Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Осиповой С.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ермолина Ю.Е. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2020 года по гражданскому делу
N 2-5738/2020 по иску Ермолина Ю.Е. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в
г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о включении в специальный страховой стаж периодов работы.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ермолин Ю.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное)
(далее - УПФ РФ в г.Набережные Челны) о включении в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периодов работы.
В обоснование требований истец указал, что 9 декабря 2019 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с работой водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Решением УПФ РФ в г.Набережные Челны от 16 апреля 2020 года в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа продолжительностью 20 лет.
В специальный стаж не включен период работы со 2 апреля 1996 года по 10 ноября 1998 года в должности водителя автобуса в открытом акционерном обществе "Набережночелнинское ПАТП N 2".
С данным решением истец не согласен, полагает его незаконным, в связи с чем, с учетом уточнения исковых требований просил включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период его работы со 2 апреля 1996 года по 10 ноября 1998 года в должности водителя автобуса в открытом акционерно обществе "Набережночелнинское
ПАТП N 2", а также периоды стажировок: с 19 марта 2001 года по 29 марта 2001 года, с 13 сентября 2005 года по 29 сентября 2005 года, с 20 марта
2007 года по 26 марта 2007 года.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 10 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2020 года, в удовлетворении искового заявления Ермолина Ю.Е. к УПФ РФ в г.Набережные Челны о включении в специальный страховой стаж периодов работы отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные выше судебные акты, ссылается на неправильное применение судами норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Истец и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением пенсионного органа от 16 апреля 2020 года за N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа продолжительностью 20 лет.
В специальный страховой стаж Ермолина Ю.Е. не включены периоды работы с 2 апреля 1996 года по 10 ноября 1998 года в должности водителя автобуса в ОАО "Набережночелнинское ПАТП N 2", периоды стажировок: с 19 марта 2001 года по 29 марта 2001 года, с 13 сентября 2005 года по
29 сентября 2005 года, с 20 марта 2007 года по 26 марта 2007 года.
Из трудовой книжки истца следует, что на основании приказа от
1 апреля 1996 года он переведен водителем 2 класса
в ОАО "Набережночелнинское ПАТП N2" города Набережные Челны Республики Татарстан.
Приказом N от 8 сентября 1998 года Ермолин Ю.Е. уволен в связи с сокращением штата работников.
Согласно архивной справке от 9 декабря 2016 года N, выданной МГУ "Архив документов по личному составу", в документах архивного фонда ОАО "Набережночелнинское ПАТП N2" (в приказах по личному составу, лицевых счетах, личной карточке формы Т-2) сведения на каких маршрутах работал Ермолин Ю.Е. в 1996-1998 годах не обнаружены.
Из ответа начальника отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 ноября 2016 года N на запрос от 24 ноября 2016 года N, оформленного на основании архивной справки от 8 декабря 2015 года N о проверке факта льготной работы Ермолина Ю.Е, в ОАО "Набережночелнинское ПАТП-2" со 2 апреля 1996 года по 9 ноября 1998 года в качестве водителя автобусов, следует, что по данным ПТК "Страхователи" в Управлении зарегистрировано ОАО ПАТП-2 под регистрационным N, снято с учета 21 августа 2006 года (код снятия 03, банкротство), и документы сданы в МБУ "Архив документов по личному составу" города Набережные Челны Республики Татарстан.
По документам, имеющимся в наблюдательном деле страхователя, по результатам документальной проверки от 23 июня 2002 года акт N (период работы с 1 января 1998 года по 31 декабря 2001 года) на основании проверенных документов: лицензии серии N от 9 июля 1999 года на пассажирские перевозки; схемы движения автобусов по маршрутам
NN 34Э, 39Э, 51, 53, 57, 59, 60, 60А, 67А, 93, 94, 95, утвержденных генеральным директором Гариповым Р.Г. и подписанных начальником управления транспорта и связи администрации городе Набережные Челны; расписаний движений по маршрутам NN343, 393, 51, 53, 57, 59, 60, 60А, 67А, 93, 94, 95, утвержденных генеральным директором ФИО5, установлено, что периоды работы водителей автобусов маршрутов NN51, 53, 55, 57, 59, 60, 60А, 67А, 93, 94, 95 не засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, так как данные маршруты относятся к специальным, а не к регулярным городским видам перевозок пассажиров.
На этих маршрутах регулярность установлена 3-4 рейса в день и основным составом пассажиров являлись работники заводов. Периоды работы водителей автобусов, занятых на регулярных городских пассажирских маршрутах N34Э, N39Э, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 года
"О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ, так как данные маршруты относятся к регулярным городским пассажирским маршрутам.
Также из представленного в материалы дела ответа заместителя начальника Главного управления Пенсионного фонда Российское Федерации N 6 по городу Москва и Московской области от 16 января 2017 года за N по факту работы Ермолина Ю.Е. в качестве водителя автобуса на городских регулярных пассажирских маршрутах в филиале 3-ой автобусный парк ГУП города Москвы "Мосгортранс" (в настоящее время Филиал Северо-Восточный ГУП "Мосгортранс") следует, что с 19 марта 2001 года по 17 сентября 2001 года и с 13 сентября 2005 года по 19 мая
2006 года; в филиале 6-ой автобусный парк ГУП города Москвы "Мосгортранс" (в настоящее время Филиал Северо-Восточный
ГУП "Мосгортранс") с 20 марта 2007 года по 16 октября 2007 года - согласно данным проведенных в организации плановых документальных проверок в период с 19 марта 2001 года по 29 марта 2001 года, с 13 сентября 2005 года по 29 сентября 2005 года, с 20 марта 2007 года по 26 марта 2007 года Ермолин Ю.Е. проходил стажировку.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца о включении в стаж для назначения льготной пенсии периода его работы со
2 апреля 1996 года по 10 ноября 1998 года в должности водителя автобуса в ОАО "Набережночелнинское ПАТП N 2", суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 30 Федерального закона
от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исходил из того, что ни записи в трудовой книжке, ни представленные документы не содержат достоверных и бесспорных сведений о его работе в особых условиях труда - в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах, а также о его полной занятости в указанных условиях труда.
Разрешая спор в части включения в специальный страховой стаж Ермолина Ю.Е. периода стажировок, и отказывая в удовлетворении требований в данной части суд первой инстанции исходил из того, что возможность включения указанного времени в специальный стаж действующим законодательством не предусмотрена. В указанное время истец самостоятельно работу на городских регулярных маршрутах не осуществлял, допуск водителей к самостоятельной работе осуществляется после окончания стажировки.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия находит выводы нижестоящих судов обоснованными и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона
от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право у лиц данной категории на установление страховой пенсии по старости досрочно возникает у мужчин по достижении возраста 55 лет и женщин по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения содержались в пункте 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года.
Из части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" следует то, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона
от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Письма Минтранса РФ от 2 июля 1992 года N13-пр "О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах" (вместе с "Порядком подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от 1 июня 1992 года N 1-2110-15)") право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
Положениями пункта 2 Письма Минтранса Российской Федерации от
2 июля 1992 года N 13-пр предусмотрено, что подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; путевых листов; при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров).
На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц.
Пунктами 2, 3, 4 раздела 1 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15 (ред. от 13 октября 2015 года) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха далее по тексту - Приказ Минтранса России N15) предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
Из положений пунктов 6, 7 раздела 2 приказа Минтранса России N 15 также усматривается, что в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать
8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Таким образом, приведенные положения нормативных актов прямо предусматривают в качестве необходимого условия - осуществление трудовой деятельности в должности водителя автобусов на регулярном городском маршруте и выполнение указанной работы в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Поскольку факт работы Ермолина Ю.Е. в должностях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по заявленным основаниям не подтвержден, выводы нижестоящих судов об отказе в удовлетворении исковых требований являются обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального подтверждения в материалах дела не нашли, выводов судебных инстанций не опровергли.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Ермолина Ю.Е.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от
3 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ермолина Ю.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Т.В.Ившина
С.К.Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.