Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу Рязанцева Ивана Ивановича на вступившие в законную силу постановление инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 8 января 2020 года N 18810116200108011359, решение заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 31 января 2020 года N 3/205200431771-1, решение судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 5 июня 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Рязанцева Ивана Ивановича (далее - Рязанцев И.И.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 8 января 2020 года N 18810116200108011359, оставленным без изменения решением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 31 января 2020 года N 3/205200431771-1, решением судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 5 июня 2020 года и решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2020 года, Рязанцев И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Рязанцев И.И. просит отменить вышеуказанные акты, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность и прекратить производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Рязанцева И.И. к административной ответственности) превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
В силу положений пункта 10.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 16 ноября 2019 года в 15 часов 06 минут на 841 км автомобильной дороги "адрес" государственный регистрационный знак N, собственником которого является Рязанцев И.И, превысил установленную скорость движения транспортного средства на 45 км/ч, двигаясь со скоростью 95 км/ч при разрешенной 50 км/ч.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Рязанцева И.И. к административной ответственности по указанной выше норме на основании постановления инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 8 января 2020 года N N.
Как усматривается из дела об административном правонарушении, 14 января 2020 года Рязанцевым И.И. на указанное постановление подана жалоба в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вышестоящему должностному лицу, которая была рассмотрена заместителем начальника ЦАФАП ГИБДД МВД России по Республике Татарстан с вынесением процессуального документа - решения от 31 января 2020 года N 3/205200431771-1.
В ходе рассмотрения дела судебными инстанциями не учтено следующее.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 названного кодекса постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Таким образом, территориальная подсудность рассмотрения дел об административных правонарушениях по жалобам на решения вышестоящих должностных лиц по таким делам определяется в соответствии с частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по месту рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Жалоба Рязанцева И.И. на постановление инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 8 января 2020 года N N, поданная вышестоящему должностному лицу, рассмотрена заместителем начальника ЦАФАП ГИБДД МВД России по Республике Татарстан 31 января 2020 года по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 5.
Жалоба Рязанцева И.И, поданная в суд в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежала разрешению по месту рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Приволжского районного суда города Казани.
Судья Пестречинского районного суда Республики Татарстан при рассмотрении 5 июня 2020 года жалобы указанного лица на постановление должностного лица и решение вышестоящего должностного лица нарушил правила территориальной подсудности.
Изложенное согласуется с правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года (вопрос N 57).
Вышестоящей судебной инстанцией допущенное судьей районного суда нарушение оставлено без внимания.
В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Подобное разрешение жалоб на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, допущенные нарушения являются существенными (фундаментальными).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 5 июня 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2020 года, состоявшиеся в отношении Рязанцева И.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Дело по жалобе Рязанцева И.И. на акты должностных лиц по делу об административном правонарушении подлежит направлению в Приволжский районный суд города Казани.
Доводы жалобы заявителя, в том числе относительно отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, подлежат рассмотрению при пересмотре постановления и решения должностных лиц в соответствующем порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Жалобу Рязанцева Ивана Ивановича удовлетворить частично.
Решение судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 5 июня 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Рязанцева Ивана Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело с жалобой Рязанцева Ивана Ивановича на постановление инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 8 января 2020 года N "данные изъяты", которое оставлено без изменения решением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 31 января 2020 года N 3/205200431771-1, направить в Приволжский районный суд города Казани на стадию принятия жалобы к рассмотрению.
Судья С.С. Картовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.