Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи фио
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело N 2 - 7533/2020 по апелляционной жалобе истца фио, действующей в интересах несовершеннолетней фио, на решение Мещанского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований фио, действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка фио, к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконным бездействия, обязании предложить устройство несовершеннолетнего ребенка на полный день в общеобразовательную организацию - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Истец фио, действующая в интересах несовершеннолетней фио, обратилась в Мещанский районный суд адрес с иском к Департаменту образования и науки адрес, просит признать незаконным бездействие ответчика в организации предоставления малолетней фио общедоступного бесплатного дошкольного образования в группе полного дня государственной общеобразовательной организации адрес непосредственно по месту жительства; обязать ответчика предложить устройство несовершеннолетнего ребенка на полный день в любую общеобразовательную организацию непосредственно по месту жительства с возможностью зачисления не позднее чем через месяц после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что истец фио является матерью несовершеннолетнего ребенка фио, паспортные данные, года; дата истцом было подано заявление на интернет - ресурс АИС "Заявление в ДОУ" о предоставлении несовершеннолетнему ребенку фио, паспортные данные, места в группе полного дня в ГБОУ Школа N2089. До настоящего времени место в группе полно дневного пребывания в указанном детском образовательном учреждении несовершеннолетнему ребенку не предоставлено.
Представитель истца фио в суд первой инстанции фио явился, исковые требования поддержал. Представитель ответчика Департамента образования и науки по доверенности фио в суд первой инстанции явился, иск не признал. Представитель третьего лица наименование организации по доверенности фио в суд первой инстанции явилась, иск не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
На заседание судебной коллегии истец не явился, уважительных причин неявки не представил. В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не представившего доказательств невозможности явки в суд.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика по доверенности фио, представителя 3 лица по доверенности Вязьма О.С, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства.
В силу частей 1, 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно статье 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ от дата "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Согласно статье 5 данного Федерального закона право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В силу статьи 67 того же Федерального закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (часть 1).
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3).
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Таким образом, федеральный законодатель, регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, предусмотрев, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, одновременно закрепил право родителей (законных представителей) ребенка в таком случае для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаться непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях адрес согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона адрес от дата N 25 "О развитии образования в адрес" относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования.
В силу пунктов 2, 3 статьи 14 Закона адрес от дата N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в адрес, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти адрес.
Департамент образования и науки адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей адрес, обеспечивающим функционирование в интересах жителей адрес системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в адрес.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от дата N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с дата текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с дата следующего года (пункт 22).
Аналогичные положения содержатся во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес (в редакции от дата и дата).
Указанными Правилами регламентируется процедура направления детей дошкольного возраста на программы дошкольного образования в порядке очередности. Механизмом, обеспечивающим направление детей дошкольного возраста в образовательные организации, является Комплексная система оказания государственных услуг в сфере образования в электронном виде (далее - КИС ГУСОЭВ).
В силу раздела 3 Временных правил в едином электронном реестре регистрируются заявления законных представителей (родителей), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета либо по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес. Сведения о регистрации ребенка по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес при подаче заявления в электронном виде указываются в заявлении, заполняемом в интерактивной форме, самим заявителем.
Согласно разделу 7 Временных правил направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляются при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю предлагаются свободные места в трех других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребенка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от трех предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на дата следующего календарного года с сохранением даты постановки на учет.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что заявление фио от дата о постановке ее дочери фио, паспортные данные, на учет для направления на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту, было зарегистрировано в АИС "Зачисление в образовательные учреждения", ему присвоен номер N4510 0023 3904 6721 (л. д. 12 - 14).
По данным АИС "Зачисление в образовательные учреждения" Департамента образования адрес несовершеннолетняя фио зарегистрирована в электронной очереди для поступления в дошкольные группы ГБОУ Школы N2089 (место в очереди - 25). Данный ребенок является льготником (дети из многодетной семьи).
Дошкольные группы в образовательной организации выбранной истцом по состоянию на дата укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", что подтверждается справкой ГБОУ Школы N2089.
Согласно справке Департамента образования адрес от дата государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, адрес, по состоянию на дата укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (л. д. 40).
Из материалов дела также следует, что в связи с отсутствием свободных мест в выбранной образовательной организации, истцу неоднократно предлагались места в дошкольных группах ГБОУ Школы N 2026, ГБОУ Школы 1363 и ГБОУ Школы N 1981 с сохранением очереди в ГБОУ Школа N 2089. Также, учитывая статус многодетной семьи, были предложены места для устройства в вышеуказанные школы и второго ребенка. Истец от данных предложений отказалась, что не оспаривалось представителем истца (л. д. 15, 16, 19, 24)
Судом также установлено, что в настоящее время несовершеннолетняя фио посещает группу кратковременного пребывания ГБОУ Школы N2089, что подтверждается договором N187/8-2020 об образовании по образовательным программам дошкольного образования от дата (л. д. 69 - 72).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных истцом фио требований.
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что действия Департамента образования и науки адрес по предоставлению места в дошкольном учреждении ребенку истца полностью соответствуют положениям Временных правил, в связи с чем прав истца не нарушают. Ребенку истца неоднократно предлагались места в доступной близости от места его проживания в дошкольных группах ГБОУ Школы N 2026, ГБОУ Школы 1363 и ГБОУ Школы N 1981 с сохранением очереди в ГБОУ Школа N 2089, в то время как непредставление места в выбранном истцом дошкольном учреждении вызвано отсутствием в нем свободных мест. При этом само по себе наличие очереди на получение мест в детском образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка заявителя.
Учитывая отсутствие свободных мест в выбранном истцом образовательном учреждении, а также то, что детский сад не может быть укомплектован с нарушением требований СанПиН 2.4.1.3049-13, принимая во внимание, что реализация права несовершеннолетнего ребенка истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных в очередь ранее, а также то, что ответчик истцу в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении не отказывал, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
Ссылки истца фио в апелляционной жалобе на недоказанность полной укомплектованности дошкольных групп ГБОУ адрес "Школа N 2089" согласно требованиям СанПин 2.4.1.3049 - 13 правомерность выводов суда не опровергают, поскольку как следует из ответов Департамента образования и науки адрес, а также ГБОУ адрес "Школа N 2809" по состоянию на дата дошкольные группы ГБОУ адрес "Школа N 2809" укомплектованы (л. д. 40 - 41). Из содержания данных справок следует, что сведения об укомплектованности представлены в отношении всех дошкольных групп ГБОУ адрес "Школа N 2809".
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес, утвержденные руководителем Департамента образования адрес от дата имеют исключительно организационно - учетный характер, направлены на оптимизацию процесса направления детей на зачисление в дошкольные образовательные организации по возрастным группам, при этом не отменяют и не изменяют требований федерального законодательства к приему на обучение детей по образовательным программам, обязательных к исполнению всеми органами и должностными лицами на всей адрес, в том числе и адрес.
Таким образом, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.