Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гурмана Ю.А., поданную на постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 02 февраля 2021 года, которым Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ:
дата ведущим специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в отношении Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" (далее также Фонд) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Басманный районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Гурман Ю.А. просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе незаконный отказ судьи районного суда в удовлетворении заявленных ходатайств защиты; выводы судьи о доказанности вины Фонда в совершении административного правонарушения построены на имеющихся в деле материалах, которые являются недопустимыми по делу доказательствами; необоснованное отклонение представленных стороной защиты документов в качестве доказательств невиновности Фонда; наличие по делу оснований для признания предполагаемого правонарушения малозначительным либо применения положений ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ.
Законный представитель Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу.
Защитник Гурман Ю.А. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, настаивая на её удовлетворении.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Гурман Ю.А, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В соответствии с п унктом 1 статьи 2 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее Закон о некоммерческих организациях, приведенный в редакции, действующей на момент выявления административного правонарушения) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В силу ч. 6 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Указанная деятельность осуществляется в следующих формах: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности.
Некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр (абз. 2, 3 ч. 7 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях).
Как следует из материалов дела в период с дата по дата должностным лицом Главного управления Министерства Юстиции РФ по г. Москве проведена внеплановая документарная проверка деятельности Фонда, по результатам которой установлено, что Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" (адрес места нахождения: адрес), являясь некоммерческой организацией, принимает участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, а также получает финансирование деятельности за счет иностранных источников, то есть является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, сведения о которой подлежат включению в соответствующий реестр, ведение которого осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
Однако на дата в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента Министерства юстиции РФ по г. Москве, Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" не состоит.
Указанные действия Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Фонда подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, где изложены обстоятельства, при которых совершено правонарушения; свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации; Уставом Фонда; выпиской из ЕГРЮЛ; требованием прокурора о проведении внеплановой проверки; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки; актом проверки; распоряжением о включении Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; сообщениями заместителя председателя МГИК и ЦИК с приложенными к ним документами сообщением наименование организации с приложенными к нему документами, выписками по счету магазина; скриншотамии с сайтов *** бухгалтерским балансом; отчетами о прибылях и убытках, об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств; приказами о проведении мероприятий; карточкой счета; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы, представленные должностным лицом в дело материалы, положенных в основу постановления суда, а также процессуальные документы, обоснованно признаны судьей районного суда допустимыми, достоверными, достаточными и подтверждающими вину Фонда. Каких-либо существенных нарушений требований КоАП РФ, влекущих их признание недопустимыми доказательствами по делу по делу в ходе рассмотрения жалобы не установлено.
Утверждение в жалобе о том, что по делу не установлено имеет ли фио помимо гражданства адрес также гражданство Российской Федерации, также не может повлечь признание обжалуемого акта незаконным и его отмену, учитывая, что сама фио при осуществлении денежного перевода с использованием электронного средства платежа посредством Яндекс.Деньги на имя Фонда лично в качестве своих персональных данных указала реквизиты своего паспорта гражданки адрес. Наличие у фио помимо данного гражданства, иного, а также сумма переведенного платежа, не имеет правового значения для рассматриваемого дела и не влияет на квалификацию действий Фонда, а также на доказанность наличия в его действиях состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на незаконный отказ судьи районного суда в удовлетворении заявленных стороной защиты ходатайств также не может быть признан состоятельной.
По смыслу ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Мотивы, по которым судья районного суда не нашел оснований для удовлетворения заявленных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ходатайств защитника Гурмана Ю.А, изложены в определениях от 02 февраля 2021 года, они являются убедительными и сомнений не вызывают.
Отсутствие отдельного определения в отношении ходатайств об исключении из числа доказательств по делу об административном правонарушении ответов ЦИК РФМГИК, скриншотов со страницы в сети "Интернет" не свидетельствует о допущенных при рассмотрении дела судьей существенных процессуальных нарушениях, поскольку такое ходатайство по существу являлось требованием об оценке представленных в дело доказательств, которая проводится судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ при вынесении постановления о назначении наказания. Данная оценка отражена в постановлении судьи Басманного районного суда г. Москвы от 02 февраля 2021 г.
Представленные в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции документы приобщены судом, несмотря на утверждение в жалобе об обратном, к материалам дела. Между тем их содержание выводов судьи о доказанности по делу вины Фонда в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента без включения в соответствующий реестр Министерства Юстиции РФ по г. Москве не опровергают.
Довод жалобы о наличии оснований для признания совершенного Фондом административного правонарушения малозначительным также нельзя признать состоятельным.
Так малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
В данном случае оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учтя конкретные обстоятельства дела, судья районного суда обоснованно не нашел оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положения о малозначительности.
Не согласится с такой позицией судьи первой инстанции оснований не имеется.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" как должностного лица и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Фонду содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" в пределах санкции ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований считать его чрезмерно суровым, а также применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ по делу не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 02 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" оставить без изменения, жалобу защитника Гурмана Ю.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.