Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе акционерного общества "Авиакомпания "Россия" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2020 года (N 2а-416/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 сентября 2020 года (N 33а-12299/2020) по административному исковому заявлению акционерного общества "Авиакомпания "Россия" к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя акционерного общества "Авиакомпания "Россия" Сериковой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя Первичной профсоюзной организации летного состава акционерного общества "Авиакомпания "Россия" Плешко Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Акционерное общество "Авиакомпания "Россия" (далее - АО "Авиакомпания "Россия", Общество) обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском о признании незаконным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) от 28 августа 2019 года N, а также акт проверки от 28 августа 2019 года N.
В обоснование административного иска указало, что в период с 9 августа 2019 года по 28 августа 2019 года на основании распоряжения от 7 августа 2019 года N-р Управлением государственного авиационного надзора НОТБ СЗФО Ространснадзора проведена внеплановая документарная проверка деятельности авиакомпании в связи с изданием приказа N от 17 июня 2019 года "О внесении изменения 11 в Руководство по производству полетов в АО "Авиакомпания "Россия", по результатам которой составлен акт от 28 августа 2019 года N о выявленных нарушениях и выдано предписание от 28 августа 2019 года N об устранении нарушений требований воздушного законодательства Российской Федерации.
По его мнению акт проверки и предписание являются незаконными, поскольку изменения в Руководство по производству полетов внесены для обеспечения выполнения производственного плана по налету часов, созданию условий по оптимальному и равномерному распределению объема работы членов летного и кабинного экипажей в соответствии с нормами Приказа Минтранса Российской Федерации N от 21 ноября 2015 года "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации"; внесенные в Руководство изменения не противоречат указанному Положению и Трудовому кодексу Российской Федераций.
Обжалуемое предписание препятствует соответствующему планированию летных экипажей для выполнения полетов, правильному учету рабочего времени и времени отдыха работников, чем нарушает права и законные интересы Общества.
Включение в рабочее время времени междусменного отдыха после/перед выполнением полетной смены нарушает права членов экипажа (работников) на предоставление им гарантии о ежедневном отдыхе и влечет за собой возможность привлечения работников к выполнению работ на земле после выполнения ими полетной смены без предоставления законного отдыха, что является нарушением трудового законодательства, а также влечет нарушение требований по безопасности полетов.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 сентября 2020 года, в удовлетворении административного иска акционерного общества "Авиакомпания "Россия" отказано.
В кассационной жалобе на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 сентября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 17 февраля 2021 года, акционерное общество "Авиакомпания "Россия" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением норм материального и процессуального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Приказом АО Авиакомпания "Россия"" от 17 июня 2019 года N "О внесении изменения 11 в Руководство по производству полетов АО "Авиакомпания "Россия", восьмое издание" содержание пункта 7.10.1 изложено в следующей редакции: время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами (время эстафеты) включается в рабочее время учетного периода в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания.
Первичная профсоюзная организация летного состава ОАО "Авиакомпания "Россия" профессионального союза летного состава России (далее - ППС ОАО "Авиакомпания "Россия") 5 августа 2019 года обратилась в УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора с жалобой на действия АО "Авиакомпания "Россия" в части издания вышеуказанного приказа и нарушения требований статей 8, 372 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 27 Приказа Минтранса России от 21 ноября 2005 года N.
Распоряжением начальника УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора N-р от 7 августа 2019 года назначена внеплановая документарная проверка по соблюдению АО "Авиакомпания "Россия" требований законодательства Российской Федерации, международных договоров в области гражданской авиации в период с 9 августа 2019 года по 5 сентября 2019 года.
По результатам проведенной проверки УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора составлен акт N от 28 августа 2019 года, согласно которому Управлением установлены нарушения АО "Авиакомпания "Россия" обязательных требований, установленных воздушным законодательством Российской Федерации, а именно: в нарушение требований пункта 27 главы IX Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 года N 139 в пункт 7.10.1 Руководства по производству полетов АО "Авиакомпания "Россия" время минимального ежедневного отдыха после завершенной полетной смены и 12-ти часовой период отдыха перед началом очередной полетной смены не включены в рабочее время (в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания) в период ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами.
В связи с выявленными нарушениями воздушного законодательства УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора акционерному обществу "Авиакомпания "Россия" выдано предписание N от 28 августа 2019 года, которым на общество возложена обязанность принятия мер к устранению выявленных нарушений в срок до 28 ноября 2019 года.
Копия указанного предписания направлена в адрес АО "Авиакомпания "Россия" почтовой связью и получена последним 30 августа 2019 года.
Разрешая возникший спор, и отказывая АО "Авиакомпания "Россия" в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что пункт 7.10.1 Руководства по производству полетов АО "Авиакомпания "Россия" в изложенной редакции противоречит пункту 27 главы IX Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, ввиду чего оспариваемое предписание является законным.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Правоотношения, связанные с осуществлением государственного надзора в области гражданской авиации, регулируются статьей 28 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N, Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Согласно Положению об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 11 августа 2014 года N АК-802фс, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Северо-Западного федерального округа, в том числе на территории города Санкт-Петербург.
Управление имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории по обеспечению безопасности полетов, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космическому поиску и спасанию, аварийно-спасательному обеспечению на транспорте; выдавать субъектам надзора предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществлять государственный транспортный надзор в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре" и от 4 октября 2013 года N 880 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности" (раздел IV Положения об Управлении).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт, в котором указываются, в том числе, сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1), об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (подпункт 7 пункт 2); к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 3).
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны согласно пункту 1 статьи 17 этого же Федерального закона выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима - рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Нормативным актом, регулирующим режим рабочего времени и времени отдыха работников гражданской авиации, является Положение об особенностях рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса Российской Федерации N 139 от 21 ноября 2005 года (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения его нормы являются обязательными для составления графиков работы членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Положения период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ включает, в том числе: время стоянки во внебазовых аэропортах без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно- гигиеническим требованиям.
Пунктом 27 Положения предусмотрено, что время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания. Во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием.
Установив, что исключение приказом N 155 от 17 июня 2019 года времени минимального ежедневного отдыха после завершенной полетной смены и 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены из времени ожидания вылета во внебазовом аэропорту является нарушением действующего законодательства и фактически приводит к уменьшению работникам заработной платы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено при наличии к тому правовых и фактических оснований и не может быть признано незаконным.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий для признания оспариваемого предписания незаконным по административному делу не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Россия" - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.