Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Биткова В.В., поданную на постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 01 февраля 2021 года, которым Тренёв И.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ:
дата страшим участковым уполномоченным УУП ОМВД России по району Лефортово города Москвы в отношении Тренёва И.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Лефортовский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Битков В.В. просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе недоказанность участия Тренёва И.С. в публичном мероприятии, так как в указанное в протоколе об административном правонарушении время находился в ином месте, был задержан сотрудниками полиции по пути следования домой; судом незаконно отказано в вызове свидетеля и осмотре сотового телефона Тренёва И.С.; выводы судьи первой инстанции основаны лишь на представленных должностным лицом материалах, имеющих явный обвинительный уклон.
Тренёв И.С, защитник Битков В.В. в судебном заседании жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, дополнения к ней, выслушав Тренёва И.С, защитника Биткова В.В, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от дата N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от дата N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 данного Федерального закона).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от дата N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия, а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1. и 2 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от дата N 54-ФЗ).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от дата N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от дата N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от дата N 54-ФЗ под у частниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Как следует из материалов дела дата примерно в время Тренёв И.С, находясь по адресу: адрес составе группы граждан в количестве не менее 500 человек, выкрикивающей лозунги оппозиционно-тематического характера, принял участие в публичном мероприятии в форме сочетания шествия и митинга, несогласованном с органами исполнительной власти г. Москвы, создавшем помехи пешеходам, перекрывая собой пешеходные тротуары, ограничивая доступ к объектам транспортной инфраструктуры-остановочным пунктам наземного транспорта, адрес метрополитена, объектам социальной инфраструктуры (магазинам, аптекам).
Указанные действия Тренёва И. квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Тренёва И.С. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; рапортами сотрудников полиции фио и фио, а также их письменными объяснениями; протоколами о доставлении лица, совершившего административное правонарушение и об административном задержании; сообщением первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы, а также иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях Тренёва И.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы участие Тренёва И.С. в публичном мероприятии, проводимом без согласования с органом исполнительной власти дата форме митинга, которое переросло в массовое шествие по маршруту адрес - адрес в г. Москве, создавшем помехи в движении пешеходам, их доступу к объектам инфраструктуры, нашло свое объективное подтверждение собранными по делу доказательствами, в частности рапортами сотрудников полиции фио и фио, а также их письменными объяснениями, в которых названные должностные лица последовательно указывали на то, что Тренёв И.С. в указанный день примерно в время находился по адресу: адрес группе граждан не менее 500 человек, скандирующей лозунги оппозиционно-тематического характера.
Не доверять обстоятельствам, изложенным сотрудниками полиции фио и фио в рапортах и письменных объяснениях, оснований не имеется. Содержание названных документов согласуется между собой; при получении письменных объяснений названные должностные лица предупреждались об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний; обстоятельств, свидетельствующих об их служебной либо иной заинтересованности в неблагоприятном для Тренёва И.С. исходе дела, материалы дела не содержат и к жалобе таковые не представлены.
Тот факт, что сотрудник полиции является должностным лицом, наделенным государственно-властными полномочиями, не может служить поводом к тому, чтобы не доверять составленным им документам, а также его письменным объяснениям, которые судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и совокупности представленных доказательств, ни одно из которых не имеет заранее установленной силы.
Довод защитника о том, что Тренёв И.С. в публичном мероприятии не участвовал, находился в торговом центре "Авиапарк", где совершал покупку, в подтверждение чего в материалы дела представлен кассовый чек, не опровергает выводов судьи о доказанности участия Тренёва И.С. в несогласованном публичном мероприятии, учитывая, что представленные защитой документы (л.д. 41) не содержат объективных и достоверных данных о том, что данная покупка совершена непосредственно Тренёвым И.С.
Проживание Тренёва И.С. на адрес в г. Москве не исключает возможность его участия в несогласованном публичном мероприятии дата При этом следует учесть, что при рассмотрении дела судом первой инстанции Тренёв И.С. своё присутствие в группе граждан, участвовавших в несогласованном митинге дата на адрес, не оспаривал.
То обстоятельство, что присутствуя на митинге, он (Тренёв И.С.) лозунги не выкрикивал, не исключает из его действий состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку названное обстоятельство не является определяющим признаком для признания лица участником публичного мероприятия, действия которого могут носить как активный, так и пассивный характер.
В данном случае участие Тренёва И.С. в публичном мероприятии в условиях, не согласованных с органом публичной власти, нашедшее свое подтверждение материалами дела, а также создание помех для движение пешеходов и транспорта является нарушением требований Федерального закона N 54-ФЗ от дата "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании".
В связи с этим названные действия Тренёва И.С. обоснованно признаны судьей районного суда образующими событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на незаконный отказ судьи районного суда в осмотре телефона Тренёва И.С, а также допросе свидетеля фио не может быть признана состоятельной, поскольку по смыслу ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Мотивы, по которым судья районного суда не нашел оснований для удовлетворения данного ходатайства изложены в определении от 01 февраля 2021 года, они являются убедительными и сомнений не вызывают.
Указанное обстоятельство не повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела. При этом имеющаяся в деле совокупность доказательств, обоснованно признана судьей районного суда достаточной для рассмотрения дела по существу.
Довод заявителя о том, что дело рассмотрено судьей с обвинительным уклоном, вывод о виновности Тренёва И.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, основан только на документах, представленных заинтересованным в исходе дела сотрудниками полиции, несостоятелен.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, закон прямо предусматривает возможность использования в качестве доказательств по делу об административном правонарушении протокола об административном правонарушении, а также иных протоколов и документов, составленных должностными лицами, уполномоченными на их составление. Тот факт, что сотрудники полиции являются должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, не может служить поводом к тому, чтобы не доверять представленным ими доказательствам, которые судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Тренёва И.С. в совершении описанного выше административного правонарушения.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Тренёву И.С. в пределах санкции ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом личности виновного, характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для признания его чрезмерно суровым, в том числе по приведенным в жалобе доводам, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения Тренёва И.С. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 01 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Тренёва И.С. оставить без изменения, жалобу защитника Биткова В.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.