Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Плесецкий район" на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 29 июля 2020 года (N 2а-648/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 25 ноября 2020 года (N 33а-6468/2020) по административному исковому заявлению прокурора Плесецкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Плесецкий район", выразившегося в неорганизации обеспечения льготной категории граждан твердым топливом (дровами), возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Н.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Плесецкий район", выражающееся в неорганизации обеспечения льготных категорий граждан, проживающих на территории сельских поселений муниципальных образований "Емцовское", "Кенозерское", "Коневское", "Оксовское", "Савинское", "Самодедское", "Тарасовское", "Ундозерское", "Федовское", "Ярнемское", входящих в состав муниципального образования "Плесецкий район", твердым топливом (дровами), возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного иска указал на результаты прокурорской проверки, в ходе которой выявлено ненадлежащее осуществление администрацией муниципального образования "Плесецкий район" полномочий по обеспечению твердым топливом (дровами) отдельных категорий населения, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки. Так, по сведениям ГКУ Архангельской области "Отделение социальной защиты населения" за 2019 год на территории муниципальных образований "Емцовское", "Кенозерское", "Коневское", "Оксовское", "Савинское", "Самодедское", "Тарасовское", "Ундозерское", "Федовское", "Ярнемское" не обеспечены твердым топливом (дровами) 793 гражданина, имеющих право на предоставление соответствующей льготы, за 2020 год - 1 383 соответственно. В адрес главы муниципального образования "Плесецкий район" 20 февраля 2020 года внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушенные права льготных категорий граждан на обеспечение твердым топливом не восстановлены.
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 29 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 25 ноября 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 25 ноября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 19 февраля 2021 года, администрация муниципального образования "Плесецкий район" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с несоответствием выводов обстоятельствам дела, настаивая на отсутствии с ее стороны незаконного бездействия.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Плесецкого района Архангельской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере теплоснабжения населения, проживающего на территории муниципального образования "Плесецкий район". В ходе проверки установлено, что на территории сельских поселений района по состоянию на 1 февраля 2020 года проживает 912 граждан инвалидов, имеющих право на обеспечение твердым топливом (дровами), однако обеспечено им только 35 лиц.
Согласно информации, предоставленной обособленным подразделением ГКУ АО "Отделение социальной защиты населения", за 2019 год на территории муниципальных образований "Емцовское", "Кенозерское", "Коневское", "Оксовское", "Савинское", "Самодедское", "Тарасовское", "Ундозерское", "Федовское", "Ярнемское" не обеспечены твердым топливом (дровами) 793 гражданина, имеющих право на предоставление соответствующей льготы за 2020 год - 1383 соответственно.
По состоянию на 7 июля 2020 года на территории Плесецкого района зарегистрировано 1386 граждан, имеющих право на компенсацию расходов по оплате стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива, в том числе 930 граждан проживают на территории сельских муниципальных образований. В 2020 году свое право реализовали 157 граждан, в том числе 122 гражданина, проживающего в сельской местности.
20 февраля 2020 года в адрес главы муниципального образования "Плесецкий район" внесено представление об устранении законодательства об обеспечении населения, в том числе инвалидов твердым топливом (дровами), которое в настоящее время рассмотрено, однако нарушенные права незащищенного слоя населения - инвалидов на обеспечение твердым топливом не восстановлены.
Установив, что полномочия по организации теплоснабжения населения сельских поселений, входящих в состав муниципального образования "Плесецкий район", реализуются ненадлежащим образом, при этом отдельным категориям граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке, не обеспечивается реальная возможность реализовать право на льготы, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложил на администрацию муниципального образования "Плесецкий район" обязанность устранить допущенные нарушения действующего законодательства.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно статье 18 Закона Архангельской области 23 сентября 2004 года N 258-внеоч.-ОЗ "О статусе и границах территорий Архангельской области" в состав муниципального образования "Плесецкий район" входят сельские поселения: "Емцовское", "Кенозерское", "Коневское", "Оксовское", "Пуксоозерское", "Самодедское", "Тарасовское", "Ундозерское", "Федовское", "Ярнемское".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-Ф3) организация в границах поселения снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения муниципального района.
При этом отдельные категории граждан, нуждающиеся в особой социальной поддержке, проживающих на территории сельских поселений в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, имеют право на обеспечение топливом на льготных условиях. К их числу относятся, в частности, инвалиды войны (подпункт 8 пункта 1 статьи 14 Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов (часть 13 статьи 17 Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и получившие в результате определенные заболевания или ставшие инвалидами, (пункты 1 и 2 статьи 13, пункт 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") и лица, к ним приравненные (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска).
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что причиной, по которой указанная категория граждан, нуждающихся в особой социальной защите, не имеет возможности получить гарантированные законодательством меры социальной поддержки, является, в том числе, ненадлежащая работа органов местного самоуправления названного муниципального образования по организации заготовки и транспортировки твердого топлива для муниципальных нужд - в целях реализации органами местного самоуправления муниципального образования "Плесецкий район" полномочий по теплоснабжению населения названного муниципального образования, в том числе, проживающего в сельской местности в жилых домах, не имеющих централизованного отопления.
Выбор конкретного способа реализации указанных полномочий в силу положений статей 17 и 51, 53-54 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления самостоятельно.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 25 ноября 2020 года без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Плесецкий район" - без удовлетворения.
Решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 29 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 25 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 28 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.