Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Терентьевой Н.А, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 6 августа 2020 года (N 2а-724/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 9 ноября 2020 года (N 33а-5464/2020) по административному исковому заявлению Корешковой А.В. о признании недействующим распоряжения руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 31 декабря 2019 года N 811.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корешкова А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о признании недействующим распоряжения руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 31 декабря 2019 года N 811 в части внесения изменений в распоряжение руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 29 ноября 2018 года N 384.
Заявленные требования обоснованы тем, что Корешкова А.В. является собственником квартиры N N, расположенной в многоквартирном "адрес", который распоряжением руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 29 ноября 2018 года N 384 признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением ответчика от 31 декабря 2019 года N внесены изменения в пункт 3 распоряжения от 29 ноября 2018 года N, а именно изменен срок, установленный собственникам многоквартирного дома для принятия мер к отселению и освобождению помещений и обеспечению сноса многоквартирного дома с 31 декабря 2019 года на 31 декабря 2025 года. Установленный оспариваемым постановлением срок расселения является неразумным, поскольку аварийное состояние дома указывает на реальную угрозу обрушения и причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В процессе рассмотрения дела Корешкова А.В. уточнила административные исковые требования, просила признать недействующим пункт 1 распоряжения руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 31 декабря 2019 года N 811 в части внесения в распоряжение руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 29 ноября 2018 года N 384 следующих изменений: в пунктах 2.2 и 3 цифры "31.12.2019" заменить на цифры "31.12.2025" (в части установления срока для отселения граждан, а также установления для собственников жилых помещений срока сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", до 31 декабря 2025 года).
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники и наниматели жилых помещений: администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар", ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27
Решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 6 августа 2020 года вышеуказанные административные исковые требования Корешковой А.В. удовлетворены. Признан незаконным пункт 1 распоряжения руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 31 декабря 2019 года N в части внесения в распоряжение руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 29 ноября 2018 года N следующих изменений: в пунктах 2.2 и 3 цифры "31.12.2019" заменить на цифры "31.12.2025" (в части установления срока для отселения граждан, а также установления для собственников жилых помещений срока сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", до 31 декабря 2025 года).
На администрацию Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложена обязанность по принятию иного решения в части установления разумных сроков расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", а также сноса указанного многоквартирного дома, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 9 ноября 2020 года решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 6 августа 2020 года отменено в части, в удовлетворении административных исковых требований Корешкова А.В. к администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о признании недействующим пункта 1 распоряжения руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 31 декабря 2019 года N 811 в части внесения в распоряжение руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 29 ноября 2018 года N 384 изменений в пункт 2.2 о замене цифр "31.12.2019" на цифры "31.12.2025" отказано. В остальной части решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 6 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 9 ноября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 17 февраля 2021 года, администрация Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным определением имеющих значение для дела обстоятельств и неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено, что Корешкова А.В. является собственником квартиры, общей площадью 27, 4 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
Заключением Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 30 октября 2018 года N 23, основанном на отчете по обследованию здания Сыктывкарского отделения Филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Коми от 5 октября 2018 года, многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Из отчета Сыктывкарского отделения Филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Коми от 5 октября 2018 года по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", составленного по заявке Корешковой А.В, следует, что спорный многоквартирный дом построен в 1962 году, капитальный ремонт не производился. Обследуемое здание 2-х этажное, брусчатое, деревянное. На дату обследования эксплуатируется 56 лет, а срок службы деревянных зданий 50 лет. В настоящее время здание находится в аварийном техническом состоянии, моральный износ здания на дату обследования, составляет 60 %, а физический - 65 %. Несущие и ограждающие конструкции дома находятся в недопустимом состоянии, конструкциях несущих стен и внутренних перекрытий имеются дефекты, которые приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности здания в целом. Пребывание граждан в здании небезопасно, сохранность инженерного оборудования при состоянии несущих конструкций находится под угрозой провала в результате неконтролируемой осадки конструкций стен перекрытий. У надежности жилого дома доведен до недопустимого состояния, состояние здания в целом, согласно ГОСТ 31937-2011 оценивается аварийное техническое состояние. В отчете указано на существующую угрозу обрушения в связи с аварийным техническим состоянием большинства несущих и ограждающих конструкций здания и экономическую нецелесообразность проведения капитального ремонта.
Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 29 ноября 2018 года N 384 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2.2 указанного распоряжения предписано сектору по жилищным вопросам и приватизации жилья администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в срок до 31 декабря 2019 года принять меры к отселению граждан, занимающих в данном многоквартирном доме жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования по договорам социального найма и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, путем предоставления данным гражданам по договорам социального найма других благоустроенных, применительно к условиям муниципального образования городского округа "Сыктывкар", жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающих установленным требованиям и находящихся в границах Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар". Согласно пункту 3 распоряжения собственникам жилых помещений, расположенных в данном многоквартирном доме, также предписано в срок до 31 декабря 2019 года принять меры к отселению и освобождению занимаемых помещений и совместно обеспечить снос многоквартирного дома.
29 декабря 2018 года административным ответчиком в адрес административного истца в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ было направлено уведомление о необходимости в срок до 31 декабря 2019 года принять меры к отселению и освобождению занимаемого жилого помещения и обеспечению сноса указанного многоквартирного дома.
В указанном доме наряду с собственниками квартир имеются наниматели по договорам социального найма.
Спорный многоквартирный дом не включен ни в региональную, ни в муниципальную адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (Постановление Правительства Республики Коми от 31 марта 2019 года N 160 "Об утверждении республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах", Постановление администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 21 мая 2019 года N 5/1440 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа "Сыктывкар" на период 2019-2025 годы").
Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 31 декабря 2019 года N 811 в распоряжение руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 29 ноября 2018 года N 384 внесены изменения, а именно в пунктах 2.2. и 3 цифры "31.12.2019" были заменены на цифры "31.12.2025", то есть продлен срок отселения граждан проживающих в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма, а также продлен срок отселения и освобождения занимаемых помещений и совместного обеспечения сноса многоквартирного дома для собственников жилых помещений.
В связи с принятием данного распоряжения в адрес собственников помещений данного многоквартирного дома вновь были направлены уведомления о необходимости в срок до 31 декабря 2025 года принять меры к отселению и освобождению занимаемого жилого помещения и обеспечению сноса указанного многоквартирного дома.
Разрешая спор и удовлетворяя требование административного истца о признании незаконным пункта 1 распоряжения руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 31 декабря 2019 года N 811 в части установления нового срока для отселения граждан, а также установления для собственников жилых помещений срока сноса многоквартирного дома, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 1, частью 10 статьи 32, статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 158-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", абзацем 2 статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", исходил из того, что спорный многоквартирный дом в результате потери прочности несущих конструктивных элементов находится в недопустимом состоянии, является аварийным, непригодным для проживания и представляет угрозу обрушения, в результате которой может быть причинен вред для здоровья и жизни проживающих в доме граждан, в связи с чем, установление оспариваемым распоряжением чрезмерно длительного срока расселения граждан и срока сноса собственниками дома, не является разумным, нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в аварийном многоквартирном доме.
С указанным выводом согласился суд апелляционной инстанции, при этом указав, что доказательств предложения собственникам, а также наличия жилых помещений маневренного фонда для переселения граждан из спорного многоквартирного дома представителем административного ответчика суду не представлено.
Вместе с тем, отменяя решение суда в части удовлетворения требований Корешковой А.Ф. о признании незаконным пункта 1 распоряжения руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 31 декабря 2019 года N 811 в части внесения в распоряжение руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 29 ноября 2018 года N 384 изменений в пункт 2.2, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данным пунктом не затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, как собственника жилого помещения, поскольку данный пункт регламентирует права и обязанности администрации по отселению граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца является установление противоправности решения, действия (бездействия) и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 9 ноября 2020 года приведенным положениям закона не соответствует.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленного Корешковой А.В. требования и принимая новое решение об отказе в его удовлетворении, исходя из отсутствия нарушения прав и законных интересов административного истца, суд апелляционной инстанции одновременно согласился с решением в части возложения на администрацию Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обязанности по устранению нарушения прав Корешковой А.В.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 9 ноября 2020 года нельзя признать законным, так как оно принято с существенным нарушением норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного судебного акта, что является в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для его отмены в кассационном порядке с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 9 ноября 2020 года отменить, административное дело по административному исковому заявлению Корешковой А.В. о признании недействующим распоряжения руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 31 декабря 2019 года N 811 направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 28 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.