Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М.
с участием прокурора Леонтьева С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Воробьева В.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2020 года (N 2а-6624/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года (N 33а-5248/2020) по административному исковому заявлению Воробьева В.В. к Территориальной избирательной комиссии города Сыктывкара о признании незаконным действия (бездействия) по непризнанию Воробьева В.В. членом Территориальной избирательной комиссии города Сыктывкара с правом совещательного голоса, возложении обязанности выдать Воробьеву В.В. удостоверение члена Территориальной избирательной комиссии города Сыктывкара с правом совещательного голоса.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Воробьев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара (далее - ТИК г. Сыктывкара) о признании незаконным действия (бездействия) по непризнанию Воробьева В.В. членом ТИК г. Сыктывкара с правом совещательного голоса, возложении обязанности выдать Воробьеву В.В. удостоверение члена ТИК г. Сыктывкара с правом совещательного голоса, в обоснование которого указал, что вступившим в законную силу решением суда по административному делу N 2а-6403/2020 по административному исковому заявлению Воробьева В.В. к ТИК г. Сыктывкара, секретарю ТИК г. Сыктывкара Гусевой А.О. о признании незаконным бездействия секретаря ТИК г. Сыктывкара, фактически установлено непризнание административного истца членом ТИК г. Сыктывкара с правом совещательного голоса. Ссылаясь на фактические обстоятельства, настаивает на нарушении его избирательных прав быть членом избирательной комиссии и принимать непосредственное участие в заседаниях, полагает что, административный ответчик ТИК г. Сыктывкара не имел законных оснований для непризнания административного истца членом ТИК г. Сыктывкара с правом совещательного голоса и был обязан выдать ему удостоверение члена ТИК г. Сыктывкара.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года, вышеуказанные административные исковые требования Воробьева В.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 15 февраля 2021 года, Воробьев В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушениями норм материального и процессуального права, ненадлежащей оценкой доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с частью 4 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Частью 1 статьи 75 названного Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 20 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Согласно пункту 22, подпунктам "а", "е" пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Как установлено судами, постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 июня 2020 года N VI-10/60 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 11 июня 2020 года N 134/663-6 полномочия Окружной избирательной комиссии Эжвинского избирательного округа N 4 возложены на Территориальную избирательную комиссию Эжвинского района г. Сыктывкара, а на Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара - полномочия окружных избирательных комиссий Лесозаводского избирательного округа N 1, Академического избирательного округа N 2, Магистрального избирательного округа N 3.
Постановлением ТИК г. Сыктывкара от 30 ноября 2015 года N 1/5 секретарем данной избирательной комиссии избрана Гусева А.О.
Постановлением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва по Эжвинскому избирательному округу N 4 от 23 июля 2020 года N 2/4 в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми по Эжвинскому избирательному округу N 4 зарегистрирована Василевич М.И.Кандидат в депутаты Государственного Совета Республики Коми по Эжвинскому избирательному округу N 4 Василевич М.И. своим решением от 20 августа 2020 года назначила членом ТИК г. Сыктывкара с правом совещательного голоса Воробьева В.В.
В отдельном заявлении от 20 августа 2020 года Воробьев В.В. дал согласие на его назначение членом ТИК г. Сыктывкара с правом совещательного голоса.
Указанные документы поступили в ТИК г. Сыктывкара 21 августа 2020 года.
Письмом от 20 августа 2020 года, адресованным секретарю ТИК г. Сыктывкара Гусевой А.О, Воробьев В.В, считающий себя членом ТИК г. Сыктывкара, просит информировать его о заседаниях Территориальной избирательной комиссии и направлять проекты соответствующих постановлений и другие необходимые материалы.
22 августа 2020 года письмом за подписью председателя ТИК г. Сыктывкара Воронина А.А. N 01-19/246 Василевич М.И. разъяснено, что назначение ею члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса иного избирательного округа, нежели округа, по которому данный кандидат зарегистрирована, не основано на законе. Письмо адресатом получено, что подтверждается сведениями "Почта России".
Решением Сыктывкарского городского суда от 11 сентября 2020 года по административному делу N 2а-6403/2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Коми от 12 сентября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Воробьева В.В. к ТИК г. Сыктывкара и секретарю ТИК г. Сыктывкара Гусевой А.О. о признании незаконным бездействия секретаря ТИК г. Сыктывкара, выразившегося в неизвещении административного истца о заседании территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара 25 августа 2020 года, отказано.
Судебной коллегией Верховного Суда Республики Коми был сделан вывод о том, что Территориальная избирательная комиссия города Сыктывкара не является нижестоящей по отношению к Территориальной избирательной комиссии Эжвинского района города Сыктывкара, на которую возложены полномочия Окружной избирательной комиссии Эжвинского избирательного округа N 4.
Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 17 февраля 2010 года N 192/1337-5 утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий.
В силу пункта 2.6 названных рекомендаций в случае возложения на территориальную избирательную комиссию полномочий окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная избирательная комиссия в соответствующих случаях принимает решения, которые оформляются как решения окружной избирательной комиссии.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 10 января 2013 года N 1/2 "Об образовании избирательных участков на территории Эжвинского района города Сыктывкара" образовано 22 избирательных участка.
Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 19 февраля 2015 года N V-9/16 утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми.
Согласно указанной схеме в Эжвинский избирательный округ N 4 входит часть города Республиканского значения Сыктывкар с подчиненной ему территорией: часть города республиканского значения Сыктывкара в границах: микрорайон Верхний Чов; улицы: 3 Промышленная, Магистральная, Мелиораторов, Новый поселок, Парижской Коммуны, Рабочая, Рейдовая, Слободская, Сосновая, Урожайная; переулок Рабочий; местечко Човью; Эжвинский район города Сыктывкара.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 2 декабря 2019 года N 12/3554 "Об образовании избирательных участков на территории МО ГО "Сыктывкар" образовано 84 избирательных участка на территории города Сыктывкар без учета Эжвинского района.
Исходя из указанного постановления, в границы избирательного участка N 80 вошла часть города республиканского значения "Сыктывкар" с подчиненной ему территорией, в границах: том числе, Верхний Чов.
В границы избирательного участка N 81 вошла часть города Республиканского значения с подчиненной ему территорией, в границах, в том числе, местечко Човью, улицы: 3 Промышленная, Магистральная (нечетная стороны от дома N 11 до конца улицы), Мелиораторов.
В границы избирательного участка N 82 вошла часть города Республиканского значения с подчиненной ему территорией, в границах, в том числе; улицы: Магистральная (обе стороны от начала улицы по дома NN 9/6, 20), Новый поселок, Парижской коммуны, Рабочая, Рейдовая, Урожайная, переулок Рабочий.
Таким образом, в Эжвинский избирательный округ N 4 входит Эжвинский район города Сыктывкара, а также часть города республиканского значения "Сыктывкар" с подчиненной ему территорией, частично расположенной территориально в границах Избирательных участков N 80 - 82 на территории города Сыктывкара.
Выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми организуют и проводят участковые избирательные комиссии в определенных границах избирательных участков, которые являются нижестоящими для Окружных избирательных комиссий, которые, в свою очередь, являются нижестоящими для Избирательной комиссии Республики Коми.
Территориальные избирательные комиссии в организации и проведении выборов в Государственный Совет Республики Коми не участвуют, соответственно нижестоящими по отношению к окружным избирательным комиссиям не выступают.
Установив указанные обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку незаконных действий (бездействия) ТИК г. Сыктывкар по непризнанию Воробьева В.В. членом Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара с правом совещательного голоса, равно как и оснований для признания Воробьева В.В. членом ТИК г. Сыктывкара и выдачи ему удостоверения члена ТИК г. Сыктывкара у административного ответчика не имелось, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену решений судов, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года без изменения, кассационную жалобу Воробьева В.В. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 21 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.