Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Лобовой Л.В., Масленниковой Л.В., при секретаре Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Бадмажапова Б.В. на решение Преображенского районного суда г.Москвы от 17 сентября 2020 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-1374/2020), которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области предоставить Бадмажапову Б.В. меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В остальной части исковых требований - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Бадмажапов Б.В. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по Москве и Московской области, в котором, с учетом уточнений, просил обязать ответчика включить его в список ветеранов-участников Великой Отечественной войны с предоставлением полного объема прав и льгот, предоставить жилье, уведомить об этом другие государственные организации и должностных лиц, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 000 руб.
Заявленные требования истец мотивировал тем, что имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны, обратился к ответчику для предоставления социальных льгот, однако первоначально истцу было отказано, в дальнейшем после проведения проверок истцу была выдана социальная карта с льготой проезда на электричке, для приобретения авиабилетов, где в кассах требовалось предоставления справки. При получении данной справки истцу стало известно, что проставлен код 20, что по мнению истца, не соответствует перечню льгот, предоставляемых в соответствии со ст. 15 ФЗ "О ветеранах". Истец полагает, что в результате действий ответчика он, являясь ветераном-участником ВОВ, ограничен в своих правах и льготах. Истец указывает, что ответчик неправомерно ссылается на положение пп. "з" п.1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах", поскольку он относится к лицам, указанным в пп. "а" п.1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах" и имеет право на льготы в полном объеме, как ветеран-участник ВОВ.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ - ГУ ПФР N7 по г.Москве и Московской области по доверенности Афанасьева Т.И. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец Бадмажапов Б.В.
Выслушав истца, представителя ответчика по доверенности Афанасьеву Т.И, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Согласно статье ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены постановленного по делу решения не имеется.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
В соответствии с подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемуся в Приложении к Федеральному закону "О ветеранах" на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе 1, в том числе боевых действиях в районе острова Даманский, март 1969 года, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны имеют право на ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ) в установленных размерах.
Данная мера социальной поддержки была впервые введена с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который предусмотрел замену ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном виде, соответствующей денежной компенсацией (выплатой).
При этом законодателем было закреплено, что ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а не органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, ранее ответственными за предоставление льгот в натуральном виде.
В качестве документов, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны, указанного в подпункте "а" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 Закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ принимаются удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 г. N 1122, или удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1978 г. N 907.
В качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст.3 Закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ принимаются удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 г. N 763, или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. N 59-27.
Факт того, что истец относится к лицам, принимавшим участие в боевых действиях на острове Даманском в марте 1969 года, стороной ответчика не оспаривается.
Территориальный орган Пенсионного фонда РФ расценил предоставленное удостоверение истцом как основание для назначения ему ЕДВ в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с п.2 Инструкции определен порядок предоставления Прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", а именно: в соответствии с п.п. 2.1. участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "г", "ж" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" - на основании удостоверения участника войны, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122.
Участникам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение участника войны не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства на основании документов, подтверждающих: а) службу или временное нахождение военнослужащих, воспитанников воинских частей и юнг в составе действующей армии; службу в партизанских отрядах и соединениях, а также участие в деятельности подпольных организаций, действовавших в период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; б) службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях; в) выполнение сотрудниками разведки и контрразведки специальных заданий в воинских частях действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств в период Великой Отечественной войны; г) участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе I Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах"), а также в боевых действиях в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований на территориях других государств.
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истцу Бадмажапову Б.В. 14.10.2015 года УФСБ России по Республике Бурятия выдан дубликат удостоверения серии ВВ N 313286 ветерана-участника Великой Отечественной войны, в соответствии с которым, истец как предъявитель данного удостоверения имеет права и льготы, установленные ст. 15 Федерального закона "О ветеранах". Данное удостоверение бессрочное и действительно на всей территории РФ.
Согласно справке N 3312608/19 от 27.12.2019 года, выданной ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области, истец Бадмажапов Б.В. получает ЕДВ с 21.03.2016 года бессрочно по категории (код 20) Участник ВОВ, имеет право с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинские изделия по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством РФ о контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Факт того, что истец относится к участнику боевых действий в районе острова Даманский - март 1969 года стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Таким образом, Бадмажапов Б.В. относится к лицам, принимавшим участие в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 года, что явилось основанием для выдачи ему соответствующего удостоверения установленного образца, в котором содержится в том числе, отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что ответчиком необоснованно применяется к истцу положения подпункта "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", поскольку лица, принимавшие участие в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 года были отнесены к категории участников Великой Отечественной войны с учетом положений подп. "а" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
При этом, из классификатора категорий граждан, имеющих право на получение ЕДВ, код 020 относится к категории участников Великой Отечественной войны, не имеющим группы инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности), с пенсионным обеспечением по ПК по категории "участник ВОВ" с правовым основанием: по кругу лиц в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" (кроме пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах"); по ЕДВ в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" и с учетом положений ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у истца, обладающего удостоверением от 14.10.2015 года - ветерана-участника Великой Отечественной войны, подтверждающим льготы как участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (участник боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 г.), имеется право на предоставление ему мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, предусмотренных ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", в том числе по пенсионному обеспечению.
Также истец просил о включении его в список ветеранов-участников Великой Отечественной войны с предоставлением полного объема прав и льгот, предоставить ему жилье и уведомить об этом другие государственные организации и должных лиц.
Отклоняя указанные требования, суд исходил из того, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При этом, меры социальной поддержки по предоставлению льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах", ответчиком ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области предоставляются в пределах своей компетенции по пенсионному обеспечению. В связи с чем, в указанной части исковые требования истца к данному ответчику удовлетворению не подлежали.
Руководствуясь положениями ст. 151 ГПК РФ, суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности взыскания компенсации морального вреда.
Учитывая изложенное и принимая во внимание требования закона и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает, что суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции истца, изложенной в иске, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г.Москвы от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бадмажапова Б.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.