Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Кузьмичева В.А.
судей Мироновой Н.В, Бушминой А.Е, при секретаре судебного заседания Горине А.С.
с участием прокурора Куренкова Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" к Совету Зеленодольского муниципального района, Муниципальному Бюджетному Учреждению "Управление архитектуры и градостроительной политике Зеленодольского муниципального района" о признании в части недействующим Генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 6 июля 2020 года N 498, по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" к Совету Зеленодольского муниципального района, Муниципальному Бюджетному Учреждению "Управление архитектуры и градостроительной политике Зеленодольского муниципального района" об оспаривании Генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 6 июля 2020 года N 498, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, установила:
в суд с административным исковым заявлением обратился административный истец Общество с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" (далее ООО "ОТК", Общество, административный истец) о признании недействующим в части нормативного правового акта. В обоснование требований, предъявленных в административном исковом заявлении, ООО "Осиновская теплоснабжающая компания" указало, что является единой теплоснабжающей организацией на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, осуществляет свою деятельность в рамках Концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения на территории данного поселения. В рамках концессионного соглашения Общество построило тепловой пункт "Майский", магистральный трубопровод от генератора тепловой энергии до центрального теплового пункта и сам центральный тепловой пункт, осуществляет теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей на основании утвержденной схемы теплоснабжения.
Решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 498 от 6 июля 2020 года был утвержден Генеральный план муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее также - Генеральный план).
По утверждению истца в Генеральном плане указана информация не соответствующая действительности, противоречащая действующей схеме теплоснабжения, концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения. В частности, в Генеральном плане, а именно - в утверждаемой его части "Положении о территориальном планировании" в разделе 2.11 "Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры", таблица 2.11.4 "Перечень мероприятий по теплоснабжению" подпункт N 6 указано на новое строительство трассы теплопровода 2Ду500, указанная информация не соответствует действительности, так как Общество магистральный трубопровод тепловой сети 2 ДУ500 (Д=530мм) L=1700 п.м. построило и ввело в эксплуатацию в 2017 году.
Кроме этого, в Генеральном плане, а именно в материалах по его обоснованию, Пояснительной записке в разделе 2.7.4 "Теплоснабжение" изложена недостоверная информация, несоответствующая реальному состоянию системы теплоснабжения и утвержденной схеме теплоснабжения, в частности, неверно указана организация, осуществляющая передачу тепловой энергии, информация об основном источнике теплоснабжения, наименование организации, осуществляющей регулируемую деятельность по теплоснабжению и горячему водоснабжению населения, а также информация, касающаяся отпуска потребителям тепловой энергии в горячей воде. В Положении о территориальном планировании, в Материалах по обоснованию проекта генерального плана содержится информация не соответствующая действующей схеме теплоснабжения населенного пункта, концессионному соглашению, фактическому положению дел.
Административный истец указал на нарушение своих прав оспариваемым нормативным правовым актом. По мнению Общества в нарушение Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года N 808, а также Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, тепловыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 05 июля 2013 года N 570, которые предписывают Единой теплоснабжающей организации раскрывать достоверную информацию о своей деятельности, несоответствующие действительности сведения, изложенные в Генеральном плане, влекут невозможность исполнения Обществом возложенного на него указанного обязательства. (л.д. 3-13 т.1).
В процессе рассмотрения административного дела, Общество предъявило административное исковое заявление в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) (л.д. 39-46 т. 4), в котором указало, что в соответствии с концессионным соглашением в обслуживании ООО "ОТК" находятся трубопроводы тепловых сетей разных диаметров, трубопроводы горячего водоснабжения, тепловой пункт "Майский" и центральный тепловой пункт.
Административный истец считает, что в нарушение пунктов 7-9 статьи 2, пункта 8 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 28 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктов 4-5 Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 1992 года N 197 в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт отсутствуют сведения об объектах капитального строительства, которые были построены и обслуживаются Обществом в рамках исполнения Концессионного соглашения, а именно: Центральный тепловой пункт, Тепловой пункт, тепловые сети - магистральный трубопровод тепловой сети 2 ДУ500 (Д=530мм) L=1 700 п.м, распределительные сети 2 ДУ250 (Д=273мм) L=2115 п.м. от ЦТП до микрорайона "Радужный-1".
В связи с изложенным, и с учетом изменения административного искового заявления в порядке статьи 46 КАС РФ, Общество просит суд:
1) признать Генеральный план недействующим в части информации, изложенной в документе - Генеральный план, Положение о территориальном планировании, Пояснительная записка, раздел 2.11 "Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры", таблица 2.11.4 "Перечень мероприятий по теплоснабжению", подпункт N 6 (страница 45-46) - в столбце "Наименование объекта", 2) признать Генеральный план недействующим в части информации, изложенной в абзацах 1, 3-10, 14 документа - Генеральный план, Материалы по обоснованию проекта генерального плана, Пояснительная записка раздел 2.7.5 "Теплоснабжение" (страницы 42-45), 3) признать Генеральный план Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденный Решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 498 от 6 июля 2020 года недействующим в части информации, изложенной в Приложении N 4 к Генеральному плану, а именно в документах: Карты зон с особыми условиями использования территории, Карте сетей теплоснабжения и газоснабжения, Карте сетей водоснабжения и водоотведения, Карте территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Карте инженерной подготовки территории, Карте функциональных зон поселения, Карте планируемого размещения объектов, Карте современного использования территории
4) признать Решение Совета Зеленодольского муниципального района N 498 от 6 июля 2020 года по утверждению Генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан недействующим в части информации, изложенной в документе - Генеральный план Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Положение о территориальном планировании, Пояснительная записка, раздел 2.11 "Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры", таблица 2.11.4 "Перечень мероприятий по теплоснабжению", подпункт N 6 (страница 45-46) - в столбце "Наименование объекта", и в абзацах 1, 3-10, 14 документа - Генеральный план Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Материалы по обоснованию проекта генерального плана, Пояснительная записка раздел 2.7.4 "Теплоснабжение" (страницы 42-45), 5) обязать МБУ "Управление архитектуры и градостроительной политики Зеленодольского муниципального района" внести изменения в генеральный план Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с замечаниями ООО "Осиновская теплоснабжающая компания", 6) обязать Совет Зеленодольского муниципального района утвердить изменения в Генеральный план Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с замечаниями ООО "Осиновская теплоснабжающая компания".
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 года в удовлетворении административного иска ООО "ОСТ" было отказано в полном объеме.
С указанным решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 года не согласилось ООО "ОСТ", предъявило апелляционную жалобу (л.д. 89-93 т.5), в которой просит решение Верховного Суда Республики Татарстан отменить.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "ОСТ" указало, что судом были неверно определены фактические обстоятельства дела, неверно применены нормы права, изложенные в пунктах 3, 7, 8 статьи 23 ГрК РФ, в связи с чем, суд пришел к неверному выводу, что материалы по обоснованию Генерального плана в виде карт отображают место положение существующих объектов местного значения поселения, объектов действующей системы теплоснабжения, и как следствие в них отражены зоны с особыми условиями использования территорий. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что ответчики не представили суду доказательств, подтверждающих отображение на картах объектов системы теплоснабжения.
ООО "ОСТ" в апелляционной жалобе указало, что суд при принятии решения не дал оценку их доводам о том, что неотражение в Генеральном плане зон с особыми условиями территории, предусмотренных для объектов теплоснабжения может создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, неуказание в Генеральном плане объектов теплоснабжения повлекло неверное определение функциональных зон поселения.
ООО "ОСТ" указало, что суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание их утверждения о несоответствии подпункта N 6 таблицы 2.1.14, содержащейся в разделе 2.11 пояснительной записки к Положению о территориальном планировании части 8 статьи 23 ГрК РФ, в которой содержится требование об отражении в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт местоположения существующего объекта местного значения поселения в области теплоснабжения населения, то есть не указал в указанной таблице существующую трассу теплопровода.
Суд первой инстанции по утверждению Общества не дал оценки тому обстоятельству, что неуказание в Генеральном плане объектов теплоснабжения повлекло неверное определение функциональных зон поселения, может повлечь установление неверных правил землепользования и застройки, потенциальный допуск строительства объектов, размещение которых в территориальной зоне объектов теплоснабжения Общества не предусмотрено.
Несоответствие Генерального плана фактическим обстоятельствам влечет издание незаконных нормативных и ненормативных актов, которые должны приниматься в соответствии со сведениями, содержащимися в Генеральном плане.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "ОТК" требования, изложенные в апелляционной жалобе поддержали, дали пояснения по ее существу. Кроме этого, пояснили, что существующие объекты местного значения, к которым они относят построенные Обществом объекты теплоснабжения: трубопроводы тепловых сетей, трубопровод ГВС, тепловой пункт "Майский" и ЦТП, должны отражаться в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт, а именно: на карте зон с особыми условиями использования, карте сетей теплоснабжения и газоснабжения, карте инженерной подготовки территории, карте функциональных зон, карте территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в Положении о территориальном планировании.
Представитель МБУ "Управление архитектуры и градостроительной политики Зеленодольского муниципального района", действующий на основании доверенности Сергеев И.Н, в судебном заседании суда апелляционной инстанции, с использованием системы видеоконференц-связи, с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, считает решение законным и обоснованным. Кроме этого пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов ООО "ОСТ". Не отрицал, признавал тот факт, что в материалах по обоснованию проекта генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, изложенных в абзацах 1, 3-10, 14 пункта 2.7.4 "Теплоснабжение" изложена информация не соответствующая действительности, касающаяся сведений об организации, осуществляющей передачу тепловой энергии в Осиновском сельском поселении, сведений об основном источнике теплоснабжения данного населенного пункта, организации, осуществляющей регулируемую деятельность по теплоснабжению и горячему водоснабжению на территории поселка Осиново. Указанные обстоятельства объясняет тем, что на момент разработки Генерального плана у разработчиков имелась информация об иной организации и полагает, что поскольку указанная выше информация изложена в неутверждаемой части генерального плана, а именно: в Пояснительной записке Материалов по обоснованию проекта генерального плана, то несоответствие действительности данной информации никак не может повлечь несоответствие закону оспариваемого нормативного правового акта.
Также пояснил, что недостоверная информация содержится в Положении о территориальном планировании в пункте 6 таблицы 2.11.4 "Перечень мероприятий по теплоснабжению", расположенной в разделе 2.11 Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры, касающаяся нового строительства теплопровода 2ДУ500 в селе Осиново. Объясняет данный факт наличием у разработчиков на момент разработки генерального плана именно такой, а никакой иной информации. Не отрицал, признавал, что в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт не полностью отображены магистральный трубопровод, распределительный трубопровод, трубопровод тепловой сети, трубопровод ГВС, и не отображен полностью Тепловой пункт "Майский". Также пояснил, что в настоящее время ведется разработка нового Генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в котором будут указаны все построенные ООО "ОТК" объекты теплоснабжения, в том числе те которые не нашли своего отражения, либо отображены не полностью в картах по обоснованию генерального плана
Представитель Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции с использованием системы видеоконференцсвязи, Сухих Г.К. требования, изложенные в апелляционной жалобе, не признала, просила решение оставить без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции были допущены при рассмотрении административного иска ООО "Осиновская теплоснабжающая компания".
Судебной коллегией установлено, что 06 июля 2020 года решением N 498 Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан был утвержден Генеральный план муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Республики Татарстан (карты и текстовая часть прилагаются). (л.д. 88 т. 2).
Составной частью Генерального плана является Положение о территориальном планировании, в котором в разделе 2.11 поименованном как "Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры" в пункте 6 Таблицы 2.11.4 "Перечень мероприятий по теплоснабжению" указано на новое строительство трассы теплопровода 2Д500 от ЭЦМ до тепловой камеры ЦТП по улице Майской в селе Осиново. (л.д. 89-141 т. 2)
Также составной частью утвержденного Генерального плана является Карта функциональных зон поселения (л.д. 57 т.4)
В Пояснительной записке, являющейся текстовой частью Материалов по обоснованию проекта генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в абзацах 1-3, 4, 5-10, 14 раздела 2.7.4 указаны сведения, касающиеся организации, осуществляющей передачу тепловой энергии, информация об основном источнике теплоснабжения, наименование организации, осуществляющей регулируемую деятельность по теплоснабжению и горячему водоснабжению населения, а также информация, касающаяся отпуска потребителям тепловой энергии в горячей воде.
Кроме этого, Материалами по обоснованию Генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в виде карт, являются Карта зон с особыми условиями использования территории (л.д. 66 т.4), Карта сетей теплоснабжения и газоснабжения (л.д. 67 т.4), Карта территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 55 т.4), Карта планируемого размещения объектов.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентируются ГрК РФ.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, статье 24 ГрК РФ утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.
Исходя из названных норм, а также подпункта 23 пункта 1 статьи 32 Устава муниципального образования Зеленодольский муниципальный район Республики Татарстан" (л.д. 102-103 т. 4), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в установленной форме. Также судом обоснованно установлено соблюдение правил официального опубликования Генерального плана, порядка его принятия. По указанным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Проверяя оспариваемые в части Положение о территориальном планировании Генерального плана, Карту функциональных зон поселения, Материалы по обоснованию Генерального плана в виде карт и текстовой части на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, сославшись на нормы права, изложенные в статье 23 ГрК РФ, пришел к выводу, что в материалах по обоснованию генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан отображены сети теплоснабжения, а допущенные неточности в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме (пояснительной записке) не повлекли принятия в документе градостроительного планирования норм несоответствующих градостроительному законодательству, что, согласно выводов суда первой инстанции, свидетельствует о соответствии Генерального плана нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагает, что он не соответствует фактическим обстоятельствам дела, не подтвержден исследованными судом доказательствами. Доводы апелляционной жалобы ООО "ОСТ" заслуживают внимания по следующим основаниям.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на основании постановления от 23 августа 216 года N 160 исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ООО "Осиновской теплоснабжающей компании" с 25 сентября 2016 года присвоен статус Единой теплоснабжающей организации на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (л.д. 15-16 т.1).
13 мая 2016 года между Осиновским сельским поселением Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (концедент) и ООО "ОСТ" (концессионер) заключено концессионное соглашение предметом которого является создание (проектирование и строительство) недвижимого имущества, технически связанного между собой, представляющее собой тепловые сети и тепловые пункты для передачи тепловой энергии, теплоносителя и горячего водоснабжения, расположенные на территории села Осиново и микрорайона "Радужный-1" Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан для осуществления деятельности по теплоснабжению и горячему водоснабжению с использованием тепловых сетей и иного имущества.
В рамках концессионного соглашения ООО "ОСТ" построило и ввело в эксплуатацию в 2017 году Тепловой пункт "Майский", Центральный тепловой пункт, магистральный трубопровод тепловой сети 2ДУ500 (Д=530мм), L= 1700 п.м, распределительный трубопровод 2ДУ2500 (Д=273 ММ) L=2115 п.м, трубопровод тепловой сети 2ДУ300 (Д=325мм), L=192, 2 п.м, трубопровод ГВС 2 ДУ150 (Д=159мм) L=192, 2 п.п. (л.д. 87-94 т.1)
Материалами дела также подтверждается, что ООО "ОТК" является арендатором земельных участков, на которых располагаются тепловые сети и тепловые пункты, применяемые для передачи тепловой энергии и горячего водоснабжения, являющиеся объектами коцессионного соглашения, и земельных участков, которые необходимы для осуществления концессионной деятельности, то есть деятельности по теплоснабжению и горячему водоснабжению, осуществляемой ООО "ОТК" на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. (л.д. 96-121 т. 1).
В пункте 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципальных образований отнесены генеральные планы поселений (подпункт 2 пункта 1 статьи 18 ГрК РФ).
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия: территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (подпункт 2 пункта 1 статьи 1 ГрК РФ);
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.
Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (пункт 3 статьи 23 ГрК РФ).
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (пункт 6 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают: местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа.
В пункте 9.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 244 (далее Методические рекомендации) в целях утверждения генеральных планов городских округов, поселений осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт - обосновывающая часть.
Пунктом 9.13 Методических рекомендаций предусмотрено, что в материалах по обоснованию проектов генеральных планов, прилагаемых в виде карт, могут отображаться: местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа; зоны с особыми условиями использования территорий; функциональные зоны и границы функциональных зон.
В соответствии с пунктом 9.14 Методических рекомендаций в составе обосновывающих материалов целесообразно оформлять следующие карты: карта использования территории муниципального образования с отображением зоны с особыми условиями использования территорий; карта расположения объектов местного значения поселения, городского округа; карта территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; карта транспортной инфраструктуры; карта инженерной инфраструктуры и инженерного благоустройства территорий.
На территории Республики Татарстан действует Закон Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ "О градостроительной деятельности в Республике Татарстан" (далее Закон Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ), пункт 5 статьи 9 которого предусматривает, что к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт в соответствии с положениями частей 7 и 8 статьи 23 ГрК РФ.
Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что материалы по обоснованию Генерального плана в виде карт должны отображать местоположение существующих объектов местного значения поселения, зоны с особыми условиями использования территория (подпункты 3, 7 пункта 8 статьи 23 ГрК РФ, пункт 9 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года), а также в них могут отображаться функциональные зоны и границы функциональных зон (абзац 10 пункта 9.13 Методических рекомендаций).
В соответствии с пунктом 20 статьи 1 ГрК РФ объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 19.2 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ указано, что объектами местного значения поселения являются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления поселений полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами Республики Татарстан, уставами поселений и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие поселений.
К видам объектов местного значения, подлежащих отображению в генеральном плане поселения, относятся в области теплоснабжения населения: объекты, необходимые для организации в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством.
Решением Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 5 марта 2015 года N 502 переданы полномочия муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан сельским поселениям, входящим в состав Зеленодольского муниципального района в области организации в границах поселений теплоснабжения.
Решением N 20 от 17 ноября 2015 года Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан приняты полномочия муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан муниципальным образованием "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в области организации в границах Осиновского сельского поселения теплоснабжения, а также заключено об этом соответствующее соглашение.
Давая толкование приведенным нормам материального права, нормативным правовым актам местного самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу, что объектами местного значения поселения в области теплоснабжения являются объекты капитального строительства, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления Осинковского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан полномочий по вопросам местного значения, к которым отнесена организация в границах Осинковского сельского поселения теплоснабжения населения.
В связи с этим, установлено и подтверждается материалами дела, что Тепловой пункт "Майский", Центральный тепловой пункт, магистральный трубопровод тепловой сети 2ДУ500 (Д=530мм), L= 1700 п.м, распределительный трубопровод 2ДУ2500 (Д=273 ММ) L=2115 п.м, трубопровод тепловой сети 2ДУ300 (Д=325мм), L=192, 2 п.м, трубопровод ГВС 2 ДУ150 (Д=159мм) L=192, 2 п.п, построенные и введенные в эксплуатацию в 2017 году ООО "ОСТ" являются объектами местного значения в области теплоснабжения Осинковского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, которые подлежали отображению в материалах по обоснованию генерального плана данного поселения в виде карт.
Частью 2 статьи 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. Новые доказательства могут быть приняты в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
Судебной коллегией в качестве нового доказательства принято сообщение, направленное ГУП Республики Татарстан Головной территориальной проектно-изыскательской научно-производственной фирмы "Татинвестгражданпроект", являющимся разработчиком Генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, из которого следует, что в материалах по обоснованию Генерального плана в виде карт Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Тепловой пункт "Майский" не отображен в генеральном плане, Центральный тепловой пункт ООО "ОТК" отображен в генеральном плане, магистральный трубопровод тепловой сети 2ДУ500 (Д=530мм), L= 1700 п.м, распределительный трубопровод 2ДУ2500 (Д=273 ММ) L=2115 п.м, трубопровод тепловой сети 2ДУ300 (Д=325мм), L=192, 2 п.м, трубопровод ГВС 2 ДУ150 (Д=159мм) L=192, 2 п.м. отображены частично, требует уточнения трассировка.
Представители административных ответчиков в судебном заседании суда апелляционной инстанции подтвердили факт неотображения в материалах по обоснованию Генерального плана в виде карт ТП "Майский", а также частичное отображение магистрального трубопровода, распределительного трубопровода, трубопровода тепловой сети и трубопровода ГВС.
Таким образом, вопреки выводов суда первой инстанции, совокупностью доказательств (объяснениями лиц, участвующих в деле, письменными доказательствами) подтвержден факт неотображения в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан местоположение существующих объектов местного значения поселения в области теплоснабжения Теплового пункта "Майский" и частичное отображение магистрального трубопровода тепловой сети 2ДУ500 (Д=530мм), L= 1700 п.м, распределительного трубопровода 2ДУ2500 (Д=273 ММ) L=2115 п.м, трубопровода тепловой сети 2ДУ300 (Д=325мм), L=192, 2 п.м, трубопровода ГВС 2 ДУ150 (Д=159мм) L=192, 2 п.м, что является нарушением подпункта 3 пункта 8 статьи 23 ГрК РФ, пункта 5 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ.
Подпунктами 7, 8 пункта 8 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий; территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В пункте 4 статьи 1 ГрК РФ указано, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 28 статьи 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий охранная зона тепловых сетей.
Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утв. Приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197 (далее - Типовые правила).
Пунктом 1 Типовых Правил предусмотрено, что охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.
Пунктом 4 Типовых правил предусмотрено, что охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
В соответствии с пунктом 5 Типовых Правил в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:
размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы;
загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы;
устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;
устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы;
производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов;
проникать в помещения павильонов, центральных и индивидуальных тепловых пунктов посторонним лицам; открывать, снимать, засыпать люки камер тепловых сетей; сбрасывать в камеры мусор, отходы, снег и т.д.;
снимать покровный металлический слой тепловой изоляции; разрушать тепловую изоляцию; ходить по трубопроводам надземной прокладки (переход через трубы разрешается только по специальным переходным мостикам);
занимать подвалы зданий, особенно имеющих опасность затопления, в которых проложены тепловые сети или оборудованы тепловые вводы под мастерские, склады, для иных целей; тепловые вводы в здания должны быть загерметизированы.
Пункт 6 Типовых правил предписывает, что в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:
производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев
и кустарников, устраивать монументальные клумбы;
производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий;
сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.
Из совокупного толкования норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу, что как федеральный законодатель (подпункт 7 пункта 8 статьи 23 ГрК РФ0, так и региональный законодатель (пункт 5 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ) предписывает представительному органу местного самоуправления при обосновании генерального плана поселения в виде карт отображать зоны с особыми условиями использования, к которым относится охранная зона тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Определение охранной зоны тепловых сетей на карте зон с особыми условиями использования территории, карте территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и других картах по обоснованию Генерального плана, как и самих объектов местного значения в области теплоснабжения, обусловлено законодателем в связи с тем, что одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункт 9 статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года).
При этом, под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (пункт 1 статьи 23.2 Федерального закона "О теплоснабжении").
Пункт 3 статьи 23.2 Федерального закона "О теплоснабжении" предписывает как теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям при осуществлении теплоснабжения, так и потребителям тепловой энергии при потреблении тепловой энергии соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Следовательно, предписания законодателя об отражении в картографических материалах по обоснованию Генерального плана поселения зон с особыми условиями использования территории, как и самих объектов теплоснабжения, относящихся к объектам местного значения, преследуют необходимость установления ограничений использования земельных участков, ограничений или запрета на размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничения или запрета использования земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий для неопределенного круга потребителей тепловой энергии при потреблении тепловой энергии, так и теплоснабжающей организации соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Материалами дела подтверждается, что в материалах по обоснованию генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан разработана карта зон с особыми условиями использования территории (л.д. 66 т. 4), а также карта территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 55 т.4), карта сетей теплоснабжения и газоснабжения, карта функциональных зон поселения, карта планируемого размещения объектов.
Судебной коллегией установлено, что на карте зон с особыми условиями использования территории, и иных приведенных выше картах отражен Центральный тепловой пункт, в отношении которого установлена охранная зона тепловых сетей.
На карте зон с особыми условиями использования территории, карте территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карте планируемого размещения объектов как и на иных картах, принятых в обоснование Генерального плана, Тепловой пункт "Майский" отсутствует, магистральный трубопровод тепловой сети 2ДУ500 (Д=530мм), L= 1700 п.м, распределительный трубопровод 2ДУ2500 (Д=273 ММ) L=2115 п.м, трубопровод тепловой сети 2ДУ300 (Д=325мм), L=192, 2 п.м, трубопровод ГВС 2 ДУ150 (Д=159мм) L=192, 2 п.м. отображены частично, соответственно не отражены и охранные зоны этих сооружений, входящих в комплекс устройств тепловой сети, используемой ООО "ОСТ" для теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей, что противоречит подпункту 7 пункта 8 статьи 23 ГрК РФ, пункту 5 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-РТ.
По мнению судебной коллегии, нормативный правовой акт оспариваемый административным истцом в части неотображения на карте зон с особыми условиями использования территории, карте сетей теплоснабжения и газоснабжения, карте территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карте функциональных зон поселения, карте планируемого размещения объектов в части неотображения на указанных картах в полном объеме ТП "Майский", частичного отображения магистрального трубопровода тепловой сети 2ДУ500 (Д=530мм), L= 1700 п.м, распределительного трубопровода 2ДУ2500 (Д=273 ММ) L=2115 п.м, трубопровода тепловой сети 2ДУ300 (Д=325мм), L=192, 2 п.м, трубопровода ГВС 2 ДУ150 (Д=159мм) L=192, 2 п.м. нарушает права и законные интересы ООО "ОСТ", неопределенного круга лиц, так как не позволяет при осуществлении теплоснабжения Обществом, а потребителями тепловой энергии при потреблении тепловой энергии соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения, не позволяют обеспечить стандарты качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии, которые выражаются в том числе, в обеспечении полной, актуальной, достоверной информации (пункт 19 (2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года N 808).
Что касается оспаривания нормативного правового акта в части включения в абзацы 1, 3-10, 14 раздела 2.7.4 "Теплоснабжение" Пояснительной записки в составе материалов по обоснованию проекта Генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, то в данной части он не противоречит ни федеральному, ни региональному законодательству, так как данные положения не предусмотрены в качестве обязательной информации, подлежащей указанию в названной части Генерального плана, предусмотренной пунктом 7 статьи 23 ГрК РФ, пунктом 5 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В пункте 6 Таблицы 2.11.4 "Перечня мероприятий по теплоснабжению" раздела 2.11 "Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры" Положения о территориальном планировании Генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан указано на новое строительство трассы теплопровода 2ДУ500 от ЭМЦ до тепловой камеры ЦТП по улице Майская в с. Осиново.
В данной части оспариваемый нормативный правовой акт также подлежит признанию недействиующим, так как на момент утверждения Генерального плана магистральный трубопровод тепловой сети 2ДУ500 (Д=530мм), L= 1700 п.м. был окончен строительством, введен в эксплуатацию, и не должен был указываться в Положении о территориальном планировании в качестве объекта нового строительства, в том числе, еще и в связи с тем, что является линейным объектом.
При указанных обстоятельствах решение суда является незаконным и подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, принимая во внимание, что оспариваемый в части нормативный акт применялся и были реализованы права граждан и организаций, в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает, что он подлежит признанию не действующим в оспариваемой части с даты принятия настоящего решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 года отменить.
Принять новое решение.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу Генеральный план Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденный Решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 6 июля 2020 года N 4986:
1. в части пункта 6 Таблицы 2.11.4 "Перечень мероприятий по теплоснабжению" раздела 2.11 "Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры" Положения о территориальном планировании Генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, 2. в части неотображения в полном объеме на картах Генерального плана: карте с особыми условиями использования территории, карте сетей теплоснабжения и газоснабжения, карте территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карте функциональных зон поселения, карте планируемого размещения объектов, магистрального трубопровода тепловой сети 2ДУ500 (д=530мм), распределительного трубопровода 2ДУ2500 (Д=273мм), трубопровода тепловой сети 2 ДУ300 (Д=325), трубопровода ГВС 2 ДУ 150 (д=159мм) и Теплового Пункта "Майский".
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Решение в течение одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://zelenodolsk.ru.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.