Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Токаревой Т.Н, Банниковой Е.Ю. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 31 августа 2020 года (N 2а-601/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 15 декабря 2020 года (N 33а-5075/2020) по административному исковому заявлению Токаревой Т.Н, Банниковой Е.Ю. к администрации Череповецкого муниципального района о признании незаконным постановления N 603 от 30 апреля 2020 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Токарева Т.Н. и Банникова Е.Ю. обратились в суд с административным иском к администрации Череповецкого муниципального района о признании незаконным постановления N 603 от 30 апреля 2020 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование требований указано, что семья Токаревой Т.Н. является нуждающейся в жилом помещении и малоимущей в соответствии с положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1306-03 "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда". На семью из 4 человек (Токарева Т.Н, ФИО7, Банникова Е.Ю. и ФИО4) имеется одно жилое помещение в собственности, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 37, 4 кв.м, то есть менее 10 кв.м. на человека. Иных мест проживания у семьи не имеется. Размер среднемесячного дохода на каждого члена семьи по состоянию на декабрь 2015 года составляет 10 819 рублей 13 копеек, что ниже величины установленного прожиточного минимума. В собственности членов семьи кроме названной квартиры имеется земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", стоимостью 128 323 рубля 82 копейки, и нежилое строение на нем стоимостью 522 296 рублей 74 копейки. Совокупная стоимость имущества семьи составляет 1 741 297 рублей 32 копейки. При этом квартира обременена ипотекой, задолженность по которой составляет 584 171 рубль 31 копейка. Таким образом, расчетные показатели относят семью Токаревой Т.Н. к категории малоимущих.
Определением суда от 21 июля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена мэрия города Череповца.
Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 31 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 15 декабря 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Токаревой Т.Н, Банниковой Е.Ю. к администрации Череповецкого муниципального района о признании незаконным постановления N 603 от 30 апреля 2020 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение отказано.
В кассационной жалобе на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 31 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 15 декабря 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 15 февраля 2021 года, Токарева Т.Н, Банникова Е.Ю. ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением норм материального и процессуального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что 11 декабря 2019 года Токарева Т.Н. обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав в качестве члена своей семьи Банникову Е.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
30 апреля 2020 года администрацией Череповецкого муниципального района на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1307-03 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан" принято постановление N 603 об отказе в принятии семьи Токаревой Т.Н. (составом: Токарева Т.Н, ФИО7 и Банникова Е.Ю.) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении административного иска Банниковой Е.Ю, Токаревой Т.Н. суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для постановки на учет их семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1).
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Вологодской области такой порядок признания граждан малоимущими регулируется Законом Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1306-03 "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (далее - Закон Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1306-03).
Согласно статье 1 данного Закона малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В случае наличия у гражданина основания признания его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма орган местного самоуправления, в который поступило заявление гражданина для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проводит расчет дохода семьи, приходящегося на каждого члена семьи, и определение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания гражданина малоимущим. К членам семьи гражданина в целях признания его малоимущим относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу статьи 5 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1306-03 в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда учитывается стоимость следующего имущества, находящегося в собственности таких граждан и членов их семьи и подлежащего налогообложению: жилые дома, квартиры; автомобили; земельные участки; иное недвижимое имущество, принадлежащее гражданам на праве собственности.
В соответствии со статьей 7 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1306-03 органы местного самоуправления ежегодно устанавливают расчетные показатели рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления жилья по договору социального найма. Расчетный показатель определяется как результат произведения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемой органами местного самоуправления, количества членов семьи и средней рыночной стоимости по муниципальному образованию области 1 кв.м. типового жилья, соответствующего нормам благоустройства данного муниципального образования области. Полученный показатель составляет размер денежных средств, необходимых семье для приобретения на территории муниципального образования жилья по норме не ниже нормы предоставления.
Малоимущими не признаются граждане, размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, которых позволяет приобрести жилое помещение по норме не ниже нормы предоставления, средней рыночной стоимости по муниципальному образованию области 1 кв.м. типового жилья, соответствующего нормам благоустройства данного муниципального образования области (статья 8 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1306-03).
Разрешая возникший спор, суды обоснованно исходили из того, что производя расчет размера дохода и стоимости имущества семьи ФИО8 административный ответчик обоснованно учел совокупную стоимость имущества, принадлежащего членам данной семьи, совокупный доход семьи из 3 человек и пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для признания семьи Токаревой Т.Н. малоимущей, так как совокупная стоимость имущества, принадлежащего данной семье, достаточна для приобретения жилого помещения на территории Череповецкого муниципального района, стоимостью 745 500 рублей.
Согласно статье 7 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1306-03 органы местного самоуправления ежегодно устанавливают расчетные показатели рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления жилья по договору социального найма (часть 1).
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что расчетный показатель определяется как результат произведения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемой органами местного самоуправления, количества членов семьи и средней рыночной стоимости по муниципальному образованию области 1 кв.м. типового жилья, соответствующего нормам благоустройства данного муниципального образования области.
Полученный показатель составляет размер денежных средств, необходимых семье для приобретения на территории муниципального образования жилья по норме не ниже нормы предоставления (часть 3 статьи 7 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1306-03).
Таким образом, приведенными положениями Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1306-03 органам местного самоуправления предоставлено право ежегодно устанавливать расчетные показатели рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления по договору социального найма, к которым относится, в том числе средняя рыночная стоимость по муниципальному образованию области 1 кв.м. типового жилья, соответствующего нормам благоустройства данного муниципального образования области.
Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 3 марта 2020 года N 307 установлен расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления жилья по договору социального найма в 2020 году, как результата произведения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, количества членов семьи и средней рыночной стоимости 1 кв.м. типового жилья в Череповецком муниципальном районе в размере 17 750 рублей.
Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации, размещено на официальном сайте Череповецкого муниципального района и в установленном законом порядке не оспорено.
Судами установлено, что Токарева Т.Н. имеет в собственности следующее имущество:
-2/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес"; собственником оставшейся 1/3 доли является сын истца - ФИО7; кадастровая стоимость квартиры составляет 1 090 676 рублей 76 копеек;
-земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", Ирдоматский с/с, дачное некоммерческое товарищество "Звезда", кадастровая стоимость составляет 1287323 рубля 82 копейки;
-нежилое здание, площадью 57, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровая стоимость составляет 522 296 рублей 76 копеек.
Согласно данным, представленным административным ответчиком, расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилья, определенный в соответствии с Законом Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1306-03 как произведение нормы предоставления жилого помещения (14 кв.м.), количества членов семьи (3 человек) и средней рыночной стоимости по муниципальному образованию 1 кв.м. типового жилья (17 750 рублей), составил 745 500 рублей.
Установив указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований административных истцов.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, что повлекло отказ в удовлетворении административного иска.
Суды первой и апелляционной инстанции дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 31 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 15 декабря 2020 года без изменения, кассационную жалобу Токаревой Т.Н, Банниковой Е.Ю. - без удовлетворения.
Решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 31 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 15 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 21 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.