Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ ФКП "Росреестра") в лице филиала по Мурманской области на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 12 августа 2020 года по административному делу N 2а-1462/2020 по административному исковому заявлению ФГБУ ФКП "Росреестра" к прокурору Ленинского административного округа города Мурманска о признании незаконным представления от 13 января 2020 г. N 4146ж-2019..
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного истца ФГБУ ФКП "Росреестра" Роговых А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя административного ответчика - прокурора Генеральной прокуратур Российской Федерации Леонтьева С.А, судебная коллегия
установила:
1 октября 2019 г. в адрес ФГКУ "Первый отдельный авиационный отряд" поступили решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Мурманской области" об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из ЕРГН в отношении Корниенко Д.В. (N N Гуменко Р.С. N), Гуменко А.В. (N N), Гуменко Г.Р. (N
Причиной отказа в предоставлении запрашиваемых сведений послужило отсутствие документа, подтверждающего внесение платы за предоставление сведений, внесенных в ЕГРН.
Не согласившись с отказом ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Мурманской области в предоставлении запрашиваемых сведений, 13 декабря 2019 г. руководитель ФГКУ "Первый отдельный авиационный отряд" обратился в прокуратуру Мурманской области с заявлением о проведении проверки и принятии мер прокурорского реагирования по факту неправомерного отказа регистрирующего органа в предоставлении сведений из ЕГРН, которое прокуратурой Мурманской области было направлено в прокуратуру Ленинского административного округа города Мурманска для рассмотрения.
По результатам проведенной на основании указанного обращения прокуратурой Ленинского административного округа г. Мурманска проверки, в деятельности ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Мурманской области выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, что послужило основанием для внесения в адрес руководителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области представления от 13 января 2020 г. N 4146ж-2019 об устранении нарушений, причин и условий, способствующих нарушениям законодательства о предоставлении государственных услуг, а также о государственной регистрации недвижимости при предоставлении государственных услуг.
В обоснование представления указано, что отказ филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области в предоставлении ФГКУ "Первый отдельный авиационный отряд" сведений из ЕГРН на безвозмездной основе является неправомерным и нарушающим требования пункта 2 части 1 статьи 63 Федерального закона N 218-ФЗ, поскольку статьей 2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" установлено, что авиационные подразделения относятся к органам федеральной службы безопасности, при этом территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.
Оспаривая правомерность данного представления, 7 апреля 2020 года ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Мурманской области обратилось в суд с административным иском к прокурору Ленинского административного округа г. Мурманска о признании его незаконным и отмене, указав в обоснование заявленных требований, что авиационные подразделения в общем, и ФГКУ "Первый отдельный авиационный отряд" в частности, не являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти, в связи с чем сведения из ЕГРН на безвозмездной основе Учреждению предоставлены быть не могут.
В качестве заинтересованного лица по делу административным истцом заявлено ФГКУ "Первый отдельный авиационный отряд".
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Мурманской области.
Решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 18 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 12 августа 2020 года, в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Ленинский районный суд гор.Мурманска 13 января 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 января 2021 года, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Мурманской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, на которых настаивает. Указывает, что приведенный в статье 63 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" список лиц и организаций, сведения которым предоставляются на безвозмездной основе, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и исходя из того, что в соответствии с пунктом "м" статьи 13 Федерального закона 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" органы федеральной службы безопасности имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности, установив, что ФГКУ "Первый отдельный авиационный отряд", входящее в систему органов федеральной службы безопасности, в пределах своих полномочий обеспечивает условия для предоставления военнослужащим жилых помещений, при этом в рамках возложенных полномочий осуществляет функции по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, учреждение не только вправе, но и обязано запрашивать у государственных органов, предприятий, учреждений и организаций документы (сведения), необходимые для принятия военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и такие сведения должны предоставляться на безвозмездной основе, пришел к выводу, что отказ административного истца в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) у военнослужащих жилых помещений на праве собственности препятствует органу федеральной службы безопасности в выполнении возложенной на него обязанности по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина (организации), чего в данном деле не установлено.
В силу части 1 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации на орган, осуществляющий принятие на учет, возложена обязанность самостоятельно запрашивать документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 3.1 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом Федеральной службы безопасности от 24 октября 2011 г. N 590, для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении, военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление. Жилищной комиссией самостоятельно запрашиваются документы, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 (их копии или содержащиеся в них сведения), в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе.
На основании пункта "м" статьи 13 Закона о Федеральной службе безопасности органы Федеральной службы безопасности имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы Федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам Федеральной службы безопасности.
Поскольку судами установлено, что согласно Уставу федерального государственного казенного учреждения "Первый отдельный авиационный отряд", утвержденному приказом Федеральной службы безопасности от 18 ноября 2014 г. N 654, названное Учреждение является авиационным подразделением Федеральной службы безопасности, входит в систему органов Федеральной службы безопасности и в пределах своих полномочий обеспечивает условия для предоставления военнослужащим жилых помещений, при этом в рамках возложенных полномочий осуществляет функции по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, вывод судов о том, что указанное учреждение не только вправе, но и обязано запрашивать у государственных органов, предприятий, учреждений и организаций документы (сведения), необходимые для принятия военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и такие сведения должны предоставляться на безвозмездной основе, следует признать правомерным, поскольку отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Мурманской области в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) у военнослужащих жилых помещений на праве собственности препятствует органу Федеральной службы безопасности в выполнении возложенной на него обязанности по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела суды установили, что прокурором в ходе проведенной проверки в деятельности филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области выявлены нарушения законодательства, в частности, подлежащих применению в системном единстве Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О федеральной службе безопасности, представление об устранении нарушений закона вынесено уполномоченный должностным лицом в установленном законом порядке, оснований полагать ошибочными их выводы о законности оспариваемого представления, не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения, толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций при разрешении дела и правом переоценки доказательств и установления новых обстоятельств не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
С учетом того, что отмена или изменение судебных постановлений нижестоящих судов в порядке кассации возможны исключительно в случае наличия таких ошибок в толковании и применении закона, которые повлияли на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав, свобод и охраняемых законом публичных интересов, а таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 12 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Мурманской области - без удовлетворения.
Решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 18 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 12 августа 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 24 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.