Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-137/2020 по кассационной жалобе Белякова Р.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 октября 2020 года (N 33а-2944/2020) по административному исковому заявлению Бородушкина О.Г. об оспаривании решения Совета Рабочеостровского сельского поселения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бородушкин О.Г. обратился в Кемский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании незаконным решения от 8 ноября 2019 года N 3-4/4 "Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района", указав, что 8 сентября 2019 года избран депутатом Совета Рабочеостровского сельского поселения Кемского муниципального района четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 2.
Решением Совета Рабочеостровского сельского поселения от 17 сентября 2019 года N 1-4/4 "Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района" был избран депутатом Совета Кемского муниципального района.
1 октября 2019 года на заседании Совета Кемского муниципального района Бородушкин О.Г. был избран главой Кемского муниципального района (решением N 54-3/384).
8 ноября 2019 года оспариваемым решением Совета Рабочеостровского сельского поселения N 3-4/4 "Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района" в состав Совета Кемского муниципального района были избраны депутаты Яковлев С.А, Марзоев А.А, Беляков Р.В.
Полагая, что обжалуемым решением нарушаются его права депутата районного Совета и его права Главы Кемского муниципального района, избранного из состава Совета Кемского муниципального района, ссылаясь на незаконное его исключение из числа депутатов Совета Кемского муниципального района и нарушения регламента проведения 8 ноября 2019 года сессии Совета Рабочеостровского сельского поселения, Бородушкин О.Г. просил суд признать решение Совета Рабочеостровского сельского поселения от 8 ноября 2019 года N 3-4/4 "Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района" незаконным.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены депутаты Совета Рабочеостровского сельского поселения Яковлев С.А, Марзоев А.А. и Беляков Р.В.
Определением Кемского городского суда Республики Карелия от 22 января 2020 года производство по административному делу прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 16 апреля 2020 года определение Кемского городского суда Республики Карелия от 22 января 2020 года отменено, административное дело направлено в Кемский городской суд Республики Карелия для рассмотрения заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 июля 2020 года апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 16 апреля 2020 года оставлено без изменения.
Решением Кемского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Бородушкина О.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 октября 2020 года решение Кемского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2020 года отменено, административное исковое заявление Бородушкина О.Г. удовлетворено. Признано незаконным решение Совета Рабочеостровского сельского поселения от 8 ноября 2019 года N 3-4/10 "Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района".
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 октября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 11 января 2021 года, заинтересованное лицо Беляков Р.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного судебного постановления, полагая его постановленным с несоответствием фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Бородушкин О.Г. по результатам выборов 8 сентября 2019 года избран депутатом Совета Рабочеостровского сельского поселения четвертого созыва, что подтверждается Решением Территориальной избирательной комиссии Кемского района от 9 сентября 2019 года N 110/723-4.
Решением Совета Кемского муниципального района от 11 ноября 2014 года N 1-3/1 был сформирован Совет Кемского муниципального района третьего созыва в количестве 16 человек. В состав Совета Кемского муниципального района третьего созыва вошли, в том числе: глава Рабочеостровского сельского поселения Беляков В.М, депутат Совета Рабочеостровского сельского поселения Яковлев С.А. и депутат Совета Кривопорожского сельского поселения Марзоев А.А. Также решением Совета Кемского муниципального района от 11 ноября 2014 года N 1-3/5 главой Кемского муниципального района был избран Беляков В.М.
Решением Совета Рабочеостровского сельского поселения от 29 марта 2016 года N 14-3/50 Бородушкин О.Г, как депутат Совета Рабочеостровского сельского поселения, избран депутатом Совета Кемского муниципального района третьего созыва.
Решением Территориальной избирательной комиссии Кемского района от 9 сентября 2019 года N 110/723-4 по результатам проведенных 8 сентября 2019 года выборов признаны избранными в Совет Рабочеостровского сельского поселения четвертого созыва, в том числе Яковлев С.А, Бородушкин О.Г, Беляков Р.В, Марзоев А.А, а также Шпек В.А, Кустов Е.В. и другие.
Решением Совета Кемского муниципального района от 14 октября 2019 года N 54-3/380 из Совета Кемского муниципального района третьего созыва исключены следующие депутаты - глава Рабочеостровского сельского поселения Беляков В.М. (в связи с окончанием срока полномочий главы Рабочеостровского сельского поселения), депутат Совета Рабочеостровского сельского поселения третьего созыва Бородушкин О.Г. (в связи с окончанием срока полномочий депутата Совета Рабочеостровского сельского поселения третьего созыва), депутат Совета Куземского сельского поселения четвертого созыва Мызникова С.А. (в связи с досрочным окончанием срока полномочий депутата Совета Куземского сельского поселения четвертого созыва), депутат Совета Рабочеостровского сельского поселения третьего созыва Наумова С.В. (в связи с окончанием срока полномочий депутата Совета Рабочеостровского сельского поселения третьего созыва), депутат Совета Рабочеостровского сельского поселения третьего созыва Яковлев СЛ. (в связи с окончанием срока полномочий депутата Совета Рабочеостровского сельского поселения третьего созыва). В состав Совета Кемского муниципального района третьего созыва включены следующие депутаты - Беляков Р.В. (депутат Совета Рабочеостровского сельского поселения четвертого созыва), Бородушкин О.Г. (депутат Совета Рабочеостровского сельского поселения четвертого созыва), Жук С.Н. (глава Рабочеостровского сельского поселения), Иванова Н.Н. (депутат Совета Куземского сельского поселения четвертого созыва), Марзоев А.Л. (депутат Совета Рабочеостровского сельского поселения четвертого созыва), Мызникова С.Л. (глава Куземского сельского поселения).
1 октября 2019 года на заседании Совета Кемского муниципального района Бородушкин О.Г. избран главой Кемского муниципального района (решение N 54-3/384).
В повестку дня внеочередной сессии Совета Рабочеостровского сельского поселения 8 ноября 2019 года входили следующие вопросы: заслушать информацию главы Кемского муниципального района и председателя Совета Кемского муниципального района; о подтверждении полномочий делегированных депутатов в Совет Кемского муниципального района списком.
На внеочередной сессии Совета Рабочеостровского сельского поселения 8 ноября 2019 года решением N 3-4/10 в состав Совета Кемского муниципального района от Совета Рабочеостровского сельского поселения были избраны депутаты Яковлев С.А, Марзоев А.А, Беляков Р.В.
На заседании Совета Рабочеостровского сельского поселения 18 декабря 2019 года ставился вопрос об отмене решения Совета Рабочеостровского сельского поселения от 8 ноября 2019 года N 3-4/10, принято решение об оставлении оспариваемого решения без изменения.
Решением Совета Рабочеостровского сельского поселения от 21 января 2020 года N 6-4/25 признано утратившим силу решение Совета Рабочеостровского сельского поселения от 17 сентября 2019 N 104/4 "Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района".
Бородушкин О.Г, обращаясь в суд с административным иском об оспаривании решения Совета Рабочеостровского сельского поселения от 8 ноября 2019 года N 3-4/10, усматривает нарушение своих прав в том, что фактически он отозван из числа депутатов Совета Кемского муниципального района.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что ввиду имеющейся правовой неопределенности после внесения изменений в статью 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-Ф3) оспариваемое решение вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, а права административного истца не нарушены.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение в апелляционном порядке с такими выводами суда первой инстанции не согласился, посчитав их основанными на неправильном применении норм материального права и не соответствующими обстоятельствам административного дела в силу следующего.
Не согласившись с указанными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции решение суда отменил, при этом указав, что полномочия Бородушкина О.Г, Марзоева А.А, Белякова Р.В, избранных 17 сентября 2019 года в состав Совета Кемского муниципального района, как депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения, досрочно прекращены по поименованным в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основаниям не были, в связи с чем отсутствовали основания для принятия Советом Рабочеостровского сельского поселения решения об очередном избрании в состав Совета Кемского муниципального района депутатов от Совета Рабочеостровского сельского поселения.
Такие выводы основаны на правильном применении судом апелляционной инстанции действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно пункту 11 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-Ф3 представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.
Представительные органы муниципальных районов в Республике Карелия формируются из глав поселений (за исключением глав поселений, избранных представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса), входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства (статья 1 Закона Республики Карелия от 30 сентября 2014 года N 835-ЗРК "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия").
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона N 131-Ф3 срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.
Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления" часть 3 статьи 40 Федерального закона N 131-Ф3 дополнена, в том числе, абзацем следующего содержания: "Полномочия депутата представительного органа муниципального района, состоящего в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, начинаются соответственно со дня вступления в должность главы поселения, входящего в состав муниципального района, или со дня избрания депутата представительного органа данного поселения депутатом представительного органа муниципального района, в состав которого входит данное поселение, и прекращаются соответственно со дня вступления в должность вновь избранного главы поселения или со дня вступления в силу решения об очередном избрании в состав представительного органа муниципального района депутата от данного поселения".
Каких-либо переходных положений названным Федеральным законом не предусмотрено.
Статьей 2 Закона Республики Карелия от 29 февраля 2016 года N 1994-3PK "О сроках полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Республике Карелия, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образований в Республике Карелия" установлен срок полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Республике Карелия - пять лет (часть 1).
Срок полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Республике Карелия, члена выборного органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Карелия не может превышать срок полномочий соответствующего представительного органа муниципального образования в Республике Карелия" выборного органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Карелия (часть 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 29 февраля 2016 года N 1994-3PK "О сроках полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Республике Карелия, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования в Республике Карелия").
Срок полномочий глав муниципальных образований в Республике Карелия установлен равный пяти годам (часть 2 статьи 4 Закона Республики Карелия от 30 сентября 2014 года N 1835-ЗРК "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия").
Исходя из пунктов 1, 2, 7, 8 статьи 24 Устава Рабочеостровского сельского поселения, Совет Рабочеостровского сельского поселения является представительным органом местного самоуправления Рабочеостровского сельского поселения и состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Совет Рабочеостровского сельского поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание Совета Рабочеостровского сельского поселения считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания Совета Рабочеостровского сельского поселения проводятся в соответствии с Регламентом Совета Рабочеостровского сельского поселения, регулирующим вопросы организации и деятельности Совета Рабочеостровского сельского поселения и утверждаемым Советом Рабочеостровского сельского поселения.
В статье 22 Устава Кемского муниципального района отражено, что Совет Кемского муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-Ф3. Совет состоит из глав поселений, входящих в состав Кемского муниципального района, и из трех депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поседения нормой представительства. Численность депутатов Совета Кемского муниципального района - 16 человек. Срок полномочий Совета Кемского муниципального района равен пяти годам.
Проанализировав федеральное законодательство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Совет Кемского муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-Ф3 путем ротации депутатов Совета муниципального района из депутатов представительных органов поселений, избираемых глав поселений, а не путем прямых выборов на основе всеобщего голосования, срок полномочий Совета муниципального района не может быть установлен, в связи с чем в указанной части положения Устава Кемского муниципального района противоречат положениям статей 35, 40 Федерального закона N 131-Ф3 и не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
Депутаты Совета Рабочеостровского сельского поселения, избранные в Совет поселения по результатам проведенных 8 сентября 2019 года муниципальных выборов, вошли в состав Совета Кемского муниципального района на пятилетний срок полномочий в соответствии с положениями абзаца третьего части 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, то есть со дня их избрания депутатами представительного органа муниципального района (решение Совета Рабочеостровского сельского поселения от 17 сентября 2019 года N 1-4/4).
Отражение в решении Совета Рабочеостровского сельского поселения от 17 сентября 2019 года N 1-4/4 сведений о том, что депутаты избраны в третий созыв Совета Кемского муниципального района, судом апелляционной инстанции обоснованно признано юридически неверным, поскольку в соответствии с вступившими в силу изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления" в часть 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, представительные органы муниципальных районов, формируемые путем делегирования глав и депутатов от поселения, фактически не имеют установленного срока полномочий.
Ввиду избрания 8 сентября 2019 года нового состава Совета Рабочеостровского сельского поселения 17 сентября 2019 года на заседании Совета поселения обоснованно был решен вопрос об избрании в него депутатов в состав Совета Кемского муниципального района.
Основания досрочного прекращения полномочий депутата поименованы в части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, в соответствии с которой полномочия прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Частью 10.2 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что в случае формирования представительного органа муниципального района состава представительных органов поселений полномочия депутата представительного органа муниципального района прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района.
Полномочия Бородушкина О.Г, Марзоева А.А, Белякова Р.В, избранных 17 сентября 2019 года в состав Совета Кемского муниципального района, как депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения, досрочно прекращены по поименованным в Федеральном законе N 131-ФЗ основаниям не были, в связи с чем отсутствовали основания для принятия Советом Рабочеостровского сельского поселения решения об очередном избрании в состав Совета Кемского муниципального района депутатов от Совета Рабочеостровского сельского поселения.
Учитывая вышеизложенное, поскольку вынесенное Советом Рабочеостровского сельского поселения решение от 8 ноября 2019 года N 3-4/10 "Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района" противоречило положениям Федерального закона N 131-ФЗ, суд апелляционной инстанции нашел его незаконным.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 октября 2020 года без изменения, кассационную жалобу Белякова Р.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.