Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Осиповой С.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска Ульяновской области от 22 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 января 2021 года по гражданскому делу N 2-4000/2020 по иску Файзуллиной Ю.П. к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании недействительным отказа в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Файзуллина Ю.П. обратилась в суд с иском к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее ОГКУСЗН Ульяновской области) о признании недействительным отказа в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребёнка. Требования мотивированы тем, что истцом 09.06.2020 через МФЦ - Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг ОГКУ "Правительство для граждан" было подано заявление (запрос) на предоставление государственной услуги: ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, что подтверждается распиской в получении документов.
11 июля 2020 года в МФЦ ею было получено уведомление от 7 июля 2020 года об отказе в предоставлении государственной услуги - ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка по причине отсутствия доходов с 1 декабря 2018 года по 30 ноября 2019 года.
Она не работает с 1 августа 2017 года, копия трудовой книжки была приложена к заявлению (запросу) на предоставление государственной услуги, что подтверждается распиской в получении документов.
В настоящий момент она ухаживает за ребенком Файзуллиным И.И, 13 февраля 2020 года рождения. Ее супруг Файзуллин И.Е. работал в период до 31 августа 2018 года, в период с 1 сентября 2018 года по 8 января 2020 года не работал; работает с 9 января 2020 года по настоящее время, копия его трудовой книжки также была приложена к заявлению на предоставление государственной услуги.
На ее обращение ОГКУСЗН Ульяновской области в письме N ГУП/3803 от 7 августа 2020 года указывает, что в представленных ею документах отсутствуют подтвержденные сведения о доходах ее семьи с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года и, исходя из этого, не представляется возможным достоверно определить среднедушевой доход семьи.
Полагает, что предоставление оригинала трудовой книжки является достаточным документом, удовлетворяющим подпункту "а" пункта 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N 889н.
Размер среднедушевого дохода ее семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, составляющую в Ульяновской области 22220 руб. на каждого члена семьи.
Таким образом, оснований для неудовлетворения государственной услуги - ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка не имеется.
Просила суд признать недействительным отказ в предоставлении государственной услуги: ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка по заявлению от 9 июня 2020 года, назначить ей ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с момента возникновения права на выплату.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 января 2021 года, исковые требования Файзуллиной Ю.П. к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании отказа в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка недействительным, о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка удовлетворены. Признан отказ Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты Файзуллиной Ю.П. недействительным. Обязали Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области назначить Файзуллиной Ю.П. с 13 февраля 2020 года ежемесячную выплату в связи с рождением сына ФИО16.
В кассационной жалобе Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Файзуллиной Ю.П, ссылается на нарушение судами норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Файзуллина Ю.П. является матерью несовершеннолетнего ФИО17. С 22 июля 2016 года Файзуллина Ю.П. состоит в зарегистрированном браке с ФИО18
9 июня 2020 года Файзуллина Ю.П. обратилась в многофункциональный центр - Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг ОГКУ "Правительство для граждан" за предоставлением государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Уведомлением Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области от 7 июля 2020 года истице отказано в назначении спорной меры социальной поддержки ввиду недостаточности документов, а именно отсутствии сведений о доходах за запрошенный период.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от
19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ
"О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска, указал, что поскольку истицей предоставлены трудовые книжки ее и супруга, свидетельствующие об отсутствии их трудоустройства в период с декабря 2018 года по ноябрь
2019 года, сведений о наличии иных доходов семьи Файзуллиных за указанный период не установлено, то оснований для отказа в назначении истице ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка у ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года
N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В силу статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 1 указанного Федерального Закона N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ).
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
29 декабря 2017 года N889н.
В соответствии с частями 1-6 статьи 4 Федерального закона от
28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 28 декабря 2017 года
N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлен исчерпывающий перечень доходов, подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода членов семьи, претендующей на получение социальной выплаты.
Приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, в котором в том числе закреплен перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка.
Как указано в письме Минтруда России от 7 марта 2018 года
N 12-1/10/П-1584 "О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", данный Федеральный закон не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей. В качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей, может быть представлен, в том числе, оригинал трудовой книжки (при ее наличии) в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N 889н.
Поскольку нормами Федерального закона от 28 декабря 2017 года
N 418-ФЗ не предусмотрено, что отсутствие трудоустройства родителей, является основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, а истицей предоставлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии трудоустройства родителей ребенка в период с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года, выводы судов об удовлетворении требований истца являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области об обратном являются необоснованными, не могут являться основанием для отмены либо изменения решения и апелляционного определения.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятыми судами судебными постановлениями, не влекут отмены или изменения решения и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска Ульяновской области от 22 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Т.В.Ившина
С.К.Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.