Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия адрес фио на постановление судьи Замоскворецкого районного суда адрес от дата о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении наименование организации на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ
дата в отношении наименование организации составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, дело направлено на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд адрес.
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда адрес от дата производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении наименование организации прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением судьи, начальник Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия адрес фио обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит названное постановление судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель Мосгорнаследия по доверенности фио в судебном заседании жалобу поддержала.
Защитник наименование организации по доверенности фио против удовлетворения жалобы возражала по доводам представленных в материалы дела письменных возражений.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, нахожу постановление судьи подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи с допущенными существенными нарушениями норм процессуального права.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью.
Согласно ч.3 ст.44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от дата N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч.1 ст.40 Федерального закона от дата N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с положениями ст.ст.42-44 Федерального закона от дата N 73-ФЗ ремонт, реставрация и приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях сохранения предмета охраны объекта культурного наследия, для проведения которых необходимы проектная документация, согласованная в установленном законом порядке, а также разрешение и задание на проведение указанных работ.
В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от дата N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в
порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии. Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия. В случае обнаружения при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, незамедлительно приостановить работы и направить в течение трех рабочих дней со дня их обнаружения заявление в письменной форме об указанных объектах в региональный орган охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с ч.1 ст.45 Федерального закона от дата N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.5.1 Федерального закона от дата N 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Согласно ч.3 ст.20 Закона адрес от дата N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно протоколу об административном правонарушении, наименование организации является собственником объекта культурного наследия регионального значения "Главный дом городской усадьбы, середина XIX в." (далее - Объект), расположенного по адресу: адрес, принятого под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения приказом Департамента культурного наследия адрес от дата N 39. Распоряжением Департамента культурного наследия адрес от дата N678 утвержден предмет охраны Объекта. адрес Объекта утверждены приказом Департамента культурного наследия адрес от дата N 39.
дата наименование организации оформлен акт технического состояния Объекта N ДКН-16-44-2503/8.
В ходе осмотра Объекта (акт осмотра от дата N 594/2020) зафиксировано проведение работ по возведению пристройки с южно-западного угла Объекта, а именно: смонтирован деревянный каркас пристройки, обшит ориентированно-стружечной плитой, каркас пристройки и ее кровли закреплен непосредственно на фасаде Объекта, кровля покрыта металлочерепицей. При оформлении акта технического состояния Объекта указанной пристройки с юго-западного угла не было. В нарушение ст.47.3 Федерального закона N 73-ФЗ работы по возведению данной пристройки проведены без согласования Мосгорнаследием проектной документации на проведение данных работ и выдачи разрешения на их проведение.
Выявленное нарушение явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении наименование организации по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и направления дела на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд адрес.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях наименование организации состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что наименование организации не производило работ по возведению пристройки площадью 20 кв.м.: в дата наименование организации был незаконно осуществлен демонтаж части здания площадью 20 кв.м. - помещения N17 и N 17а, которые были впоследствии восстановлены силами наименование организации.
Вместе с тем с таким выводом судьи согласиться нельзя.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Указанные, а также иные доказательства, не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности.
При проверке дела об административном правонарушении установлено, что указанные требования закона судьей районного суда нарушены, требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении соблюдены не были.
Представленные в материалы дела доказательства, в том числе Акт осмотра N 594/2020 от дата; Акт технического состояния объекта культурного наследия от дата N ДКН-16-44-250318; служебная записка Управления документационного обеспечения Департамента культурного наследия адрес от дата N 16-5-05-50/173 о не поступлении в Мосгорнаследие обращения на выдачу разрешения на проведение работ по Объекту; служебная записка Управления рассмотрения документации Департамента культурного наследия адрес от дата N 16-66-10575/20 о не поступлении на согласование в Мосгорнаследие проектной документации на проведение данных работ, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ судьей не исследованы и не оценены.
Таким образом, в нарушение вышеперечисленных требований закона, судья не в полном объеме установилобстоятельства дела, не дал оценки всем доказательствам по делу в их совокупности.
Несоблюдение судьей районного суда требований ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену обжалуемого постановления судьи.
Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление судьи подлежащим отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, дело возвращению на новое рассмотрение, поскольку в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ не истек.
При новом рассмотрении дела судье необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, и учитывая названные выше нарушения принять законное и обоснованное постановление по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда адрес от дата отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Замоскворецкий районный суд адрес.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.