Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Турушевой Т.Г. на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 25 мая 2020 года (N 2а-176/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 октября 2020 года (N 33а-3838/2020) по административному исковому заявлению Турушевой Т.Г. к ОВМ ОМВД России по Гурьевскому району УМВД России по Калининградской области и УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании действий по изъятию паспорта гражданина Российской Федерации, признании незаконным заключения инспектора, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
3 октября 2019 года Турушева Т.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОВМ ОМВД России по Гурьевскому району об оспаривании действий по изъятию у нее паспорта гражданина Российской Федерации и возложении обязанности возвратить соответствующий паспорт либо выдать новый паспорт гражданина Российской Федерации, ссылаясь на то, что она обратилась в ОВМ ОМВД России по Гурьевскому району по вопросу замены паспорта гражданина Российской Федерации, после чего 2 августа 2019 года сотрудниками отдела по вопросам миграции ОМВД России по Гурьевскому району у нее неправомерно был изъят как выданный в нарушение установленного порядка паспорт гражданина Российской Федерации серии N N, выданный ДД.ММ.ГГГГ территориальным пунктом "данные изъяты", чем нарушены права и законные интересы Турушевой Т.Г, которая, по ее утверждению, принадлежит к гражданству Российской Федерации, недостоверные сведения и (или) поддельные документы в целях получения паспорта гражданина Российской Федерации не представляла.
14 января 2020 года Турушева Т.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании заключения от 28 января 2014 года инспектора отделения по Ленинградской области отдела по вопросам гражданства УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которым, по мнению административного истца, безосновательно постановлено, что Турушева Т.Г. не является гражданином Российской Федерации, а паспорт гражданина Российской Федерации серии N N выдан ДД.ММ.ГГГГ территориальным пунктом "данные изъяты" в нарушение установленного законом порядка.
В административном исковом заявлении содержалось ходатайство о восстановлении срока для обжалования указанного заключения, о принятии которого Турушева Т.Г. своевременно уведомлена не была и узнала только в судебном заседании по вышеуказанному делу 28 ноября 2019 года.
Определением Гурьевского районного суда Калининградской области от 12 февраля 2020 года указанные выше административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 25 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 октября 2020 года, вышеуказанные административные исковые требования Турушевой Т.Г. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 25 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 октября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 5 февраля 2021 года, Турушева Т.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что Турушева (ранее - Решетникова) Т.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Ташкенте Узбекской ССР, где и проживала до 1995 года, в том числе на дату вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, то есть по состоянию на 6 февраля 1992 года.
25 декабря 1994 года переехала в Германию, где и проживала в последующем.
По вопросу приобретения гражданства Российской Федерации Турушева Т.Г. обратилась в 2005 году в Генеральное консульство Российской Федерации в Гамбурге, представив, помимо автобиографии, справку от 18 октября 2000 года, выданную консульским отделом Посольства Узбекистана в Бонне об отсутствии у нее гражданства Республики Узбекистан.
8 июля 2005 года Турушева (Решетникова) Т.Г. была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
С 11 июля 2005 года по 11 марта 2010 года Турушева Т.Г. состояла на консульском учете в Генеральном консульстве Российской Федерации в Гамбурге.
В материалах по вопросам гражданства в фондах Генерального консульства Российской Федерации в Гамбурге за 2005 год сведений, подтверждающих факт приобретения Турушевой Т.Г. гражданства Российской Федерации, не обнаружено.
По сообщению генерального консула Российской Федерации в Гамбурге от 30 марта 2020 года по учетам картотеки "Проверка наличия гражданства" АИС "Гражданство МИД" Турушева Т.Г. с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации не обращалась и, соответственно, решение об изменении гражданства Турушевой Т.Г. генеральным консульством Российской Федерации в Гамбурге не принималось.
В электронной базе данных АИС "Гражданство" Турушева (Решетникова) Т.Г. не значится в числе лиц, оформивших гражданство Российской Федерации.
Отказывая Турушевой Т.Г. в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение о признании паспортов на имя Турушевой Т.Г, выданных в нарушение установленного порядка осуществлено в строгом соответствии с предусмотренной действующим законодательством процедурой, в связи с чем у административного ответчика имелись основания для изъятия данного документа у Турушевой Т.Г.
С указанным выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав при этом, что Турушева Т.Г, которая не родилась на территории Российской Федерации и не проживала на территории Российской Федерации, в том числе на дату выдачи ей в 2005 году паспорта гражданина Российской Федерации, не приобрела гражданство Российской Федерации ни по рождению, ни по признанию, ни в порядке регистрации, ни в порядке приема в гражданство.
Такие выводы судов основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
На основании части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В силу пункта "г" статьи 18 названного Закона в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 12-П пункт "г" статьи 18 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые: родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР; и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.
Федеральным законом N 182-ФЗ от 12 ноября 2012 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" N 182-ФЗ дополнен Федеральный закон N 62-ФЗ от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации" статьей 41.1, которой определены условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, при этом выделены, помимо иных, следующие категории лиц: дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве; лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
В силу части 2 статьи 41.1 названного Федерального закона вышеуказанные лица могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом или о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
На основании пункта 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, паспорт, выданный в нарушение установленного порядка, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
Статьей 28 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определено, что полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" обладает полномочиями по определению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.
На основании пункта 51 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 325 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации, выдается только тому лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" определено, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт гражданина Российской Федерации может быть выдан только лицу, являющемуся гражданином Российской Федерации.
На основании пункта 7 вышеназванного Положения паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
Пункт 3 Приказа ФМС России от 11 марта 2014 года N 178 "Об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации" гласит о том, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию территориальным органом ФМС России, выявившим такой паспорт.
Выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию, признается паспорт, оформленный с нарушением требований, установленных Административным регламентом ФМС России по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а именно: оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем; оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта; выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации; выданный лицу, в отношении которого решение о приобретении гражданства Российской Федерации отменено уполномоченным органом на основании судебного постановления об установлении факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства Российской Федерации; выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт (пункт 2 Приказа ФМС России от 11 марта 2014 года N 178).
Решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка принимается на основании заключения по результатам проверки руководителем (начальником) территориального органа ФМС России (уполномоченным им заместителем руководителя территориального органа ФМС России) либо лицом, исполняющим его обязанности.
В силу части 9 статьи 226 и части 7 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) и решений является совокупность таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) и решений закону, нарушение ими прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обстоятельств нарушения закона, повлекшего нарушение прав Турушевой Т.Г. оспариваемыми ею действиями, по административному делу не установлено.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену решений судов, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 25 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Турушевой Т.Г. - без удовлетворения.
Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 25 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 21 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.