Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Кувшинова В.Е. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - СУ СК России по Республике Татарстан и руководителя следственного отдела по Ново-Савиновскому району города Казани СУ СК России по Республике Татарстан Салихова Раниля Наиловича, поданные в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 30 марта 2021 года и 5 февраля 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 октября 2020 года по административному делу N 2а-2860/2020 по административному исковому заявлению Груздева Р.М. об оспаривании отказа руководителя следственного отдела по Ново-Савиновскому району города Казани СУ СК России по Республике Татарстан Салихова Р.Н. в проведении личного приема.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя заинтересованного лица Попова М.А, возражения административного истца Груздева Р.М судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
26 и 28 ноября 2019 года руководителем следственного отдела по Ново-Савиновскому району города Казани СУ СК России по Республике Татарстан Салиховым Р.Н. отказано в проведении в проведении личного приема Груздеву Р.М. о проведении проверки правомерности действий старшего судебного пристава Ново-Савинского районного отдела судебных приставов города Казани Валиулловой Е.С.
Усматривая нарушение своих конституционных прав, Груздев Р.М. оспорил бездействие должностного лица в судебном порядке, приводя доводы об его незаконности.
Решением Ново-Савинского районного суда города Казани Республики Татарстан от 21 июля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 октября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, бездействие руководителя СО по Ново-Савиновскому району города Казани об отказе Груздеву Р.М. в личном приеме 26 и 28 ноября 2019 года признаны незаконными.
В кассационных жалобах СУ СК России по Республике Татарстан и руководителем следственного отдела по Ново-Савиновскому району города Казани СУ СК России по Республике Татарстан Салиховым Р.Н. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на то, что требование оставлять телефон перед личным приемом предусмотрено приказом СУ СК России по Республике Татарстан от 25 сентября 2017 года N 86 "Об организации личного приема граждан в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан". Кроме того, положения данного приказа направлены на недопустимость распространения сведений конфиденциального характера.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
В соответствии с положениями статьи 13 Закона N 59-ФЗ личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами, информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан (часть 1). При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность (часть 2).
Согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. (часть 1).
Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Во исполнение вышеуказанных правовых норм, Следственным комитетом Российской Федерации издан приказ от 21 января 2011 года N 13 "О совершенствовании приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации", которым регламентирован порядок проведения личного приема граждан.
Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 15 февраля 2011 года утверждено Положение о Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Положение), к полномочиям которого относится организация приема граждан, а также своевременное и полное рассмотрение их обращений (подпункт 48 пункта 6).
Также данным Положением предусмотрены полномочия руководителя следственного управления издавать в пределах предоставленной компетенции организационно-распорядительные документы, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками (подпункт 5 пункта 8).
Приказом СУ СК России по Республике Татарстан от 25 сентября 2017 года N 86 утвержден Порядок организации личного приема граждан в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.3 Порядка гражданам запрещено вносить в помещение, где проводится личный прием, предметы, исключенные из гражданского оборота, денежные средства, колюще-режущие предметы, жидкости, продукты питания, телефоны, диктофоны и иную электронную технику.
Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции исходил из того, что Груздев Р.М. в нарушение вышеуказанного Порядка отказался выложить телефон перед личным приемом, в связи с чем ему правомерно отказано в проведении личного приема.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обосновано исходил из того, что вышеприведенным правовым регулированием отказ гражданину в проведении личного приема в государственном органе не предусмотрен, в связи с чем пришел к правильному выводу о незаконности действий административного ответчика, повлекших нарушение конституционного права Груздева Р.М.
Кроме того, положения Закона N 59-ФЗ, во исполнение которого принят вышеназванный Порядок, не предусматривают запрета в проведении личного приема гражданина при наличии у последнего средства связи.
Утверждение в кассационных жалобах о том, что что требования пункта 3.3. Порядка направлены на защиту информации конфиденциального характера подлежит отклонению, поскольку таких выводов, а также ссылок на Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" рассматриваемый Порядок не содержит.
Довод кассационной жалобы о непривлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Следственного комитета Российской Федерации, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку решение о правах и об обязанностях лиц данного органа судами не принималось.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 октября 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан и руководителя следственного отдела по Ново-Савиновскому району города Казани следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан Салихова Р.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.