Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "Макдоналдс" У*** О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Макдоналдс" У*** О.И. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 9 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Макдоналдс", УСТАНОВИЛ :
4 августа 2020 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора за питанием населения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ярославской области) в отношении ООО "Макдоналдс" (далее также -Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 9 октября 2020 года ООО "Макдоналдс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Макдоналдс" У*** О.И. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ООО "Макдоналдс" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, ссылается на то, что Обществу необоснованно вменено отсутствие у всего персонала шести предприятий вакцинации от вирусного гепатита А, поскольку профилактическая прививка против вирусного гепатита А отнесена к профилактическим прививкам по эпидемиологическим показаниям, которые проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней при наличии решения главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации. В ходе производства по делу об административном правонарушении не было установлено, что Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и/или Главным государственным санитарным врачом Ярославской области принято решение, основанное на фактической эпидемиологической обстановке в отношении вирусного гепатита А, о необходимости проведения противоэпидемиологических мероприятий и вакцинации против вирусного гепатита А на территории Ярославской области. Вывод судьи районного суда об обязанности работодателя обеспечивать контроль за иммунизацией персонала и иметь в наличии информацию по вакцинации от других инфекций (кори, дифтерии, гепатита В и др.) не основан на законе. Всеми работниками предприятий "Макдоналдс" пройдены медицинские осмотры, по результатам которых выданы медицинские книжки с соответствующими отметками, что позволило работодателю допустить этих работников к работе. Носителем и хранителем сведений о всех гражданах, вакцинированных против вирусного гепатита А и иных заболеваний, являются органы здравоохранения и органы Роспотребнадзора, а потому и обязанность по учёту таких сведений закон возлагает на эти органы.
Вакцинация осуществляется только после получения информационного добровольного согласия лица, подлежащего вакцинации.
В судебном заседании защитник ООО "Макдоналдс" У*** О.И. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Макдоналдс" У*** О.И, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
Согласно ст. ст. 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ) устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
На основании ст. 1 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ иммунопрофилактика инфекционных болезней (далее - иммунопрофилактика) - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путём проведения профилактических прививок.
Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Из материалов дела следует, что в период с 25 мая 2020 года по 22 июня 2020 года должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Ярославской области при проведении плановой документарной проверки предприятий быстрого обслуживания "Макдоналдс", принадлежащих ООО "Макдоналдс", расположенных по адресам:
-***
выявлены нарушения действующих санитарных правил : не обеспечен контроль за иммунизацией персонала - у части работников отсутствует информация по вакцинации от вирусного гепатита B, против кори, дифтерии; полностью не представлена информация о вакцинации некоторых работников, что является нарушением ст. 8, ст. 11, п. 2 ст. 24, п. 1 ст. 29, ст. 35, п.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ст. 1, п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 1 Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"; приказа N 125-н от 21.03.2014 г. "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" приложения 1, 2; СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовления и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; п. 18.1, п. 18.8 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Макдональдс" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Макдональдс" административного правонарушения подтверждается доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 4 августа 2020 года, распоряжением руководителя Управления Роспортебнадзора по Ярославской области N 446 от 28 апреля 2020 года о проведении плановой документарной проверки юридического лица, актом проверки N 446 Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 22 июня 2020 года.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям Общества и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии у ООО "Макдоналдс", как работодателя, обязанности обеспечивать контроль за иммунизацией персонала и иметь в наличии информацию по вакцинации от инфекций (кори, дифтерии, гепатита В и др.), является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, проводить с анитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, осуществлять производственный контроль. В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий включено, в том числе проведение профилактических прививок.
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования (п. 1).
В соответствии с п. 1, 5 и 6 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учёту медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н, действующим на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, утверждён Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (Приложение N 2). Пунктом 15 указанного Перечня предусмотрено проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых в организациях общественного питания, торговли.
Обязанность прохождения работниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинских осмотров для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний закреплена также в ст. 213 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагается на работодателя.
На основании п. 33 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредеными и (или) опасными условиями труда, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н (действующим на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении), данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учёту медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (далее - приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года N 402) утверждена форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - личная медицинская книжка) (приложение N 1).
В п. 1.3 приказа Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года N 402 установлено, что личные медицинские книжки и санитарные паспорта оформляются на бланках, являющихся защищённой полиграфической продукцией уровня "В".
В разделе IV формы личной медицинской книжки указываются отметки о профилактических прививках.
Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.
Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с национальным календарём профилактических прививок, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н, взрослые от 18 лет проходят ревакцинацию против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации; вакцинацию против вирусного гепатита В проходят взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее; вакцинацию против кори, ревакцинацию против кори проходят взрослые от 36 до 55 лет (включительно), относящиеся к группам риска (работники медицинских и образовательных организаций, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы; лица, работающие вахтовым методом, и сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори.
В п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ установлено, что отсутствие профилактических прививок влечёт отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 утверждён Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, в который включены работы с больными инфекционными заболеваниями.
При работе в организациях, связанных с массовым посещением людей, среди которых могут быть больные инфекционными заболеваниями, в том числе организациях общественного питания, торговли, имеется высокий риск заболевания инфекционными болезнями.
На основании п. 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней руководителями организаций ежегодно представляются в лечебно-профилактические организации списки работающих с указанием года рождения, занимаемой должности. В списки работающих медицинским работником вносятся уточненные сведения о прививках, в том числе на вновь поступивших, на основании представленных ими документов о профилактических прививках.
Пункт 1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предписывает юридическим лицам в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить в организации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.
Таким образом, ООО "Макдоналдс", являясь организацией общественного питания, где выполнение работ связано с риском заболевания инфекционными болезнями, в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, должно обеспечить прохождение работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), данные о которых подлежат внесению в личные медицинские книжки установленной формы, содержащие раздел отметок о профилактических прививках (средства предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней) и хранящиеся у работодателя.
Из материалов дела следует, что в ходе плановой документарной проверки Роспотребнадзора установлено необеспечение ООО "Макдоналдс" контроля за иммунизацией персонала: отсутствует информация по вакцинации некоторых работников против вирусного гепатита В, против кори, дифтерии или полностью отсутствует информация о вакцинации работников, что зафиксировано в акте проверки N *** от 22 июня 2020 года. Оснований не доверять указанным данным не имеется.
Довод жалобы о том, что вакцинация осуществляется только после получения информационного добровольного согласия лица, подлежащего вакцинации, не влияет на законность постановления судьи районного суда, поскольку отказы работников от вакцинации, оформленные в письменной форме, в ходе проверки представлены не были.
Ссылка в жалобе на иные судебные акты, перечисленные в жалобе, копии которых приобщены к материалам дела, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не имеют преюдициального значения в рамках рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Вместе с тем довод заявителя о том, что Обществу необоснованно вменено отсутствие у всего персонала шести предприятий вакцинации от вирусного гепатита А, заслуживает внимания.
В соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (п. 2).
Согласно приложению N 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" прививка против вирусного гепатита A относится к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям.
На основании п. 6.1 СП 3.1.2825-10 "Профилактика вирусного гепатита A" объём специфической профилактики ОГA определяется специалистами органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с эпидемиологической обстановкой, а также с учётом особенностей динамики и тенденций развития эпидемического процесса ОГA на конкретной территории.
Проведение прививок против гепатита А национальным календарем профилактических прививок, перечень которых прямо установлен в ст. 9 Федерального закона от 17 сентября 1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", не предусмотрено.
Из анализа приведенных норм следует, что профилактическая прививка против вирусного гепатита А отнесена к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, а следовательно проведение таких профилактических прививок осуществляется в случае наличия соответствующего решения главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения инфекционных заболеваний всему населению или отдельным профессиональным группам.
Вместе с тем данных о наличии решения главного государственного санитарного врача Российской Федерации либо главного государственного санитарного врача Ярославской области о вакцинации населения или отдельных профессиональных групп против вирусного гепатита А, действующих на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, не имеется, что свидетельствуют об отсутствии у ООО "Макдоналдс", как у работодателя, обязанности иметь в наличии сведения о профилактических прививках против вирусного гепатита А у работников.
При таких обстоятельствах постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 9 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Макдоналдс" подлежит изменению путём исключения из него указания на нарушение, связанное с отсутствием вакцинации персонала от вирусного гепатита А.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей назначено Обществу в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. С учётом обстоятельств и характера совершённого административного, данных о юридическом лице.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Макдоналдс" не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника ООО "Макдоналдс" У*** О.И. удовлетворить частично.
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 9 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Макдоналдс" изменить: исключить из него указание на нарушение, связанное отсутствием у всего персонала вакцинации от вирусного гепатита А.
В остальной части постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 9 октября 2020 года оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.