Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2021 г. по делу N 16-294/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" главного врача Бирюкова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми от 26 ноября 2019 года и решение судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 15 января 2020 года, вынесенные в отношении ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми от 26 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 15 января 2020 года, ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" главный врач Бирюков А.А. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов как незаконных и необоснованных и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела судебными инстанциями вышеуказанные требования закона выполнены не были.
Так, административная ответственность по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях характеризуют действия (бездействие), связанные с нарушением соответствующих правил эксплуатации либо использования и содержания систем и объектов гражданской обороны.
Объективную сторону правонарушения по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ составляют действия (бездействие), связанные с невыполнением мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Судебными инстанциями установлено, что по распоряжению N 9-ГО от 24.09.2019 ГУ МЧС России по РК в ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" в период с 26 сентября по 2 октября 2019 года проводилась проверка с целью контроля исполнения предписания N 1-ГО от 28 сентября 2018 года по устранению нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны, согласно которому в срок до 1 сентября 2019 года ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" требовалось провести ремонт защитного сооружения гражданской обороны: обеспечить гидроизоляцию и герметизацию всего сооружения, восстановить системы вентиляции (нарушены требования п.п.3.2.1, 5.1.1, 5.2.1 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны"); обеспечить работников учреждения, находящихся в зоне химического загрязнения (заражения), из расчета на 100% их общей численности противогазами фильтрующими из расчета 100% от общей численности, с увеличением на 5% (противогазов фильтрующих) от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных (нарушены требования п.2, п.3, п.6, п.9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543); а также обеспечить работников учреждения медицинскими средствами индивидуальной защиты из расчета 30% от их общей численности (нарушены требования п.2, п.3, п.6, п.9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543).
В ходе проверки установлено неисполнение в установленный срок предписания N 1-ГО от 28 сентября 2018, составлены протоколы от 02.10.2019 N 5-ГО об административном правонарушении по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, N 4-ГО об административном правонарушении по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В подтверждение выводов о виновности учреждения в совершении вмененных административных правонарушений судебные инстанции сослались на распоряжения о проведении проверки, акты проверки.
Вместе с тем, мировым судьей не установлены конкретные данные защитного сооружения гражданской обороны, его тип, относимость к ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара", ответственность последнего за его содержание.
Не исследованы судьей и правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, нарушение требований которых вменено учреждению.
Не рассмотрены мировым судьей и п.2, п.3, п.6, п.9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543, предусматривающие требования к обеспечению работников учреждения противогазами, а также медицинскими средствами индивидуальной защиты, а конкретные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении таковых, не установлены, соответствующие доказательства не приведены.
Как следует из доводов жалобы защитника ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара", адресованной в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми, юридическим лицом указывалось на невыполнение требований статей 24.1, 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела, однако в нарушение пункта 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях районным судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении его законность и обоснованность проверены не были.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены решения судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 15 января 2020 года, вынесенного в отношении ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара", и возвращения жалобы защитника юридического лица Смоляра А.Д. на постановление мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми от 26 ноября 2019 года на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 15 января 2020 года, вынесенное в отношении ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Жалобу защитника ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" Смоляра А.Д. на постановление мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми от 26 ноября 2019 года возвратить в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми на новое рассмотрение.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Е.А. Широкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.