врача-интерна-хирурга Медико-санитарного отдела N8.
- с 17.09.1984 г. по 30.04.1985 г, с 26.09.1985 г. по 31.01.1986 г. в должности медбрата в факультетской хирургической клинике 1-ого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.
- с 15.11.1997 г. по 31.03.1998 г. в должности врача ортопеда Центра спортивной и балетной травмы и реабилитации МЗ РФ.
- с 01.09.2006 г. по 03.06.2013 г. в должности главного врача, заведующего отделением, врача-хирурга, врача-травматолога-ортопеда ООО "Медэстетика".
- с 27.06.2013 г. по 29.12.2013 г, с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. в должности заведующего отделением-врача-хирурга дневного стационара поликлиники клинических подразделений Медицинского научно- образовательного центра МГУ им. М.В. Ломоносова.
- с 16.12.2016г по 31.05.2017г в должности пластического врача, врача-травматолога- ортопеда на 0, 5 ставки ООО МЦХ "Основа".
- с 01.09.2017г по 31.10.2017г, с 01.01.2019 г. по 07.03.2019 г. в должности врача пластического хирурга ЗАО "Медлаз.
Как усматривается из трудовой книжки истца, представленных справок, Авдеев А.Е. с 13.07.1984 г. по 02.08.1984 г. работал в МСО-8 в должности медбрата отделения анестезиологии; с 17.09.1984 г. по 30.04.1985 г, с 26.09.1985 г. по 31.01.1986 г. работал в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова в факультетской хирургической клинике в должности медбрата, 11.08.1986 г. принят на работу в Медсанотдел N 8 (МСО-8) в должности врача-интерна-хирурга; с 01.07.1987 г. по 22.08.1990 г. работал в должности врача травматолога для работы по системе чередования поликлиники-стационар; с 15.11.1997 г. по 01.06.1998 г. работал в Центре спортивной подготовки и балетной травмы и реабилитации в должности врача-ортопеда; с 10.09.2004 г. по 18.08.2006 г. работал в должности врача-хирурга в отделении пластической хирургии ФГЛПУ "Поликлиника Управления делами Президента Российской Федерации", с 01.09.2006 г. по 23.11.2006 г. работал в должности главного врача ООО "Медэстетика", с 24.11.2006 г. по 03.06.2013 г. работал в должностях заведующего отделением реконструктивно-пластической и эстетической хирургии, врачом хирургом, по совместительству в должности врача травматолога-ортопеда, главным врачом в ООО "Медэстетика"; с 27.06.2013 г. по 15.12.2015 г. работал в ФГБОУ ВПО МГУ им. М.В. Ломоносова в должности заведующего отделением-врача-хирурга дневного стационара поликлиники клинических подразделений медицинского научно-образовательного центра МГУ им. М.В. Ломоносова; с 16.12.2016 г. по 31.05.2017 работал в должности врача пластического хирурга, по совместительству врача-травматолога-ортопеда в ООО "Медико-хирургический центр "Основа", с 01.09.2017 г. по 01.11.2017 г. работал в должности врача пластического хирурга в
ЗАО "МЕДЛАЗ".
Из справки, уточняющей характер работы, выданной ФГБУЗ "КБ N 8 ФМБА России", следует, что истец с 13.07.1984 г. по 02.08.1984 работал в должности медбрата отделения анестезиологии и реанимации (стационар), с 11.08.1986 г. по 30.06.1987 г. работал в должности врача-интерна-хирурга, с 01.07.1987 г. по 31.12.1987 г, с 01.01.1988 г. по 31.03.1988 г, с 01.07.1988 г. по 30.09.1988 г, с 01.10.1988 г. по 31.12.1988 г, с 01.01.1989 г. по 31.03.1989 г, с 01.07.1989 г. по 30.09.1989 г, с 01.10.1989 г. по 31.12.1989 г, с 01.04.1990 г. по 22.08.1990 г, с 01.01.1993 г. по 31.03.1993 г, с 01.07.1993 г. по 31.12.1993 г, с 01.01.1994 г. по 30.03.1994 г, с 01.07.1994 г. по 10.10.1994 г. работал в должности врача-травматолога травматологического отделения (стационар), с 01.04.1988 г. по 30.06.1988 г, с 01.04.1989 г. по 30.06.1989 г, с 01.01.1990 г. по 31.03.1990 г, с 01.10.1992 г. по 31.12.1992 г, с 01.04.1993 г. по 30.06.1993 г, с 01.04.1994 г. по 30.06.1994 г. работал в должности врача-травматолога хирургического поликлинического отделения поликлиники N 1. За периоды работы в должности врача-травматолога травматологического отделения (стационар) истец принимал участие в ортопедо-травматологических операциях. В периоды работы с 13.07.1984 г. по 02.08.1984 г, с 11.08.1986 г. по 22.08.1990 г, с 01.10.1992 г. по 10.10.1994 г. истец работал на полную ставку заработной платы, полный рабочий день.
Из справки ФГБУЗ "КБ N 8 ФМБА России" N 3907 от 22.11.2011 г. следует, что приказом Министра здравоохранения СССР от 05.10.1987 г.
N 1096 МСО N 8 переименован в Центральную медико-санитарную часть N 8 Федерального управления Медбиоэкстрем при Минздраве РФ (ЦМСЧ N 8).
Из уточняющей справки МГУ им. М.В. Ломоносова следует, что истец с 27.06.2013 г. по 31.12.2014 г. работал в должности заведующего отделением-врача-хирурга дневного стационара поликлиники клинических подразделений. С 01.01.2015 г. работал в должности заведующего отделением-врача-хирурга дневного стационара поликлиники клинических подразделений на 0, 5 ставки, с 16.12.2015 г. переведен на должность врача-травматолога-ортопеда хирургического отделения поликлиники клинических подразделений на 0, 25 ставки.
Факт работы истца с 15.11.1997 г. по 31.03.1998 г. в должности врача-травматолога-ортопеда в Центре спортивной и балетной травмы и реабилитации Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации на базе Центрального ордена Трудового красного знамени научно-исследовательского института травматологии и ортопедии им Н.Н. Пирогова Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ подтверждается справкой от 23.01.2020 г. N 79/01.
Из материалов дела следует, что Центр спортивной и балетной травмы и реабилитации Министерства здравоохранения РФ является структурным подразделением Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии им Н.Н. Пирогова Министерства здравоохранения РФ.
В период работы с 15.11.1997 г. по 31.03.1998 г. в должности врача-травматолога-ортопеда в Центре спортивной и балетной травмы и реабилитации Министерства здравоохранения РФ принимал участие в операциях в качестве оперирующего врача, что подтверждается представленными в материалы дела медицинскими документами.
При оценке пенсионных прав истца периоды его работы с 01.04.1998 г. по 01.06.1998 г, с 30.12.2013 г. по 31.12.2013 г. учтены в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
С 17.09.1984 г. по 30.04.1985 г. истец работал в должности медбрата палатного отделения реанимации, а также с 26.09.1985 г. по 31.01.1986 г. в должности медбрата отделения миастении в факультетской хирургической клинике Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.
В указанные периоды истец работал неполный рабочий день на 0, 5 ставки, в период работы с 17.09.1984 г. по 30.04.1985 г. получал надбавку к заработной плате за вредные условия работы.
Разрешая спор в части требований Авдеева А.Е. о включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии периодов работы с 13.07.1984 г. по 02.08.1984 г, с 11.08.1986 г. по 04.10.1987 г, с 17.09.1984 г, по 30.04.1985 г, с 26.09.1985 г. по 30.01.1986 г, с 15.11.1997 г. по 31.03.1998 г. в должностях медбрата отделения анестезиологии и реанимации (стационар), врача-интерна-хирурга, врача-травматолога травматологического отделения (стационар), медбрата палатного отделения реанимации, медбрата отделения миастении в факультетской хирургической клинике, врача-травматолога-ортопеда в льготном исчислении как один год работы за 1 год и шесть месяцев, суд с учетом установленных обстоятельств, а также положений пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения данных требований.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и проверке в апелляционном порядке не подлежит.
Разрешая требования истца о включении периодов работы с 27.06.2013 г. по 29.12.2013 г, с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. в должности заведующего отделением-врача-хирурга Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М.В. Ломоносова, суд первой инстанции пришел к выводу о включении данных периодов в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку в материалы дела не представлено достаточных доказательств того, что в указанные периоды им выполнялась работа оперирующего врача в отделении хирургического профиля стационара, вырабатывалась полная ставка оперирующего врача отделения хирургического профиля стационара.
При этом, суд верно исходил из того, д ействующий в настоящее время Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, предусматривает оперирующих врачей - специалистов всех наименований, в том числе оперирующих врачей - заведующих в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что данные периоды подлежат в льготном исчислении, так как наименование должности и учреждения Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М.В. Ломоносова подтверждены документально, в том числе, копией должностной инструкции заведующего дневным стационаром-врача-хирурга подтверждается, что в обязанности врача входило оказание специализированной стационарной помощи больным, т.е. проведение хирургических операций.
Однако, с указанным доводом истца судебная коллегия полагает не согласиться, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 данных правил (подпункт "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.
В пункте 1 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781, в том числе травматологическое, травматолого-ортопедическое, хирургическое.
Пунктом 1 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781 в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, названы должности оперирующих врачей - специалистов всех наименований, в том числе оперирующих врачей-заведующих.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, доказательств осуществления истцом деятельности оперирующего врача, в материалы дела не представлено, а указанные истцом в апелляционной жалобе документы не содержат информации о проведенных истцом операциях за спорный период.
Период работы истца с 10.09.2004 г. по 18.08.2006 г. включен ответчиком в подсчет специального стажа в календарном исчислении. Оснований для включения данного периода как 1 год работы за 1 год и шесть месяцев судом не установлено.
Рассматривая требования истца об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа спорные периоды работы с 01.09.2006 г. по 03.06.2013 г. в должностях главного врача, заведующего отделением, врача-хирурга, врача травматолога ортопеда ООО "Медэстетика", с 16.12.2016 г. по 31.05.2017 г. в должности врача пластического хирурга в ООО "МХЦ "Основа", с 01.09.2017 г. по 31.10.2017 г. в должности врача пластического хирурга в ЗАО "МЕДЛАЗ", суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, так как организационно-правовая форма указанных коммерческих организаций (ООО, ЗАО), не предусмотрены Списком должностей и учреждений от 29.10.2002 г. N 781.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда в данной части, при этом исходит из следующего.
Такие виды учреждений как общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество, осуществляющие медицинскую деятельность, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, который подлежит применению к периоду трудовой деятельности истца, не поименованы.
Судом обоснованно учтено, что устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 1920-О).
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30).
Медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о тождественности занимаемых истцом в названных Обществах должностей должностям в учреждениях здравоохранения.
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
В отношении занимаемых истцом должностей в вышеуказанных организациях такая тождественность профессиональной деятельности Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не установлена.
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшего в спорные периоды в организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ 2Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации) (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Учитывая изложенное, суд также правильно исходил из того, что имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учета не подтверждается льготный характер работы истца в спорный период.
Специальный стаж истца на дату обращения в пенсионные органы, с учетом включенных периодов ответчиком и судом, составил менее требуемых 30 лет, следовательно, вывод суда об отказе в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости отвечает требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным отношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в спорные периоды он осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной соответствующими Списками, указанные организации являются медицинским учреждением, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в связи с чем периоды работы в них подлежат включению в специальный стаж, основаны на неправильном применении и толковании действующего пенсионного законодательства, иной оценке доказательств характера работы, деятельности и организационно-правовой формы организации, в которой он работал в спорные периоды, и не опровергают выводы суда об отсутствии оснований для их включения в специальный стаж работы. Приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты, позиция истца основана на неправильном толковании норм действовавшего и действующего законодательства.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы заявителя в апелляционной жалобе основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, в связи с чем не могут повлечь за собой отмену решения суда в обжалуемой части.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, определила:
Решение Басманного районного суда города Москвы от 06 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Авдеева А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.