Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Плеханова А.Н.
судей Бросовой Н.В, Рипка А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сурковой Светланы Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 октября 2020 года по гражданскому делу N 2-205/2019 по иску Сурковой Светланы Александровны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии с момента возникновения права, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Суркова С.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии с момента возникновения права. Требования мотивированы тем, что 30 декабря 2019 года она обратилась в ГУ- УПФ РФ в Чердаклинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью. 21 января 2020 года ответчиком в назначении страховой пенсии отказано в связи с недостаточностью специального стажа для назначения досрочной страховой пении - 30 лет. По расчету пенсионного органа стаж на соответствующих видах работ составил 24 года 03 месяца 15 дней, страховой стаж 27 лет 08 месяцев 10 дней. При этом ответчик отказал во включении в специальных стаж следующие периоды:
- с 22 сентября 1997 года - по 06 октября 1997 года (00-00-15);
- с 15 февраля 2003 года - по 23 февраля 2003 года (00-00-09);
- с 01 июля 2014 года - по 14 июля 2014 года (00-00-14) - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
- с 11 октября 2005 года - по 18 декабря 2006 года (01-02-08);
- с 15 января 2007 года - по 15 апреля 2009 года (02-03-01);
- с 01 апреля 2011 года - по 05 сентября 2013 года (02-05-05) - в должности медицинской сестры поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного медицинского центра ООО "ДЭРАЙС";
- с 01 апреля 2009 года - по 31 марта 2011 года (01-11-16) - в должности медицинской сестры в ООО "СМ-Клиника".
Считает решение комиссии Управления пенсионного фонда РФ незаконным. Просила признать решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное), об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным. Обязать включить в специальный стаж периоды работы: - с 22 сентября 1997 года по 06 октября 1997 года (00-00-15); - с 15 февраля 2003 года - по 23 февраля 2003 года (00-00-09); - с 01 июля 2014 года - по 14 июля 2014 года (00-00-14) - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; - с 11 октября 2005 года - по 18 декабря 2006 года (01-02-08); - с 15 января 2007 года - по 15 апреля 2009 года (02-03-01); - с 01 апреля 2011 года - по 05 сентября 2013 года (02-05-05) - в должности медицинской сестры поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного медицинского центра ООО "ДЭРАЙС"; - с 01 апреля 2009 года - по 31 марта 2011 года (01-11-16) - в должности медицинской сестры в ООО "СМ-Клиника". Обязать назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.
Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 3 июня 2020 года, исковые требования Сурковой Светланы Александровны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии с момента возникновения права, удовлетворены частично.
Апелляционным определением определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 октября 2020 года решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 3 июня 2020года, отменено и принято новое решение.
В кассационной жалобе, поданной Сурковой С.А. ставиться вопрос об отмене апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 30 декабря 2019 года Суркова С.А, обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) N 27 от 21 января 2020 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости Сурковой С.А. отказано в связи с отсутствием специального стажа - 30 лет. По расчету пенсионного органа стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, составил 24 года 3 месяца 15 дней, а страховой стаж - 27 лет 8месяцев 10 дней.
При этом ответчик отказал во включении в специальных стаж истицы следующих периодов: с 22 сентября 1997 года - 6 октября 1997 года (00-00-15), с 15 февраля 2003 года - 23 февраля 2003 года (00-00-09), с 1 июля 2014 года - 14 июля 2014 года (00-00-14) - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; с 11 октября 2005 года - 18 декабря 2006 года (01-02-08), с 15 января 2007 года - 15 апреля 2009 года (02-03- 01), с 1 апреля 2011 года - 5 сентября 2013 года (02-05-05), в том числе с 4 июня 2012 года по 5 сентября 2013 года (1 год 3 мес. 2 дня) - отпуск по уходу за ребенком - работа в должности медицинской сестры поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного медицинского центра ООО "ДЭРАЙС"; с 1 апреля 2009 года - 31 марта 2011 года (01-11-16) - в должности медицинской сестры в ООО "СМ-Клиника".
Судом установлено, что по данным трудовой книжки Суркова С.А. работала с 24 июля 1991 года по 10 октября 1997 года, с 01 февраля 2013 года по настоящее время в Чердаклинской ЦРБ в должности медсестры. В период с 22 сентября 1997 года по 06 октября 1997 года (15 дн.) и с 01 июля 2014 года по 14 июля 2014 года (14 дн.) ей предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы. В период с 02 февраля 1998 года по 17 февраля 2005 года она работала в должности медсестры ПГКБ. С 15 февраля 2003 года по 23 февраля 2003 года (9 дн.) ей предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы.
Суд первой инстанции, разрешая требования о включении в стаж вышеуказанных периодов без сохранения заработной платы, с учетом, пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, где указано, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Иные периоды не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ. Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе во включении в специальный стаж Сурковой С.А. отпуска без сохранения заработной платы, поскольку в это время истицей работа по специальности не осуществлялась, выплата заработной платы ей не производилась, данные периоды не могут быть отнесены к категории ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Так же суд, рассмотрев по существу заявленные требования, принял решение, удовлетворив исковые требования в части возложения на ГУ - УПФ РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж Сурковой С.А. периоды ее работы в должности медицинской сестры в ООО "ДЭРАЙС" и ООО "СМ-Клиника".
С этим выводом не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что суд дал неверную правовую оценку представленным доказательствам и в нарушении норм материального права установилтождество ООО "ДЭРАЙС", ООО "СМ-Клиника" и медицинского учреждения, предусмотренного Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002года N 781.
Суд апелляционной инстанции с учетом того, что возможность зачета в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периодов работы в организациях, не относящихся к учреждениям, поименованным в Списке, пенсионным законодательством не предусмотрена, пришел к выводу, что исковые требования Сурковой С.А. в части признания незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) от 21 февраля 2020 года N 27 и включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов ее работы: с 11 октября 2005 года - 18 декабря 2006 года, с 15 января 2007- 15 апреля 2009 года, с 01 апреля 2011 года - 05 сентября 2013 года в должности медицинской сестры поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного медицинского центра ООО "ДЭРАЙС"; с 01 апреля 2009 года - 31 марта 2011 года в должности медицинской сестры в ООО "СМ-Клиника" удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы, что в спорные периоды она работала в медицинском центре ООО "ДЭРАЙС" и ООО "СМ-Клиника" деятельность которых связана с оказанием медицинской помощи населению (стоматология, косметология, хирургия и т.д.), она выполняла все медицинские функции, работа заключалась в заборе анализов из вены, постановка внутривенных инфузий, вакцинация, следовательно подлежит включению, отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 66 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ на момент обращения истца в пенсионный фонд).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Между тем такое наименование учреждений, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенном нормативном правовом акте не указано.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на вышеуказанных нормах закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (статья 87).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Судом апелляционной инстанции учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.
В спорные периоды истец работала в обществе с ограниченной ответственностью, являющихся коммерческими организациями, основной целью деятельностью которых является извлечение прибыли. Данные организации не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Доводы в кассационной жалобе, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 октября 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Сурковой Светланы Александровны без удовлетворения.
Председательствующий А.Н. Плеханов
Судьи Н.В. Бросова
А.С. Рипка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.