Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу Шаяхметовой Лены Римовны на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области от 22 июня 2020 г. N 08/33-О/СА, решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21 августа 2020 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 октября 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного эколога - начальника отдела по экологическому контролю и природопользованию АО "Башкирская содовая компания" Шаяхметовой Лены Римовны, установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области от 22 июня 2020 г. N 08/33-О/СА, оставленным без изменения решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21 августа 2020 г, решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 октября 2020 г, должностное лицо - главный эколог - начальник отдела по экологическому контролю и природопользованию АО "Башкирская содовая компания" (далее - АО "БСК") Шаяхметова Л.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Шаяхметова Л.Р. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе иного, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 9 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 N 66 "О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" (далее - Приказ Минприроды России от 04.03.2016 N 66) при выявлении по результатам мониторинга негативных изменений качества окружающей среды, возникших в связи с эксплуатацией объектов размещения отходов, лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется незамедлительное предоставление этой информации в уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления и принимаются меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации таких изменений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с приказами Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан N 711-П от 17 сентября 2019 г, N 714-П от 18 сентября 2019 г, N 760-П от 30 сентября 2019 г, N 745-П от 26 сентября 2019 г, N 003-П от 21 октября 2019 г. проводилась плановая выездная проверка АО "БСК".
В ходе проверки выявлено, что в нарушение статьи 34, части 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды, части 2 статьи 11 Закона об отходах производства и потребления, пункта 9 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 N 66 АО "БСК" производит эксплуатацию объекта размещения отходов - шламонакопителя "Белое море" - с нарушением экологических требований, допуская превышение уровня хлоридов в грунтовых водах объекта размещения отходов относительно фоновых величин.
Шаяхметова Л.Р, начальник отдела по экологическому контролю и природопользованию АО "БСК", является ответственной в том числе за предотвращение воздействия производства на окружающую среду (п.2.1.4. Положения об отделе по экологическому контролю и природопользованию), контролирует состояние объектов окружающей среды в зоне влияния АО "БСК" (п. 2.1.9 Положения).
Основанием для привлечения Шаяхметовой Л.Р. к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о не соблюдении Шаяхметовой Л.Р. экологических норм, в результате чего АО "БСК" производит эксплуатацию объекта размещения отходов - шламонакопителя "Белое море" - с нарушением экологических требований, допуская превышение уровня хлоридов грунтовых водах объекта размещения отходов относительно фоновых величин. Меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации превышения хлоридов в грунтовых водах в районе шламонакопителя не принимаются.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 14-18); копией приказа департамента охоты рыболовства Самарской области от 30 марта 2020 г. N-п (л.д. 9-10); копией акта проверки от 19 ноября 2019 г. N (л.д. 21-26), копиями отчетов о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2017 г. и за 2019 г. (л.д. 28-49, 50-57), копией сертификата АО "БКС" (л.д. 58), копией приказа о переводе Шаяхметовой Л.Р. на другую работу (л.д. 84) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Шаяхметова Л.Р, являясь должностным лицом, не соблюла нормы действующего экологического законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, а также не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Таким образом, действия Шаяхметовой Л.Р. квалифицированы по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению природоохранного законодательства.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения Шаяхметовой Л.Р. к административной ответственности, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.
Доводы заявителя об отсутствии негативного изменения качества водных объектов и воздействия на окружающую среду в результате эксплуатации обществом объекта размещения отходов, недоказанности возникновения обстоятельств, в результате которых у Шаяхметовой Л.Р. возникла обязанность по предотвращению, уменьшению и ликвидации превышений хлоридов в грунтовых водах, ссылки на то, что в результате однократного отбора проб невозможно однозначно установить наличие негативного воздействия на окружающую среду, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Шаяхметовой Л.Р. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие с правовой оценкой данной должностным лицом, вынесшим постановление, и судебными инстанциями конкретным обстоятельствам и доказательствам не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных решений.
С утверждением в жалобе в той части, что должностным лицом, вынесшим постановление, и судами при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушены правила оценки доказательств и неверно установлены обстоятельства дела, согласиться нельзя.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не являются основанием для отмены обжалуемых актов.
Порядок и срок давности привлечения Шаяхметовой Л.Р. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Шаяхметовой Л.Р. в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области от 22 июня 2020 г. N 08/33-О/СА, решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21 августа 2020 г, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 октября 2020 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного эколога - начальника отдела по экологическому контролю и природопользованию АО "Башкирская содовая компания" Шаяхметовой Лены Римовны, оставить без изменения, жалобу Шаяхметовой Л.Р. - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.