Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рубанова Л.А, Рубановой С.Н. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 сентября 2020 года по административному делу N 2а-477/2020 по административному исковому заявлению Рубанова Л.А, Рубановой С.Н. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу, заместителю руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу Потехину И.Ю. об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Рубановой Л.А, Александровой (Рубановой) С.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рубанова С.Н, Рубанова Л.А. обратились в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просили признать незаконным отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо- Западному федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу) от принятия мер по защите прав истцов в судебном порядке, предусмотренном пунктом 5 части 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
В этом же иске истцы просили признать незаконным бездействие Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу, выразившееся в не исполнении обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 N 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обеспечения исполнения поисковыми системами запрета на выдачу в поиск всей информации с заблокированного ресурса forum. "данные изъяты", запрещённой к использованию, в том числе - информации, содержащей персональные данные истцов, использование которых Роскомнадзор признал незаконным.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истцы просили суд возложить на Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу обязанность устранить допущенные нарушения закона и принять все возможные меры, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и Федеральным законом от 29.07.2017 N 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", для защиты их прав как субъектов персональных данных, нарушенных возможностью доступа и получения информации с forum. "данные изъяты", а именно возложить на территориальное Управление Роскомнадзора обязанность:
- подать исковое заявление в суд в защиту прав истцов, как субъектов персональных данных, согласно пункту 5 части 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" с целью получения отдельного судебного решения о признании незаконным использование персональных данных истцов на страницах Интернет ресурса forum. "данные изъяты" и включения в "Единый реестр запрещённых ресурсов" адресных ссылок на его страницы, содержащие персональные данные административных истцов;
- во исполнение Федерального закона от 29.07.2017 N 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" потребовать от поисковых систем прекратить выдачу в поиск всей информации с заблокированного 03 апреля 2019 года на территории Российской Федерации ресурса forum. "данные изъяты", в том числе содержащей персональные данные административных истцов;
- потребовать от оператора МТС, который по сведениям истцов, ссылающихся на многочисленных свидетелей из разных городов России, более полугода не исполняет требования о блокировке Интернет ресурса forum. "данные изъяты", блокировать доступ к этому ресурсу на всей территории Российской Федерации (том 1 л.д. 131-139).
В обоснование административного иска Рубанова С.Н. и Рубанова Л.А. ссылались на то обстоятельство, что на Интернет ресурсе forum. "данные изъяты" были незаконно опубликованы их персональные данные, в связи с чем 28 января 2019 года истцы обратились в Управление Роскомнадзора по Северо- Западному федеральному округу с жалобой, в которой указывали на нарушение их прав, как субъектов персональных данных, размещенной на указанном интернет-форуме информацией.
Как указывают истцы, Управление Роскомнадзора неоднократно направляло в адрес администрации форума требования об удалении информации, предпринимало попытку обратиться в суд с иском в защиту прав административных истцов, однако иск не был принят к производству суда.
По утверждению истцов, из ответа заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Потехина И.Ю. от 10.09.2019 им стало известно, что указанный интернет- ресурс внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Указанный ответ, по мнению истцов, является отказом Управления в защите их прав, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", на нераспространение их персональных данных без их согласия и с неправомерной целью, а также на судебную защиту уполномоченным на это органом, если это право было нарушено.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 сентября 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные истцы подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Из материалов дела следует, что 28 января 2019 года, 06 февраля 2019 года и 22 февраля 2019 года Рубанова С.Н. направила в Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу жалобы на нарушение Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" информацией, размещаемой в интернет-ресурсе https:// "данные изъяты"/, на страницах которого осуществляется сбор, хранение и распространение её персональных данных без её согласия, в заведомо неправомерных целях (том 2 л.д. 1-210).
С аналогичными требованиями в Управление обратилась Рубанова Л.А. 04 февраля 2019 года, 14 февраля 2019 года и 22 февраля 2019 года (том 3 л.д. 1-99).
Письмами заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу от 25.02.2019 N 4837-09/78 Рубанова С.Н. уведомлена о том, что в целях восстановления её нарушенных прав, как субъекта персональных данных, Управлением в адрес администратора Интернет-сайта "данные изъяты" направлены письма с требованием об удалении информации, содержащей персональные данные истца (том 2 л.д. 211).
Аналогичное по своему содержанию письмо N 5462-09/78 от 01.03.2019 направлено Управлением в адрес Рубановой Л.А. (том 3 л.д. 100).
25 февраля 2019 года Управлением Роскомнадзора по Северо- Западному федеральному округу администратору Интернет-сайта "данные изъяты" направлено требование, в котором указывалось на нарушение последним пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" в части размещения на Интернет-сайте персональных данных Рубановой С.Н. без её согласия, в связи с чем, названным территориальным Управлением Роскомнадзора на основании части 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" администратору интернет-ресурса предписано прекратить нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации путём уничтожения персональных данных Рубановой С.Н, размещённых на Интернет-сайте с указанием конкретных ссылок (том 2 л.д. 212-221; том 3 л.д. 101-110).
Письмом от 29.05.2019 N14473-09/78 заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Потехин И.Ю. сообщил истцам о том, что Управление обратилось в Кировский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением в защиту их прав, как субъектов персональных данных (том 4 л.д. 220, 221 - 232).
Определением Кировского городского суда Ленинградской области от 29 июля 2019 года иск Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу возвращён подателю в связи с тем, что в установленный срок не устранены недостатки иска, указанные в определении от 18 июня 2019 года об оставлении искового заявления без движения.
Определением Кировского городского суда Ленинградской области от 20.08.2019 частная жалоба Управления на определение о возвращении иска по причине пропуска срока на обжалование возвращена подателю (том 5 л.д. 179-180).
Письмом Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу от 08.08.2019 N 21574-09/78 административным истцам сообщены вышеуказанные обстоятельства обращения в суд в их защиту, кроме того, указано на то, что на Интернет-сайте произошли изменения, в связи с чем, Управление просит представить уточнённые ссылки на страницы Интернет-сайта, содержащие персональные данные заявителей (том 5 л.д. 135).
Во исполнение указанного требования, административные истцы 12.08.2019, 22.08.2019, 26.08.2019 представили в Управления уточнённые ссылки на страницы Интернет-сайта, содержащие их персональные данные (том 5 л.д. 138-175).
10 сентября 2019 года письмом заместителя руководителя Управления Потехина И.Ю. N 24747-09/78 Рубановой С.Н. и Рубановой Л.А. сообщено о том, что Интернет-ресурс forum. "данные изъяты" внесён в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; при этом также указано на недопустимость использования для получения доступа к интернет сайту forum. "данные изъяты" VPN сервисов, а равно и программ для просмотра интернет-страниц, использующих VPN сервисы (том 5 л.д. 176-177).
На основании решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, принятым 16 ноября 2018 года по делу N А56- 121229/2018 Интернет-ресурс forum. "данные изъяты" внесён в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (том 5 л.д. 241-255).
Административные истцы, не согласившись с ответом Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу от 10.09.2019 N 24747-09/78, 11 сентября 2019 года, 12 сентября 2019 и 18 сентября 2019 года, вновь обращались в названное Управление с заявлениями о нарушении их прав информацией, размещаемой участниками интернет-ресурса forum. "данные изъяты" (том 5 л.д. 211-262).
Письмом от 10 октября 2019 года N24747-09/78 заместитель руководителя Управления Потехин И.Ю. уведомил Рубанову С.Н. и Рубанову Л.А, что письмом от 10.09.2019 N 24747-09/78 истцам был дан ответ по существу доводов, приведённых в их обращениях в части защиты Управлением их прав, как субъектов персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
В части индекса сведений в поисковых системам, административным истцам сообщалось о том, что с 01 января 2016 года вступила в силу статья 10.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", согласно которой оператор поисковой системы, распространяющий в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, по требованию гражданина (физического лица) (далее в настоящей статье - заявитель) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети "Интернет", позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя; в случае, если оператором поисковой системы по результатам рассмотрения обращения принято решение об отказе, заявитель, считающий такой отказ необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя.
Кроме того, в письме заместитель руководителя Управления Потехин И.Ю. разъяснил административным истцам, что на Управление не возложены полномочия по осуществлению контроля за выполнением операторами поисковых систем требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части соблюдения требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в сети Интернет.
В части требований Рубановой С.Н. и Рубановой Л.А. о блокировании группы в социальной сети "ВКонтакте" истцам указано на то, что в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.01.2016 N 43, вопросы, связанные с использованием VPN сервисов, а равно и программ для просмотра интернет-страниц, использующих VPN сервисы, в полномочия Управления не входит (том 5 л.д. 263-264).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что действия Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу соответствуют требования закона, незаконного бездействия со стороны должностных лиц Управления в отношении защиты прав истцов не допущено.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда правильно согласилась с ним по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (статья 5 Федерального закона).
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством (пункт 1 статьи 10 Закона об информации).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации), в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
В соответствии со статьёй 4 Закона о средствах массовой информации запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами, в частности сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
Запрет на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни граждан, если от них самих или от их законных представителей не было получено на то согласие, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов, установлен также пунктом 5 части 1 статьи 49 указанного Закона.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В силу статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.
В силу статьи 15.5 Закона об информации в целях ограничения доступа к информации в сети "Интернет", обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных"; основанием для включения в реестр нарушителей информации является вступивший в законную силу судебный акт.
Меры, направленные на противодействие использованию на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам и информационно- телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации, определяются статьей 15.8 указанного Федерального закона. Данный порядок также предполагает право уполномоченного государственного органа принять решение об ограничении доступа к программно-аппаратным средствам доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен (часть 10 статьи 15.8).
Интернет-ресурс forum. "данные изъяты" на основании решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, принятого 16 ноября 2018 года по делу N А56-121229/2018 внесён в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (том 5 л.д. 178)
09 сентября 2019 года заместитель начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Бирих Э.В, консультант отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Отти А.Ф. произвели мониторинг сети Интернет на предмет выявления нарушений Интернет-сайтом forum. "данные изъяты", 1Р-адрес: 144.101.120.144, прав и законных интересов граждан Рубановой Л.А. и Рубановой С.Н, как субъектов персональных данных, посредством предоставления неограниченному кругу лиц доступа к их персональным данным на странице Интернет сайта forum. "данные изъяты" без согласия истцов, и установили, что Интернет-сайт forum. "данные изъяты" при отображении браузерами не содержит персональных данных физического лица (протокол осмотра с приложением скриншота страницы от 09.09.2019) - том 7 л.д. 141- 146).
Поскольку протоколом оценки содержания интернет-сайта forum. "данные изъяты" подтверждался тот факт, что указанный сайт при отображении браузерами не содержит персональных данных Рубановой Л.А. и Рубановой С.Н, а указанный Интернет-ресурс внесён в соответствующий Реестр, постольку суд обоснованно пришел к выводу о законности содержания ответа заместителя руководителя Управления Потехина И.Ю. в письме от 10.09.2019 N 24747-09/78.
По смыслу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 4; часть 2 статьи 225) защите подлежит только нарушенное право.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.
Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не установлено и не усматривается.
Как обоснованно указал суд в постановленном по делу акте, административные истцы, в случае, если полагают нарушенным право на защиту персональных данных, вправе самостоятельно обратится в суд с иском о защите такого права, в том числе посредством предъявления иска к операторам поисковых систем о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда либо с иском о прекращении выдачи такими операторами ссылок, позволяющих получить доступ к информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Обязанность органа контроля в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обращаться в суд с иском в защиту прав и законных интересов физических лиц - пользователей интернет- ресурсов законом не установлена.
Более того, суд не может возлагать обязанность на государственные органы по обращению в суд поскольку это нарушит право участников судопроизводства на справедливое судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом, так как фактически до принятия дела к производству суда и начала судебного разбирательства предопределит подлежащее принятию по делу решение.
В кассационной жалобе административные истцы просят дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Рубанова Л.А, Александровой (Рубановой) С.Н. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу, заместителю руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу Потехину И.Ю. об оспаривании бездействия, оставить без изменения, кассационную жалобу Рубанова Л.А, Александровой (Рубановой) С.Н. - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 26 апреля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.