Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кучембаева А.Н, поданную 20 февраля 2020 года, на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 1 декабря 2020 года по административному делу N 2а-3026/2020 по административному исковому заявлению Кучембаева А.Н. к Администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, о включении в реестр муниципальной собственности улиц.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кучембаев А.Н. (далее - административный истец) обратился в суд с уточненным в дальнейшем административным исковым заявлением к администрации г. Ульяновска (далее - административный ответчик, Администрация), Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении в реестр муниципального имущества улиц г. Ульяновска, и возложении обязанности устранить нарушения закона.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является жителем г. Ульяновска и постоянно пользуется следующими улицами в Ленинском районе: Шевченко, Ленина, 12 Сентября, Набережная реки Свияга, Назарьева, Набережная реки Симбирки, Льва Толстого, Свияжская, Ульяновская, Минаева, пер. Ульяновский, Гончарова. В Железнодорожном районе такие улицы, как Кирова, пер. Зеленый, спуск Минаева, пер. Полупанова, Каштанкина, Свободы, пер. Вишневый, 1 пер Кирова, Портовая, Третьего интернационала, Малосаратовская, Куйбышева, Железнодорожная, Хлебозаводская, Университетская набережная, Транспортная, Красная, пер. Суворова, пер. Устинова, Водопроводная, Вокзальная, Южная, пер. Водопроводный, 12 сентября, Набережная р. Свияга, пер. Кутузова, Чернышевского, Тургенева, 2 пер. Вокзальный, пер. Тургенева, Свияжная, ул. Герцена
По мнению административного истца, улицы должны быть поставлены на кадастровый учет и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и внесены в реестр муниципальной собственности для целей содержания и осуществления государственного контроля за техническим состоянием дорог.
Между тем, как указывал административный истец, названные улицы в реестр муниципальной собственности не внесены, чем нарушается его право на безопасные условия дорожного движения.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 августа 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 1 декабря 2020 года без изменения, административные исковые требования Кучембаева А.Н. удовлетворены частично; бездействие администрации города Ульяновска, выразившиеся в невключении в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог по ул. Университетская набережная и ул. Свияжная г. Ульяновска, участка дороги, пролегающего от д. 2 по ул. Железнодорожная г. Ульяновска до пересечения с ул. Куйбышева г. Ульяновска признано незаконным. На администрацию города Ульяновска возложена обязанность включить автомобильные дороги по ул. Университетская набережная и ул. Свияжная г. Ульяновска, участок дороги, пролегающий от д. 2 по ул. Железнодорожная г. Ульяновска до пересечения с ул. Куйбышева г. Ульяновска в реестр муниципальной собственности в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части заявленных Кучембаевым А.Н. требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 20 февраля 2020 года, административный истец Кучембаев А.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций в части отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, как постановленных с нарушением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного иска. В качестве доводов кассационной жалобы ее автор указывает, что выводы судов о включении в реестр муниципального имущества спорных дорог надлежащими доказательствами не подтверждены, в материалах дела они отсутствуют. В открытом реестре муниципальной собственности указанных дорог нет, права на них в ЕГРН не зарегистрированы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций при вынесении судебных актов в обжалуемой части, по мнению судебной коллегии, не допущено.
Так, согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) определено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу части 5 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года N 424.
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
В силу статьи 38 Устава муниципального образования "город Ульяновск" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами, вопреки приведенному выше правовому регулированию, администрацией г. Ульяновска в реестр муниципальной собственности не включены автомобильные дороги по ул. Университетская набережная, ул. Свияжная, а также участок дороги, пролегающий от д.2 по ул. Железнодорожная г. Ульяновска до пересечения с ул. Куйбышева г. Ульяновска. Данный участок дороги, а также улицы Университетская набережная и Свияжная расположены в границах муниципального образования г. Ульяновск, находятся в общем пользовании. В связи с этим суды возложили на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения закона. В приведенной части судебные акты Кучембаевым А.Н. не обжалуются.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Кучембаева А.Н. в части признания неправомерным бездействия Администрации по невключению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог, расположенных по ул. Шевченко, ул. Ленина, ул. 12 Сентября, ул. Набережная реки Свияга, ул. Назарьева, ул. Набережная реки Симбирки, ул. Льва Толстого, ул. Свияжская, ул. Ульяновская, ул. Минаева, пер. Ульяновский, ул. Гончарова, ул. Кирова, пер. Зеленый, ул. Спуск Минаева, пер. Полупанова, ул. Каштанкина, ул. Свободы, пер. Вишневый, 1 пер. Кирова, ул. Портовая, ул. Третьего Интернационала, ул. Малосаратовская, ул. Куйбышева, ул. Железнодорожная, ул. Транспортная, ул. Хлебозаводская, пер. Суворова, пер. Устинова, ул. Водопроводная, ул. Вокзальная, ул. Южная, пер. Водопроводный, пер. Кутузова, ул. Чернышевского, ул. Тургенева, 2 пер. Вокзальный, пер. Тургенева, ул. Герцена суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что указанные дороги включены в реестр муниципальной собственности.
Судебная коллегия находит выводы судов в приведенной части вытекающими из правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных сторонами доказательств.
Факт включения указанных дорог в реестр подтверждается постановлением главы городского округа Ульяновска от 27 февраля 2008 года N 1294 "О включении в реестр муниципальной собственности" и приложением N 1 к нему.
Нарушение порядка ведения реестра и отсутствие сведений об объектах муниципальной собственности в сведениях ЕГРН, о чем указывает автор кассационной жалобы, не свидетельствует о том, что спорные дороги не включены в реестр муниципальной собственности, и не требует принятия судебного акта о признании незаконным бездействия исполнительного органа местного самоуправления при отсутствии такового.
Иные доводы кассационной жалобы администрации города Ульяновска сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в апелляционной жалобе, которой судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, решение районного суда и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 1 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кучембаева А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.