Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лукачева Т.Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 14 января 2021 года по административному делу N ??? по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Вологодской области к Лукачева Т.Н. о взыскании недоимки.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лукачева Т.Н. в 2014-2015 годах на праве пожизненного наследуемого владения принадлежал земельный участок с кадастровым номером N, площадью 24 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", ГСК "Шограш-75".
Согласно налоговому уведомлению от 03 мая 2015 года N 1163679 со сроком уплаты не позднее 01 октября 2015 года, направленному Лукачевой Т.Н. заказным письмом 25 мая 2015 года, земельный налог за 2014 год в отношении указанного земельного участка исчислен в размере 818 рублей.
Согласно налоговому уведомлению от 05 августа 2016 года N 79983087 со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2016 года, направленному Лукачевой Т.Н. заказным письмом 11 августа 2016 года, земельный налог за 2015 год в отношении указанного земельного участка исчислен в размере 818 рублей.
В связи с неуплатой земельного налога за 2014-2015 годы в установленный законом срок, налоговым органом в адрес Лукачевой Т.Н. направлены следующие требования: N 60671 об уплате земельного налога за 2014 год, пеней по состоянию на 11 ноября 2015 года (в том числе пеней по земельному налогу за 2014 год за период с 13 октября по 10 ноября 2015 года в размере 08 рублей 33 копейки) с указанием срока для добровольной уплаты до 25 января 2016 года; N 8537 от 06 февраля 2017 года об уплате земельного налога за 2015 год и пеней на данную недоимку за период со 02 декабря 2016 года по 05 февраля 2017 года в размере 18 рублей с указанием срока для добровольной уплаты до 06 апреля 2017 года; N62658 об уплате пеней по земельному налогу за 2014-2015 годы по состоянию на 23 ноября 2017 года (по земельному налогу за 2014 год за период с 30 октября по 22 ноября 2017 года в размере 05 рублей 17 копеек и по земельному налогу за 2015 год за период с 06 февраля по 22 ноября 2017 года в размере 72 рубля 50 копеек) с указанием срока для добровольной уплаты до 09 января 2018 года; N61447 по состоянию на 25 июля 2018 года об уплате пеней по земельному налогу за 2015 год за период с 23 ноября 2017 года по 24 июля 2018 года в размере 49 рублей 96 копеек с указанием срока для добровольной уплаты до 07 сентября 2018 года.
Указанные требования оставлены ответчиком без исполнения, в связи с чем 03 июля 2019 года и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 61 по заявлению Межрайонной ИФНС России N 11 по Вологодской области, выдан судебный приказ на взыскание с Лукачевой Т.Н. земельного налога за 2014-2015 годы и пеней на данную недоимку, который отменен определением и.о. мирового судьи от 03 июля 2019 года в связи с поступившими возражениями должника.
Ссылаясь на неисполнение налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налоговых платежей, 30 декабря 2019 года Межрайонная ИФНС России N11 по Вологодской области направила посредством почтовой связи в суд административное исковое заявление о взыскании с Лукачевой Т.Н. недоимки по земельному налогу, в котором с учетом уменьшения административных исковых требований просила взыскать с административного ответчика земельный налог за 2014 год в размере 818 рублей, пени по земельному налогу за 2014 год за период с 13 октября по 10 ноября 2015 года в размере 08 рублей 33 копейки, за период с 30 октября по 22 ноября 2017 года в размере 05 рублей 17 копеек; земельный налог за 2015 год в размере 818 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год за период со 02 декабря 2016 года по 05 февраля 2017 года в размере 18 рублей, за период с 06 февраля по 22 ноября 2017 года в размере 72 рубля 50 копеек, за период с 23 ноября 2017 года по 24 июля 2018 года в размере 49 рублей 96 копеек..
Решением Вологодского городского суда от 23 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 14 января 2021 года, административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик Лукачева Т.Н. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно части 1 статьи 391 НК РФ (в редакции на момент возникновения спорных отношений) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу части 4 данной нормы налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имуществом и сделок с ним.
Из представленных материалов дела следует, что Лукачевой Т.Н. с 29 июня 2006 года по 02 марта 2016 года на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 35:24:0501002:54 площадью 24 кв.м, расположенный по адресу: г. Вологда, ГСК "Шограш-75", следовательно, она являлась плательщиком земельного налога.
Согласно налоговому уведомлению от 03 мая 2015 года N 1163679 со сроком уплаты не позднее 01 октября 2015 года земельный налог за 2014 год в отношении принадлежавшего Лукачевой Т.Н. земельного участка исчислен в размере 818 рублей.
На основании налогового уведомления от 05 августа 2016 года N 79983087 со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2016 года земельный налог за 2015 год в отношении принадлежавшего Лукачевой Т.Н. земельного участка исчислен в размере 818 рублей.
В нарушение статьи 45 НК РФ административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, налоговое законодательство устанавливает специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В связи с неуплатой земельного налога за 2014-2015 годы, налоговым органом в адрес Лукачевой Т.Н. направлены названные выше требования.
Поскольку в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования N 60671 со сроком уплаты до 25 января 2016 года общая сумма налога и пеней, подлежащая взысканию с Лукачевой Т.Н, не превысила 3000 рублей, суд пришел к обоснованному выводу, что с заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная ИФНС России N 11 по Вологодской области вправе была обратиться на судебный участок в срок до 25 июля 2019 года (3 года 6 месяцев с 25 января 2016 года).
Судебный приказ о взыскании с Лукачевой Т.Н. недоимки по земельному налогу от 03 июля 2019 года отменен в этот же день на основании возражений должника. Административное исковое заявление направлено в Вологодский городской суд 30 декабря 2019 года, то есть в срок, установленный статьей 48 НК РФ.
С учетом изложенных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, суд, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога в сроки, указанные в уведомлении и требовании, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом суд обоснованно отклонил довод административного ответчика о наличии основании для освобождения от уплаты земельного налога в связи с продажей в 2006 году расположенного на земельном участке гаражного бокса.
В пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
После утраты силы с 01 января 2017 года Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на который имеется ссылка в указанном пункте постановления, новое правовое регулирование также предусматривает, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Судом направлены запросы в Управление Росреестра по Вологодской области, филиал ФЕБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0501002:54 по адресу г.Вологда, ЕСК "Шограш-75" был зарегистрирован за Лукачевой Т.Н. на праве пожизненного наследуемого владения в период с 29 июня 2006 года по 02 марта 2016 года. Прекращение права зарегистрировано на основании распоряжения начальника Департамента имущественных отношений Администрации г.Вологды от 17 февраля 2016 года N 200 по заявлению представителя МО "Город Вологда", Лукачева Т.Н. с заявлением о прекращении права пожизненного наследуемого владения на земельный участок не обращалась.
Поскольку Лукачева Т.Н. в 2014-2016 годах в ЕГРН была указана как лицо, обладающее правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, суд пришел к обоснованному выводу, что она являлась плательщиком земельного налога за 2014-2015 годы и освобождению от его уплаты не подлежит.
Действительно, на основании статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Однако в нарушение этой нормы Лукачева Т.Н. при продаже гаража не передала новому собственнику права на земельный участок, оставшись его владелицей до 2016 года. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу, что земельный налог обязана уплатить Лукачева.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 14 января 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Вологодской области к Лукачева Т.Н. о взыскании недоимки, оставить без изменения, кассационную жалобу Лукачева Т.Н. - без удовлетворения.
Решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 14 января 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 19 апреля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.