Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зиновенкова Л.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 01 октября 2020 года по административному исковому заявлению Зиновенкова Л.В, действующей в защиту интересов "данные изъяты" "данные изъяты" к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконными бездействий, обязании произвести действия.
По первой инстанции решение вынесено Всеволожским городским судом Ленинградской области 02 июня 2020 года номер дела 2а-5236/2020
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" - Черных В.А, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зиновенкова Л.В, действуя в интересах "данные изъяты" "данные изъяты" обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее администрация), указав в обоснование требований, что она обратилась в комитет по образованию администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в интересах "данные изъяты" сына "данные изъяты" года рождения с заявлением о постановке ребёнка на учет для получения места МДОБУ "ДСКВ N 61" Медвежий стан.
Однако, получила ответ об отказе в предоставлении ребенку места в запрашиваемых учреждениях. Административный истец указывает, что альтернативных мест в других дошкольных учреждениях, находящихся в доступной близости от места проживания ребенка, Комитетом предложено не было.
Полагает, что бездействие административного ответчика, который не представил доказательства принятия исчерпывающих мер по обеспечению сына административного истца возможностью получения дошкольного образования в МОУ является незаконным, в связи с чем, просит суд:
- признать незаконным и дискриминационным бездействие администрации в решении вопроса устройства "данные изъяты" года рождения, местом в дошкольном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания.
- обязать администрацию реализовать право "данные изъяты" ребенка "данные изъяты" рождения, на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное статьей 43 Конституции Российской Федерации, путем создания и предоставления места в МДОБУ "ДСКВ N61" Медвежий стан с сентября 2020 года.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 02.06.2020 административные исковые требования удовлетворено частично. Суд постановилпризнать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, выразившееся в необеспечении "данные изъяты" "данные изъяты" свободным местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Обязать администрацию в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить "данные изъяты" местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту регистрации "данные изъяты". В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 01.10.2020 вышеуказанное решение суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный истец подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что со стороны административного ответчика имелось бездействие, выразившееся в необеспечении "данные изъяты" "данные изъяты". местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, что является основанием для принятия решения о признании незаконным бездействия администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Судебная коллегия апелляционной инстанции обоснованно посчитала данные выводы суда неправомерными на основании следующего.
На территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области учет детей дошкольного возраста, нуждающихся в предоставлении места в дошкольных учреждениях, и комплектование муниципальных дошкольных учреждений осуществляется на основании Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области", утвержденного Постановлением администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 08.05.2019 г. N1189.
Формирование очереди и направление детей в образовательную организацию осуществляется исключительно в автоматическом режиме с учётом даты подачи заявления, даты желаемого зачисления, указанной в заявлении, возрастной категории ребёнка, заявленных льгот, заявленных образовательных организаций при условии наличия свободных мест.
Как следует из материалов дела, согласно данным автоматизированной информационной системы "Электронный детский сад" по состоянию на 04.05.2020 "данные изъяты" г.р, состоит на учете с 08.04.2018 в МДОУ "ДСКВ N 59" (плановая очередь: 148 место), МДОБУ "ДСКВ N 61" Медвежий стан (плановая очередь: 220 место) в возрастной категории от двух до трех лет на 2020-2021 учебный год с учетом планового комплектования образовательных учреждений на новый учебный год.
Согласно скриншоту с сайта "Образование Ленинградской области" от 04.05.2020 заявление о зачислении в ДОУ подано отцом "данные изъяты" Зиновенковым А.С. с указанием даты желаемого зачисления 01.09.2020 (л.д. 44).
Согласно п. 2.4.2 Административного регламента плановое комплектование образовательных организаций (направление детей в образовательные организации для зачисления с 1 сентября текущего года) на следующий учебный год начинается с 15 апреля текущего года и заканчивается 30 июля текущего календарного года.
Таким образом, на момент рассмотрения административного дела по существу обстоятельства, указанные в административном иске, дата рассмотрения вопроса о комплектовании, так и дата зачисления конкретного несовершеннолетнего, не наступили, решения о предоставлении либо в отказе в предоставлении места "данные изъяты" "данные изъяты" места в ДОУ административным ответчиком не принималось.
Представленный в материалах дела ответ Комитета по образованию N994/01-06 от 10.03.2020 носит информационный характер, как ответ на обращение, с разъяснением порядка предоставления места и окончания периода комплектования - 31.07.2020, а не отказ в предоставлении места (л.д. 17-19).
На момент обращения в суд с рассмотренным иском 20.04.2020 нарушение прав истца еще не наступило, следовательно, административный истец обратился за восстановлением еще не нарушенного права превентивно.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильномувыводу о том, что административным истцом, достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика представлены не были, совокупность условий для признания их незаконными отсутствует.
Таким образом, условий, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения заявленного иска, на момент рассмотрения дела не установлено.
Решение суда первой инстанции принято при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела и недоказанности установленных обстоятельств, что в силу пунктов 1, 2 части 2 статьи 310 КАС РФ, является основанием для отмены судебного решения.
Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на неправильное применение судом норм материального права - цитирование отмененного Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области" не может служить основанием к отмене правильного определения суда апелляционной инстанции поскольку положения ныне действующего Административного регламента аналогичны указанным в апелляционном определении.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом при вынесении обжалуемого акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлении суд апелляционной инстанции. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 01 октября 2020 года по административному исковому заявлению Зиновенкова Л.В, действующей в защиту интересов "данные изъяты" "данные изъяты" к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконными бездействий, обязании произвести действия, оставить без изменения, кассационную жалобу Зиновенкова Л.В. - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 02 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 01 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 26 апреля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.