Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2020 года (N 2а-3233/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2020 года (N 33а-22131/2020) по административному исковому заявлению Левина С.А. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Истоминой В.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя Левина С.А. Шехмаметьевой Т.Р, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Левин. С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным распоряжение административного ответчика от 24 марта 2020 года N-р в части его снятия с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях. В качестве мер по восстановлению нарушенного права Левин С.А. просил обязать администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга восстановить его на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с даты постановки.
В обоснование административного иска Левин С.А. указал, что 23 июля 1981 года был поставлен на учет нуждающихся в получении жилой площади в исполнительном комитете Красногвардейского района города Ленинграда.
Распоряжением администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 24 марта 2020 года N-р он снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как с 30 декабря 2011 года состоит в зарегистрированном браке с ФИО7, которая с 25 января 2014 года является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 76, 3 кв.м, расположенной по адресу: "адрес"
Вместе с тем, данное основание для его снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным, ввиду того, что он после заключения брака, воспользовавшись предусмотренным статьей 31 Семейного кодекса Российской Федерации правом, не изменил своего места жительства. Он не проживает и не зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес". В связи с этим, жилая площадь супруги не могла быть учтена административным ответчиком при принятии оспариваемого распоряжения в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2020 года, административное искового заявление удовлетворено, судом признано незаконным распоряжение администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 24 марта 2020 года N-р о снятии Левина С.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд постановилобязать администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга восстановить Левина С.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет - 23 июля 1981 года.
В кассационной жалобе на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 11 февраля 2021 года, администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права и определением юридически значимых обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что Левин С.А. с 23 июля 1981 года состоял на учете получения жилой площади в составе семьи из 10 человек, проживающих в комнате площадью 30, 08 кв.м. по адресу: "адрес".
На основании свидетельства N N от 13 июня 2019 года Левин С.А. приобрел право на предоставление социальной выплаты в размере 937 899 рублей 60 копеек за счет бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилого помещения.
Распоряжением администрации от 24 марта 2020 года N-р Левин С.А. был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
28 мая 2020 года администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга в ответ на обращение Левина С.А. информировала заявителя о том, что на основании договора купли-продажи с использованием кредитных средств от 25 января 2014 года супруге ФИО7 принадлежит на праве собственности двухкомнатная квартира общей площадью 76, 3 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", жилищная обеспеченность его семьи стала превышать учетную норму и норму предоставления, установленную Законом Санкт-Петербурга, в связи с утратой оснований, дающих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, распоряжением администрации от 24 марта 2020 года N-р Левин С.А. снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При принятии распоряжения также учтено, что в учетном деле административного истца имеется справка о том, что Левин С.А. состоит на учете в "Центре учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства" по адресу: "адрес" со сроком действия до 1 сентября 2018 года. После истечения срока указанной справки сведения о месте жительства им в администрацию не представлены, в информационной городской базе данных "Население. Жилой фонд" сведения о месте его регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге отсутствуют.
Аналогичные основания для снятия с учета содержатся в справке жилищной комиссии администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года.
Из обстоятельств дела следует, что действительно на основании договора купли-продажи с использованием кредитных средств от 25 января 2014 года супруге административного истца ФИО7 принадлежит на праве собственности двухкомнатная квартира общей площадью 76, 3 кв.м, расположенная по адресу: "адрес". Указанное обстоятельство подтверждено административным истцом в административном исковом заявлении и признано в судебном заседании.
Вместе с тем, по условиям соглашения о разделе совместно нажитого супругами во время брака имущества от 12 марта 2012 года, заключенным между Левиным С.А. и ФИО7, недвижимое имущество находится в собственности того супруга, на чье имя оно зарегистрировано (п.п. 1.1.2 Соглашения).
Судами установлено, что Левин С.А. в квартиру супруги по адресу: "адрес" не вселялся и на регистрационном учете не состоял. В периоды с 1 сентября 2017 года по 1 сентября 2018 года, с 21 сентября 2018 года по 21 сентября 2019 года и с 17 февраля 2020 года по 17 сентября 2021 года состоял на учете в СПб ГКУ "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства". Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для снятия Левина С.А. с учета нуждающихся в жилых помещений, поскольку жилая площадь супруги административного истца не могла быть учтена при расчете его жилищной обеспеченности, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
На дату постановки Левина С.А. на жилищный учет 23 июля 1981 года действовали Правила приема на учет и предоставления жилой площади в Ленинграде, утвержденные решением президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 3 мая 1976 года N 27 (утратило силу с 1 апреля 1985 года на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 22 апреля 1985 N 201/3 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде") (далее - Правила), в соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 которых на учет по предоставлению жилой площади принимались граждане, не имеющие жилой площади или занимающие жилую площадь 4, 5 кв.м. и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах местных Советов, ведомств, жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности.В соответствии со статьями 1-3 Указа Президиума ВС РСФСР от 20 декабря 1983 года "О порядке введения в действие Жилищного кодекса РСФСР" до приведения законодательства РСФСР в соответствие с Жилищным кодексом РСФСР действующие акты законодательства РСФСР, регулирующие жилищные отношения подлежали применению в части не противоречащей Жилищному кодексу РСФСР. В жилищных правоотношениях, возникших до введения в действие Жилищного кодекса РСФСР, осуществление прав и обязанностей сторон с 1 января 1984 года подлежало регулированию Жилищным кодексом РСФСР.
Из положений пункта 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР следовало, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР установлено, что граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ, в соответствии с которой граждане, принятые на учет до указанной даты в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
При этом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П "По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет или снятие с учета.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии частью 2 которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Принимая оспариваемое распоряжение, административный ответчик исходил из того, что с учетом площади квартиры, принадлежащей супруге административного истца, обеспеченность Левина С.А. жилым помещением стала превышать учетную норму (на одного человека 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах) и норму предоставления (18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек), в связи с чем, оснований состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, у административного истца не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
В силу части 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
По смыслу статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции от 30 ноября 2011 года, действовавшей на момент заключения указанного соглашения) раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.
Судами установлено, что в соответствии с условиями соглашения о разделе общего нажитого супругами в период брака имущества от 12 марта 2012 года, квартира, расположенная по адресу: "адрес", принадлежит ФИО7 и совместной собственностью супругов не является. Указанное соглашение ничтожным в силу закона не является, никем не отменено и не оспорено.
Левин С.А. в квартиру супруги не вселялся и не проживал, расходы по оплате жилья и коммунальных услуг не нес, общее хозяйство не вел.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2020 года без изменения, кассационную жалобу Красногвардейского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.