Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Левочкиной Людмилы Николаевны на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 г. Шумерля Чувашской Республики от 10 сентября 2020 года, решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 07 октября 2020 года, вынесенные в отношении председателя правления Ассоциации ТСЖ и ТСН "данные изъяты" Левочкиной Людмилы Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 г. Шумерля Чувашской Республики от 10 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 07 октября 2020 года, председатель правления Ассоциации ТСЖ и ТСН "данные изъяты" Левочкина Людмила Николаевна (далее - Левочкина Л.Н.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Левочкина Л.Н. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна, влечет назначение административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (статья 15 Закона N 99-ФЗ).
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" часть 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" дополнена пунктом 51. Согласно данному пункту лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Данное положение согласуется со статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, проведенной Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проверкой исполнения законодательства в сфере ЖКХ многоквартирного дома N, "адрес" установлено, что Ассоциация ТСЖ и ТСН "данные изъяты" (далее - Ассоциация), расположенное по адресу: "адрес", являясь некоммерческой организацией и не имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, фактически осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N, "адрес" с января 2020 по март 2020 года.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении председателя правления Ассоциации ТСЖ и ТСН "данные изъяты" Левочкиной Л.Н. от 21 августа 2020 года (л.д. 2-5); актом проверки соблюдения федерального законодательства от 21 августа 2020 года (л.д. 6-8); квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг, в которых произведен расчет данных услуг, получателем платежа поименована Ассоциация с указанием банковских реквизитов (л.д. 18-20, 34-46); сводными ведомостями об оплате жилищно-коммунальных услуг, оформленными Ассоциацией, с указанием лицевых счетов, номеров квартир, плательщиков, начисленных и оплаченных платежей по жилищно-коммунальным услугам, сальдо на конец периода (л.д. 10-15); договором холодного водоснабжения и водоотведения N от 01 декабря 2019 года, согласно которому МУП "данные изъяты" обязуется подавать Ассоциации холодную (питьевую) воду, а также осуществлять прием сточных вод (л.д. 30-31); договором энергоснабжения N от 30 декабря 2019 года, согласно которому АО "данные изъяты" обязуется осуществлять продажу электрической энергии Ассоциации в целях ее потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 32-33), и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Левочкиной Л.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод заявителя жалобы, что Ассоциация не является формой управления многоквартирным домом и, следовательно, для осуществления деятельности Ассоциации лицензия не нужна, основано на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 142 Жилищного кодекса Российской Федерации - для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья. Управление таким объединением осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.
При этом следует обратить внимание на то, что в статье 142 Жилищного Кодекса Российской Федерации не имеется в виду реорганизация ТСЖ в форме слияния. Речь идет о создании именно объединения двух или более ТСЖ (юридических лиц) в целях представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены.
Довод заявителя жалобы о том, что указанные действия осуществлялись на основании доверенности, выданной председателем ТСЖ "данные изъяты", отклоняется как необоснованный, поскольку в силу статей 182, 185 Гражданского кодекса Российской Федерации представитель по доверенности не вправе совершать действия и осуществлять сделки от своего лица и в своих интересах, тогда как указание на ТСЖ "данные изъяты" как на лицо, интересы которого представляет Ассоциация, в исследованных вышеуказанных документах отсутствует. Кроме того, передача по доверенности полномочий, для осуществления которых необходима лицензия, противоречит общегражданскому принципу добросовестности осуществления гражданских прав, может повлечь последствия в виде нарушений прав иных лиц и по существу является злоупотреблением правом в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Председателем правления Ассоциации, то есть лицом, без доверенности осуществляющим действия от имени Ассоциации, с 14 июня 2019 года является Левочкина Л.Н.
При таких обстоятельствах, в действиях Левочкиной Л.Н. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок привлечения Левочкиной Л.Н. к административной ответственности соблюдены.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Левочкиной Л.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 г. Шумерля Чувашской Республики от 10 сентября 2020 года, решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 07 октября 2020 года, вынесенные в отношении председателя правления Ассоциации ТСЖ и ТСН "данные изъяты" Левочкиной Людмилы Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Левочкиной Людмилы Николаевны - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.