Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Смирновой Ю.А, и судей Федерякиной Е.Ю, Полковникова С.В.
при помощнике судьи Чернышевой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента городского имущества города Москвы на решение Чертановского районного суда города Москвы от 30 ноября 2020 года, которым постановлено: исковые требования фио к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по г.Москве, Департаменту городского имущества г.Москвы о включении 1/2 доли в праве собственности в состав наследства, признании права собственности - удовлетворить.
Включить 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: адрес, в состав наследства, открывшегося после смерти фио, умершего 29.09.2019.
Признать за фио право собственности в порядке наследования после смерти фио на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: адрес, принадлежащую фио, умершей 04.05.1996
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчикам Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по г..Москве, ДГИ г..Москвы о включении 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 38, 2 кв. м, расположенной по адресу: адрес, в состав наследства, открывшегося после смерти фио, признании право собственности истца в порядке наследования после смерти фио на указанное имущество, указывая в обоснование заявленных требований на то, что 04 мая 1996 года умерла ее родная бабушка фио, которая на день смерти постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: адрес. После ее смерти осталось наследственное имущество в виде доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанное имущество. При жизни фио на основании договора передачи от 20 ноября 1992 года ей и брату истца фио была передана в общую совместную собственность без определения долей квартира, расположенная по адресу: адрес. Указанный договор был зарегистрирован в Управлении приватизации жилищного фонда Департамента муниципального жилья за N512246 от 14 января 1993 года, о чем было выдано свидетельство о праве собственности на жилище. Право собственности у наследодателя (умершей фио) на долю в квартире не зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Несмотря на отсутствие регистрации права в ЕГРН у умершей фио возникло право собственности на указанную долю в квартире. Отец истца фио являлся единственным наследником первой очереди по закону после смерти фио Примерно за один месяц до смерти фио ввиду ее болезни отец истца, проживавший по адресу: адрес, переехал в г..Москву и стал проживать совместно с фио по адресу: адрес, и ухаживать за ней. После смерти тело фио было кремировано и прах был захоронен на Новогражданском кладбище г..Рязани.
По прошествии 40 дней после смерти фио Дубровин В.С. вновь уехал в г..Москву и стал проживать в квартире по адресу: адрес, разбирать вещи и бумаги, принадлежавшие его матери. При этом часть личных вещей фио, предметы домашнего обихода перешли во владение и пользование отца истца, в том числе весь семейный архив фио, старинные фотографии, два медных самовара, немецкая швейная машинка, остатки двух столовых сервизом фабрики Кузнецова дореволюционного производства. Кроме того, фио за счет своих личных средств произвел в квартире по вышеуказанному адресу ремонт, для чего приобретал обои, водоэмульсионную краску, поменял сантехнику. фио принял на себя обязанности по оплате содержания квартиры и коммунальных расходов, несколько раз он поручал произвести оплату жилищно-коммунальных услуг соседке фио, для чего передавал ей денежные средства. 29 сентября 2019 года фио умер. В установленный законом срок истец обратилась в нотариальные органы и получила свидетельство о праве на наследство по завещанию после смерти отца. Истец является единственной наследницей первой очереди по закону после смерти ее отца, ее родной брат фио умер 15 мая 2019 года. После смерти брата истец также является единственной наследницей и получила свидетельство о праве на наследство по закону на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на спорную квартиру. После смерти отца истец приняла на себя расходы по его погребению, личные вещи отца, а также предметы обихода, в том числе и вещи, принятые им в наследство после смерти его матери фио, перешли во владение и пользование истца. Таким образом, истец как наследница по закону фактически приняла наследство после смерти своего отца. С момента смерти отца и до настоящего времени истец регулярно оплачивает расходы по содержанию жилья и коммунальные услуги за спорную квартиру, погасила задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, произвела установку счетчиков учета потребления воды и электроэнергии.
Определением Чертановского районного суда г.Москвы от 22 октября 2020 года (протокольным) к участию в деле в качестве соответчика привлечен ДГИ г.Москвы (л.д.113-116).
Истец фио и ее представитель по доверенности фио в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по г.Москве в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика ДГИ г.Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит ответчик ДГИ г.Москвы по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, не соглашаясь с выводами суда, оценкой доказательств.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав истца фио и ее представителя по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение названным требованиям закона отвечает.
В силу ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Положениями ст.1111 ГК РФ предусмотрено, что наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Согласно п.1 ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст.1142-1145 и 1148 ГК РФ.
В силу ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов настоящего гражданского дела, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную двухкомнатную квартиру общей площадью 38, 2 кв. м, жилой площадью 30, 60 кв. м, расположенную по адресу: адрес.
На основании договора передачи N052437-000641 от 20 ноября 1992 года указанная квартиры была передана в общую без определения долей совместную собственность фио и фио (л.д.9), в связи с чем было выдано свидетельство о собственности на жилище N1098176, зарегистрированное 14 января 1993 года за N2-512246 (л.д.10, 11).
04 мая 1996 года фио умерла (л.д.8).
Наследником первой очереди после смерти фио являлся ее сын фио (л.д.14).
Как следует из материалов дела, после смерти матери фио в установленном законом порядке к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратился, однако фактически принял наследство, поскольку после ее смерти забрал себе семейный архив, документы фио (л.д.20-34).
Согласно сообщению нотариуса г.Москвы фио от 23 сентября 2020 года по данным архива 3 МГНК с даты смерти и по 20 ноября 2020 года наследственное дело к имуществу умершей 04 мая 1996 года фио, паспортные данные, проживавшей на день смерти по адресу: адрес, не открывалось (л.д.111).
29 сентября 2019 года фио умер (л.д.15).
Наследником первой очереди после смерти фио является его дочь фио (фио) Е.В. (л.д.16-17).
Согласно завещанию от 28 июня 2000 года фио завещал все свое имущество, в чем бы таковое ни заключалась и где бы оно ни находилось, своей дочери фио (л.д.18).
В установленный законом срок фио обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца, 31 марта 2020 года нотариусом нотариального округа города Рязань фио выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию после смерти отца фио (л.д.19, 65-86).
фио оплачивает жилищно-коммунальные услуги за спорную квартиру, погасила имеющийся долг за квартиру, произвела установку счетчиков воды (л.д.38-51).
Допрошенная в судебном заседании 22 октября 2020 года свидетель фио пояснила, что является соседкой фио, была знакома с ее отцом фио и бабушкой фио, которая жила в Москве, адрес свидетель точно не помнит. фио периодически передавал свидетелю деньги для оплаты квартиры в г.Москве, он проживал в квартире, которая принадлежала фио, в том числе после ее смерти, отдал свидетелю швейную машинку матери, после ее смерти получил в наследство посуду, хранил семейные фотографии.
Допрошенная в судебном заседании 22 октября 2020 года свидетель фио пояснила, что знакома с фио, знает ее семью 47 лет, отец фио в 1996 году обращался за консультацией по вопросу принятия наследства после своей матери, уезжал для этого в Москву, оплачивал квартиру после смерти матери, проводил там ремонт.
Суд первой инстанции принял показания свидетелей в качестве относимых и допустимых доказательств, так как оснований не доверять показаниям допрошенных в судебном заседании свидетелей не имелось, поскольку они логичны, последовательны и согласуются с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела. Какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела суд не усмотрел, кроме того перед допросом свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Разрешая спор, суд первой инстанции, на основании оценки собранных по делу доказательств, в том числе показаний свидетелей, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что на момент смерти фио являлась собственником 1/2 доли в праве собственности на спорную квартиру, фио фактически принял наследство после смерти своей матери фио, истец является единственным наследником, принявшим наследство после смерти своего отца фио, в связи с чем пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о включении 1/2 доли в праве собственности на квартиру по адресу: адрес, в наследственную массу после смерти фио и признании за истцом права собственности на указанное имущество в порядке наследования по закону после смерти отца фио
Согласно ч.1 и ч.4 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика ДГИ г.Москвы о том, что истцом не представлено доказательств в подтверждение того, что фио фактически принял наследство после смерти своей матери фио, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку противоречат материалам гражданского дела. Одним из установленных законом способов принятия наследства является осуществление действий по его фактическому принятию, и данные действия были осуществлены наследником по закону - фио, в том числе он проживал в спорной квартире в течение 6 месяцев после смерти матери, принял личное имущество матери, нес расходы по содержанию квартиры.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда города Москвы от 30 ноября 2020 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.