Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Терентьевой Н.А, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Береста И.И. на решение Псковского городского суда Псковской области от 20 февраля 2020 года (N 2а-73/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 29 января 2021 года (N 33а-43/2021) по административному исковому заявлению Береста И.И. к администрации города Пскова, Управлению строительства и капитального ремонта администрации города Пскова об оспаривании бездействия по обеспечению беспрепятственного и безопасного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - многоквартирному дому.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Береста И.И. Станкина Д.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Берест И.И. обратился в суд с административным иском к администрации города Пскова о признании незаконным бездействия в части обеспечения инвалиду беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, указав в обоснование заявленных требований, что является инвалидом-колясочником, проживает в принадлежащей ему на праве собственности квартире N N, расположенной в многоквартирном доме по адресу: "адрес", управление и обслуживание которого осуществляет ООО УО "ЖЭУ-16". Входная группа подъезда N 3, где расположена его квартира, не приспособлена к потребностям инвалидов. С 2017 года он неоднократно обращался в управляющую организацию и в администрацию города с просьбой обустроить вход соответствующим образом, однако, несмотря на положительные ответы администрации о том, что обустройство входа с учетом нужд инвалидов должно быть произведено администрацией за счет средств местного бюджета, вход в подъезд N 3 так и не был обустроен для беспрепятственного и безопасного передвижения инвалидов и маломобильных групп населения, что нарушает его права и законные интересы. Просил обязать администрацию города Пскова обеспечить ему беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры - многоквартирному дому по адресу: "адрес", путем установки подъемной платформы для преодоления лестничного марша крыльца подъезда N 3.
Уточнив в ходе судебного разбирательства требования, просил признать незаконным бездействие администрации города Пскова и Управления строительства и капитального ремонта администрации города Пскова по обеспечению беспрепятственного и безопасного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - вышеуказанному многоквартирному дому, а также обязать административных ответчиков обеспечить ему беспрепятственный доступ к указанному объекту социальной инфраструктуры путем установки пандуса для преодоления лестничного марша крыльца подъезда N 3 в срок шесть месяцев.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление строительства и капитального ремонта администрации города Пскова.
В качестве заинтересованного лица по делу административным истцом привлечено ООО УО "ЖЭУ-16".
Решением Псковского городского суда Псковской области от 20 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 25 июня 2020 года, в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 7 октября 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 25 июня 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Псковский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 29 января 2021 года решение Псковского городского суда Псковской области от 20 февраля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Псковского городского суда Псковской области от 20 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 29 января 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 3 марта 2021 года, Берест И.И. ставит вопрос об отмене судебных актов, настаивая на доводах административного искового заявления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого рода нарушения допущены судами обеих инстанций.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении вышеуказанных административных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что для установки пандуса требуется согласие собственников жилых помещений в данном доме, выраженное в соответствующем решении общего собрания, однако собрание собственников данного многоквартирного дома не состоялось в связи с отсутствием на нем кого-либо из собственников. Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что строительство пандуса повлечет увеличение общего имущества многоквартирного дома, что повлечет увеличение расходов на содержание данного имущества, которые покрываются собственниками жилых помещений многоквартирного дома.
Между тем судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами судов согласиться не может.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Берест И.И. является инвалидом "данные изъяты" группы, имеет "данные изъяты".
На праве собственности Бересту И.И. принадлежит квартира в многоквартирном доме по адресу: "адрес", управление которым осуществляет ООО "УО "ЖЭУ-16".
Поскольку входная группа подъезда N 3 указанного многоквартирного дома не приспособлена с учетом потребностей инвалидов, Берест И.И. с 2017 года неоднократно обращался в ООО УО "ЖЭУ-16", администрацию города Пскова, администрацию Псковской области с просьбой обустроить вход в подъезд многоквартирного дома с учетом его потребностей с целью получения возможности самостоятельно попасть в принадлежащее ему жилое помещение.
При этом в ответ на очередное обращение Береста И.И. письмом администрации города Пскова от 20 декабря 2017 года последнему сообщено о возможности переоборудования входного узла, что обосновано результатами проведенного комиссионного обследования входа в подъезд на предмет возможности устройства пандуса при входе в подъезд для обеспечения беспрепятственного и безопасного передвижения инвалидов и маломобильных групп населения и установлении возможности переоборудования входного узла.
В настоящем деле административный истец оспаривает законность бездействия административных ответчиков по обустройству входной группы подъезда N 3 указанного многоквартирного дома с учетом потребностей инвалидов по состоянию на момент обращения в суд (18 сентября 2019 года).
Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с частью 1 статьи 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Согласно пунктов 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Между тем, в силу части 4 Федерального закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ в редакции вышеназванного Федерального закона, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 статьи 15 названного Федерального закона).
Изложенное свидетельствует о том, что даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пп. "в" п. 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (пункт 23 Правил).
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (пункты 12 - 22 Правил).
Статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 определен перечень объектов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, в числе которых лестницы, коридоры, фундаменты, земельный участок и иное имущество.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
При этом действительно в силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).
В то же время частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации введенной Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 462-ФЗ предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
С выводом суда апелляционной инстанции о том, что указанная норма не применима в рассматриваемых правоотношениях суд кассационной инстанции согласиться не может.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках участия в реализации мероприятия "Предоставление субсидий местным бюджетам на финансирование мероприятий по приспособлению к потребностям инвалидов муниципальных квартир, подъездов, дворовых территорий путем переоборудования, приобретения и установки технических средств реабилитации" в 2019 году были предусмотрены мероприятия по разработке проектно-сметной документации и производство работ по обеспечению беспрепятственного и безопасного передвижения инвалидов и маломобильных групп населения по месту жительства административного истца. Однако необходимые документы для предоставления субсидии из Администрации города не поступили.
Таким образом, административный истец ставил вопрос о приспособлении общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов без привлечения денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Суждения суда апелляционной инстанции о том, что строительство пандуса повлечет увеличение расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, которые покрываются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, ничем не обоснованы и не могут являться основанием неприменения вышеуказанной норма закона.
Таким образом, бездействие администрации города Пскова, не осуществившей мероприятий, направленных на приспособление общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Берест И.И, с учетом потребностей инвалида и обеспечение условий их доступности для инвалида по основаниям отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о даче согласия на установку пандуса, нельзя признать соответствующим закону.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку оспариваемое Берестом И.И. бездействие администрации города Пскова противоречит закону и нарушает его права и законные интересы, решение Псковского городского суда Псковской области от 20 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 29 января 2021 года подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Псковского городского суда Псковской области от 20 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 29 января 2021 года отменить.
Признать незаконным бездействие администрации города Пскова по не осуществлению мероприятий, направленных на приспособление общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес" учетом потребностей инвалида и обеспечение условий их доступности для инвалида.
Обязать администрацию города Пскова устранить допущенное нарушение прав Береста Ивана Ивановича, осуществив мероприятия, направленные на приспособление общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес" учетом потребностей инвалида и обеспечение условий их доступности для инвалида.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 28 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.