Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
и судей Дементьевой Е.И, Кочергиной Т.В, при помощнике Тутуниной О.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В.
дело по апелляционной жалобе истцов Филиппова М.А, Зюрниной К.И. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2020г, которым постановлено:
В удовлетворении иска Филиппова М*** А***, Зюрниной К*** И*** к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральному казначейству РФ, третьи лица: МВД РФ, Минкомсвязи РФ, о взыскании суммы социальной поддержки граждан, находящихся на территории иностранного государства и не имеющих возможность вернуться в РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, компенсации морального вреда - отказать, УСТАНОВИЛА:
Филиппов М.А. и Зюрнина К.И. обратились в суд с иском к МИД РФ, указывая на то, что 11 марта 2020 г. Филиппов М.А. и Зюрнина К.И. выехали с территории Российской Федерации в Индонезию, куда прибыли 12 марта 2020 г. Возвратиться в Российскую Федерацию истцы должны были 03 апреля 2020 г, согласно приобретённым билетам компании "Аэрофлот" на рейс, вылетающий из Индонезии 02 апреля 2020 г. Однако указанный рейс авиакомпания отменила, движение иных рейсов, вылетающих в Российскую Федерацию, также было приостановлено. Таким образом, у истцов отсутствовала возможность возвращения на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.
В связи со сложившейся ситуацией Филипповым М.А. и Зюрниной К.И. в порядке, установленном п. 4 Положения, заполнены на едином портале государственных и муниципальных услуг электронные формы заявлений об оказании помощи. Однако выплаты не произведены в полном объеме и были прекращены, в связи с чем, истцы просят суд взыскать с Министерства иностранных дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации: в пользу Филиппова М.А. 36 000 руб. в счет выплаты социальной поддержки (помощи) и 10 000 руб. в счет компенсации морального вреда; в пользу Зюрниной К.И. 36 000 руб. в счет выплаты социальной поддержки (помощи) и 10 000 руб. в счет компенсации морального вреда; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 51 200 рублей.
Истец Филиппов М.А. и представитель истца Зюрниной К.И. в судебное заседание суда перовой инстанции, проводимое с использованием средств видео-конференц связи, явились, исковые требования поддержали. Пояснили, что приостановка выплат, по их мнению, была незаконной, поскольку Положение не предусматривает возможность прекращения выплат, которые были назначены.
Представитель МИД РФ в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд материал по заявлениям на выплату, письменные пояснения по делу.
Представитель соответчика Федерального казначейства РФ в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель МВД России в судебное заседание суда первой инстанции явился, пояснил, что МВД РФ проверяло в автоматическом режиме поступавшие сведения, и сведения о результатах проверки направляло в МИД России.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2020г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцы Филиппов М.А. и Зюрнина К.И. выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии, проводимое с использованием видеоконференцсвязи истец Филиппов М.А. и его представитель по устному ходатайству Такмакова А.В, которая одновременно является представителем по доверенности истца Зюрниной К.И, явились, апелляционную жалобу поддержали.
В судебное заседание судебной коллегии представитель ответчика МИД РФ по доверенности Грекалов А.А. и представитель третьего лица МВД России по доверенности Болдин А.В. явились, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом с соблюдением требований закона. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Постановлением Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее по тексту - Положение).
Согласно п. п. 1, 2 Положения в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации. Оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации не допускается.
Данным Положением регламентирован порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено:
- обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи;
- направлять ежедневно сводную информацию о гражданах Российской Федерации, подавших заявление об оказании помощи, в Министерство внутренних дел Российской Федерации для подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению.
Согласно п. 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено представлять ежедневно в Министерство иностранных дел Российской Федерации информацию по результатам проверочных мероприятий для принятия решения об оказании помощи.
В силу п. 6 Положения по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или о прекращении помощи.
В соответствии с п. 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
Согласно п. 14 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации принимает решение о прекращении оказания помощи в случае установления фактов, указывающих на сообщение заявителем заведомо ложных сведений, невылета заявителя вывозным бортом или неявки заявителя на предложенный рейс российской авиакомпании для возвращения в Российскую Федерацию либо возобновления регулярного авиасообщения между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг, Филиппов М.А. подал несколько заявлений (в которые была включена Зюрнина К.И.): N 742120033 от 04.04.2020 г, N 742416078 от 05.04.2020 г, N754311174 от 22.04.2020 г. в рамках оказания социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Заявление Истца N 742120033 от 04.04.2020 г. поступило из Минкомсвязи России 06 апреля 2020 г. письмом N ОП-П24-070-8271дсп от 05.04.2020 г, заявление N 742416078 от 05.04.2020 г. поступило 07 апреля 2020 г. письмом NОП-П24-070-8275дсп от 05.04.2020 г, заявление N 754311174 от 22.04.2020 г. поступило 23 апреля 2020 г. письмом N ОП-П24-070-Ю115дсп от 22.04.2020 г.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ГИАЦ МВД России) по заявлениям Истца поступили из ГИАЦ МВД России 06 апреля 2020 г. письмом N 34/8-9108 от 05.04.2020 г, 07 апреля 2020 г. письмом N 34/8-9190 от 06.04.2020 г. и 23 апреля 2020 г. письмом N 34/8-10264 от 22.04.2020 г.
Зюрнина К.И. также подала ряд заявлений (в которые был включен Филиппов М.А.): N 742287435 от 05.04.2020 г, N 742420692 от 05.04.2020 г, N743905038 от 07.04.2020 г.
Заявление Зюрниной К.И. N 742287435 от 05.04.2020 г. поступило из Минкомсвязи России 06 апреля 2020 г. письмом N ОП-П24-070-8274дсп от 05.04.2020 г, заявление N 742420692 от 05.04.2020 г. поступило 07 апреля 2020 г. письмом N ОП-П24-070-8275дсп от 05.04.2020 г, заявление N 743905038 от 07.04.2020 г. поступило 10 апреля 2020 г. письмом N ОП-П24-070-8759дсп от 09.04.2020 г.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" по заявлениям Истца поступили из ГИАЦ МВД России 07 апреля 2020 г. письмом N 34/8-9190 от 06.04.2020 г, 07 апреля 2020 г. письмом N 34/8-9190 от 07.04.2020 г. и 10 апреля 2020 г. письмом N 34/8-9043 от 09.04.2020 г.
По заявлению N 742287435 от 05.04.2020 г. Комиссией МИД России было принято положительное решение об оказании социальной поддержки и заявительница с супругом были включены в списки на получение материальной помощи, которая была выплачена за определенный период.
Из объяснений представителя МИД России в суде первой инстанции следует, что при заполнении заявлений на портале ЕПГУ в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433 заявитель отмечает: "Подтверждаю, что я и члены моей семьи ранее не обращались за получением социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции". Между тем, Истцы указывали в своих заявлениях друг друга в качестве супругов и получили часть выплат по двум заявлениям. Подача заявлений происходила параллельно. Филиппов М.А. в своем первом заявлении указал, что обратный рейс из Индонезии был запланирован на 05.04.2020 г, в последующих заявлениях эта дата была изменена на 02.04.2020 г, при этом номер электронного бронирования остался прежним (QWFFAC), а скан-образца билетов прикреплено не было. По имеющейся информации ДСКЦ МИД России, факт родства между Филипповым М.А. и Зюрниной К.И. не был подтвержден проверочными мероприятиями по линии МВД России, что вызвало подозрение на ложные сведения.
После обнаружения Комиссией МИД России аналогичных заявлений от Филиппова М.А, в которые также была включена Зюрнина К.И, было принято решение о приостановлении оказания социальной поддержки по заявлениям Зюрниной К.И.
С 08 апреля 2020 г Зюрнина К.И. была включена в списки на получение материальной помощи по заявлению Филиппова М.А, и материальная помощь за определенный период была выплачена.
После поступления в МИД России повторных заявлений Филиппова М.А. Комиссия приняла решение о приостановлении выплаты матпомощи в соответствии с п. 12 Положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. N 433.
Заявления Зюрниной К.И. от 05.04.2020 г. и 07.04.2020 г. не прошли проверку по линии МВД России по причине расхождения данных, в связи с чем (и в том числе) Комиссией МИД России были приняты решения об отказе в оказании финансовой помощи.
Разрешая спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь положениями ст. ст. 12, 151, 1101 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции", оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, а также закона подлежащего применению по данному делу, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом суд исходил из того, что принимая решение о прекращении помощи в связи с представлением заявителями личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, МИД России действовал исключительно в рамках и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433, факт незаконных действий ответчиков в ходе рассмотрения дела подтверждения не нашел. Между тем, истцы не представили надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии законных оснований для взыскания социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433, за период 15 дней нахождения истцов в иностранном государстве до возвращения в Российскую Федерацию.
Поскольку в удовлетворении основных требований истцам было отказано, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о правомерности отказа МИД РФ в выплате истцам социальной поддержки (помощи) за период их нахождения на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителей жалобы, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
В силу положений ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. При разрешении спора судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор. Все собранные по настоящему делу доказательства оценены судом первой инстанции в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований к иной оценке представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Тот факт, что суд не согласился с доводами истцов Филиппова М.А. и Зюрниной К.А, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены.
Указание в апелляционной жалобе на то, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, а именно п. 12 Положения, поскольку МИД РФ не наделен полномочиями по приостановлению социальной выплаты в случае представления заявителями заведомо ложных сведений или в случае повторной подачи заявления, судебной коллегией признано несостоятельным, основанными на неверном толковании норм материального права.
В силу п. 6 Положения по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или о прекращении помощи.
В соответствии с п. 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
Согласно п. 14 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации принимает решение о прекращении оказания помощи в случае установления фактов, указывающих на сообщение заявителем заведомо ложных сведений, невылета заявителя вывозным бортом или неявки заявителя на предложенный рейс российской авиакомпании для возвращения в Российскую Федерацию либо возобновления регулярного авиасообщения между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством.
Из пояснений представителя ответчика МИД России по доверенности Грекалова А.А. в суде апелляционной инстанции следует, что истцы при подаче заявлений об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции указывали друг друга в качестве супругов и получили часть выплат по двум заявлениям, то есть истцам оказана помощь в двойном размере, подача заявлений происходила параллельно.
При таких обстоятельствах, принимая решение о прекращении истцам оказания социальной поддержки (помощи) по их заявлениям, МИД РФ действовал исключительно в рамках и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 года.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 19 ноября 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Филиппова М.А, Зюрниной К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.