Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-6/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца фиоо. - адвоката фио на решение Хамовнического районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Микиалова фио к ОМВД России по адрес о признании заключения незаконным - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фиоо. обратился в суд с иском к ОВМ ОМВД России по адрес и просил признать незаконным и отменить заключение административного ответчика от дата о том, что он считается не приобретшим гражданство, обязать устранить допущенное нарушение прав и внести соответствующе изменения в имеющиеся учеты автоматизированной системы... ;Российский паспорт" сведения о выданном на имя истца паспортные данные, а также сведении о выданном на имя истца паспортные данные, общегражданским заграничным паспортом серии... N... от дата, выданным ОУФМС России по адрес по адрес. Требования мотивированы тем, что он был документирован паспортом гражданина СССР. В дата был призван в армию Советского Союза из адрес, службу проходил в адрес, после окончания службы приехал в адрес и проживал с временной регистрацией, впоследствии приобрел недвижимость в адрес, заменил паспорт на паспорт нового образца в дата, в дата поменял паспорт в связи с тем, что он пришел в негодность, в дата получил заграничный паспорт, паспортом другого государства не документировался, в дата дочь приобрела гражданство Российской Федерации по отцу. В дата он обратился с заявлением о замене паспорта в связи с достижением 45-летнего возраста, однако им был получен ответ, что заключением ГУ МВД России по адрес признано, что он не приобрел гражданство Российской Федерации. Такие действия административных ответчиков он полагал незаконными, нарушающими его права, просил восстановить пропущенный в связи со смертью матери срок для обращения в суд.
Административный истец фиоо. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представители административных ответчиков УВМ ГУ МВД России по адрес, ОМВД по адрес в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца со ссылкой на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела, нарушены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, об уважительных причинах не уведомивших, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанций и выразились в следующем.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от дата N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от дата N 1948-1, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент приобретения фиоо. гражданства Российской Федерации) гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на адрес на день вступления в силу названного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на адрес после дата, если они до дата заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт "г" статьи 18 указанного закона).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что фиоо. не мог приобрести гражданство Российской Федерации, поскольку на момент вступления в силу Закона Российской Федерации от дата N 1948-1 постоянно на адрес не проживал.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Как усматривается из административного иска и материалов дела, фиоо, родившийся дата в адрес в дата был призван в армию Советского союза из адрес. Службу проходил в адрес до дата, имея на руках паспорт гражданина СССР, который получил в дата по достижении 16 лет. В дата принял присягу в Российской армии и получил справку о том, что как и все граждане России служил в армии с дата по дата
После увольнения из армии в дата он приехал в Москву и жил с временной регистрацией, так как в паспорте не было постоянной регистрации. В дата обратился в паспортный стол ОВД Дорогомилово, чтобы поменять свой советский паспорт на российский образец, в чем ему было отказано в связи с отсутствием постоянной регистрации. Был документирован Отделом УФМС России по адрес паспортные данные в связи с непригодностью на основании паспортные данные.
дата фио о. документирован общегражданским заграничным паспортом серии... N... ФМС 77... 2.
Из полученного ответа, поступившего из ОУФМС России по адрес по адрес следует, что паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность на адрес, серии 4... от дата на имя фио о, выдан на основании паспорта гражданина СССР (образца дата) серии... 9, выданного дата ОМ адрес Аз.ССР.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от дата N 1948-1 гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.
Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 указанного закона).
На момент документирования административного истца в дата паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от дата N 605 (зарегистрировано в Минюсте России дата N 1400) (далее - Инструкция).
Данной Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).
В силу пункта 13 упомянутой инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
В силу пункта 21 Инструкции поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.
После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (пункт 23).
Учитывая тот факт, что в дата фиоо. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, в дата производил замену паспортные данные документирован общегражданским паспортом, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у него гражданства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от дата N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от дата N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на дата и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) адрес при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) адрес, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес или СССР, международных договоров Российской Федерации, адрес или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
Однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от дата N 17-П, от дата N 10-П, от дата N 14-П, от дата N 9-П и др.).
Также в Постановлении от дата N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от дата по делу "Алпеева и Джалагония против Российской Федерации", изъятие выданного ранее в установленном порядке внутреннего паспорта в связи с отсутствием регистрационных записей о том, что лицу когда-либо предоставлялось гражданство Российской Федерации, свидетельствует о небрежном отношении властей к процедуре предоставления гражданства, выражающемся в отсутствии четких процедур и единых баз данных. Данные обстоятельства приводят к вмешательству в частную жизнь и нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Учитывая, что в дата административный истец был документирован паспортом гражданина Российской Федерации ОВД адрес, впоследствии был документирован паспортом гражданина Российской Федерации Отделом УФМС России по адрес, дата документирован общегражданским заграничным паспортом, данные факты свидетельствуют о том, что у выдавшего истцу паспорт органа после проведения соответствующей проверки отсутствовали сомнения относительно наличия у фиоо. гражданства Российской Федерации. Отсутствие в настоящее время сведений об адресе, по которому был зарегистрирован административный истец на дату документирования паспортом гражданина РФ, само по себе не может являться основанием для вывода миграционного органа о недействительности ранее выданного паспорта. Каких-либо виновных действий административного истца, связанных с получением паспорта гражданина РФ не установлено.
Таким образом, нельзя признать правомерным вывод суда о том, что фиоо. никогда не состоял в гражданстве Российской Федерации, только по причине отсутствия записей о приобретении им этого гражданства в информационных базах данных, которые могли быть утеряны по вине должностных лиц соответствующих государственных органов.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного постановления, считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований фиоо. признании незаконным и отмене заключения ОМВД России по адрес от дата, утвержденного ГУ МВД России по адрес. При этом на основании части 1 ст. 95 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным восстановить административному истцу пропущенный срок для обращения в суд, учитывая наличие заболевания и смерти близкого человека.
На основании изложенного судебная коллегия, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хамовнического районного суда дата отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования Микаилова фио удовлетворить.
Признать незаконным и отменить заключение ОМВД России по адрес от дата, утвержденное ГУ МВД России по адрес об отсутствии у Микаилова фио гражданства Российской Федерации.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.