Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Белова В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан, поданную 27 февраля 2021 года на определение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 сентября 2020 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2020 года по административному делу N 2а-1931/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан к Шарифуллиной Альфире Тимеряновне о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Шарифуллиной А.Т. о взыскании задолженности за 2016-2017 годы по транспортному налогу в размере 4 171 рубль и пени в размере 17, 27 рублей, ссылаясь на неисполнение административным ответчиком, являвшейся собственником транспортного средства, обязанности по уплате налога.
Определением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2020 года, производство по административному делу прекращено в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 2867 руб, пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 11, 87 рублей.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 сентября 2020 года постановлено взыскать с Шарифуллиной А.Т. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 304 руб, пени в размере 5 руб.40 коп.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан просит отменить вышеназванное определение межрайонного суда от 11 сентября 2020 года и апелляционное определение от 21 декабря 2020 года, удовлетворить административные исковые требования в полном объеме, приводит доводы о том, что административное исковое заявление подано в суд с учетом определения Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 5 декабря 2018 года, налоговый орган устранил нарушения, направил налогоплательщику новое налоговое уведомление с новым сроком уплаты, обратился в суд в связи с неисполнением требования от 13 февраля 2020 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, принятых в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления.
Из материалов дела следует, что определением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 5 декабря 2018 года в связи с отказом административного истца от административного иска было прекращено производство по административному делу N 2а-2715/2018 по административному иску Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан к Шарифуллиной А.Т. о взыскании задолженности в сумме 5017, 75 рублей, в том числе транспортного налога за 2016 год в размере 4014 рубля, пени в размере 84, 76 рублей.
После этого налоговым органом Шарифуллиной А.Т. направлено налоговое уведомление от 26 ноября 2019 года об уплате в числе прочего транспортного налога за 2016 год в размере 2 867 рублей (с учетом налоговых льгот в размере 1 147 рублей, всего сумма налога составляет 4014 рубля), в срок до 23 января 2020 года.
В адрес Шарифуллиной А.Т. также направлено требование от 13 февраля 2020 года со сроком для добровольной уплаты до 26 марта 2020 года, в числе прочего, транспортного налога за 2016 год в размере 2867 рублей, пени в размере 17, 27 рублей.
Прекращая производство по настоящему административному делу в части взыскания с Шарифуллиной А.Т транспортного налога за 2016 год, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, руководствовался вышеприведенной нормой процессуального закона и исходил из того, что между теми же сторонами по административному спору о том же предмете и по тем же основаниям имеется вступившее в законную силу определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска.
Судами правомерно указано, что по обоим административным делам административным ответчиком является Шарифуллина А.Т, объектом налогообложения - автомобиль "Нива Вива" с государственным регистрационным знаком А 656 ХК 116, налоговым периодом - 2016 год.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 194 КАС РФ, предусматривающий одно из оснований для прекращения производства по административному делу, направлен на пресечение рассмотрения судами тождественных административных исковых заявлений и предполагает, что право на судебную защиту было реализовано в состоявшемся ранее судебном процессе. Установление в каждом конкретном случае, имеются ли основания для прекращения производства по делу, в том числе наличие (отсутствие) вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда, - исключительная прерогатива суда, принимающего решение, которая вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением его дискреционных полномочий. Гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле, являются установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судами и основания для их отмены или изменения (определения от 19 июля 2016 года N 1739-О, от 28 марта 2017 года N 553-О, от 20 апреля 2017 года N 729-О, от 27 февраля 2018 года N 542-О и другие).
Доводы заявителя кассационной жалобы о неразъяснении последствий отказа от административного иска подлежат отклонению, как не относящиеся к предмету рассмотрения настоящего дела.
Кассационная жалоба не опровергает заключений судебных инстанций, положенных в основу принятых по делу судебных актов и не подтверждает наличия нарушений норм материального и (или) процессуального права.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 сентября 2020 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.