Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу начальника Чувашского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" Максимова Сергея Станиславовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Калининского района Чувашской Республики от 14 декабря 2020 года и решение судьи Калининского районного суда Чувашской Республики от 3 февраля 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Чувашского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" Максимова С.С., установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Калининского района Чувашской Республики от 14 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда Чувашской Республики от 3 февраля 2021 года, начальник Чувашского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" - Максимов С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Максимов С.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность и прекращении производства по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары была проведена проверка соблюдения требований законодательства о труде и противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что 23 марта 2015 года начальником Чувашского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Верхне - Волжское УГМС" Максимовым С.С. был издан приказ о приеме ФИО3 на должность бухгалтера-кассира 2 категории.
В период с 20 января 2014 года по 21 апреля 2014 года ФИО3 занимала должность в территориальном отделе по г. Чебоксары Управления Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу.
По результатам проверки сделан вывод о том, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" начальник Чувашского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" Максимов С.С. соответствующее уведомление о приеме 23 марта 2015 года на работу ФИО3 в адрес территориального отдела по г. Чебоксары Управления Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу не направлено в том числе и на момент проверки.
16 октября 2020 года постановлением заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары в отношении названного лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-4).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника Чувашского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" Максимова С.С. мировым судьей судебного участка N 3 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики постановлением от 14 декабря 2020 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Судья районного суда с выводами мирового судьи согласился, между тем выводы судебных инстанций не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая административную ответственность, законодатель в рамках имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно-деликтных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений статьи 1.2, пункта 3 части 1 статьи 1.3 и пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации; применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 16 июля 2015 года N 22-П; определения от 21 апреля 2005 года N 122-О, от 19 ноября 2015 года N 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 2735-О).
Приказом Государственной Фельдъегерской службы (далее - ГФС) Российской Федерации от 23 января 2014 года N 13 "О перечне должностей федеральной государственной службы в ГФС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и в последующем приказе от 30 апреля 2015 года N 129 "О перечне должностей федеральной государственной службы в ГФС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" в разделе 4 Перечня должностей территориальных органов ГФС России, входящих в оперативное подчинение управлений ГФС по федеральным округам включена должность старшего специалиста 1 разряда.
Приказом Государственной Фельдъегерской службы Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 281, зарегистрированном в Минюсте 13 декабря 2018 года N 53012 вышеуказанные приказы от 23 января 2014 года N 13 и от 30 апреля 2015 года N 129 признаны утратившими силу.
Названным приказом от 28 ноября 2018 года утвержден новый Перечь должностей федеральной государственной службы в ГФС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее-Перечень).
В вышеуказанном Перечне в разделе 4 должность старшего специалиста 1 разряда не поименована.
Таким образом, с 13 декабря 2018 года старший специалист 1 разряда территориальных органов ГФС, входящих в оперативное подчинение управлений ГФС России по федеральным округам (региональных управлений ГФС) не обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В данном случае Приказ от 28 ноября 2018 года N 281 улучшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а потому положение части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу подлежит применению.
Постановление мирового судьи вступило в законную силу 3 февраля 2021 года, сведения об исполнении назначенного административного наказания в виде административного штрафа в материалах дела отсутствуют.
Дело прокурором возбуждено 16 октября 2020 года, то есть уже после издания ГФС России приказа от 28 ноября 2018 года N 281 об утверждении нового Перечня должностей и не являлось нарушением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и, соответственно, не направление уведомления не образовывало состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начатое производство по делу подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за это же деяние уголовную ответственность.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Калининского района Чувашской Республики от 14 декабря 2020 года и решение судьи Калининского районного суда Чувашской Республики от 3 февраля 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Чувашского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" Максимова С.С, отменить.
Производство по настоящему делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.