Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео конференц-связи кассационную жалобу Давлетбаевой Е.В. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 ноября 2020 года по гражданскому делу N2-2569/2020 по иску Давлетбаевой Е.В. к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании отказа в выдаче удостоверения незаконным, обязании выдать удостоверение.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения Давлетбаевой Е.В, представителя Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Казанцевой Е.В, действующей на основании доверенности от 22 апреля 2020 года, представителя Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Докшиной Е.П, действующей на основании доверенности от 11 января 2021 года, проверив материалы дела, судебная коллегия, установила:
Давлетбаева Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании отказа в выдаче удостоверения незаконным, обязании выдать удостоверение.
В обоснование требований указала, что она в период с 11 сентября
1987 года по 20 января 1988 года обслуживала сборную автоколонну, выполнявшую задачи по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, что доказывается справкой, выданной Черниговским областным комитетом профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий от 3 декабря 1990 года N.
Давлетбаева Е.В. обратилась к ответчику с заявлением об оформлении и выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но 20 сентября 2019 года получила отказ с выпиской из протокола от 18 сентября 2019 года N, с чем не согласилась.
Согласно справке, Давлетбаева Е.В. находилась в командировке в поселке Мнев на расстоянии 35 км от Чернобыльской АЭС с 16 декабря
1986 года по 22 июля 1987 года, еженедельно выезжала с шефскими концертами в воинские части и другие организации, расположенные непосредственно в г.Чернобыль и 30 километровой зоне. Эти данные не отрицаются выпиской из протокола.
Таким образом, сам факт направления истца в командировку в зону отчуждения и выполнения им в этой зоне работ, связанных с обеспечением культурного обслуживания сомнений не вызывает и ответчиком фактически не оспаривается.
Просила суд признать незаконным отказ в выдаче истцу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Обязать ответчика выдать истцу удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Взыскать с ответчика в пользу истца понесенные судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 ноября 2020 года, в удовлетворении исковых требований Давлетбаевой Е.В. к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании отказа в выдаче удостоверения незаконным, обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС отказано.
В кассационной жалобе Давлетбаева Е.В. просит решение и апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан просит решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения Давлетбаевой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Казанцевой Е.В, представителя Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Докшиной Е.П, просивших состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Давлетбаева Е.В. обратилась в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следует из Протокола заседания комиссии Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверения гражданам, подвергшимся воздействию радиации N от 18 сентября 2019 года, комиссия пришла к выводу о том, что право на выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС у Давлетбаевой Е.В. не определяется, поскольку направление на работы осуществлялось профсоюзной организацией, а не государственным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что Постановлением объединенного комитета профсоюза Черниговского торфообъединения от 16 декабря
1986 года Посохова Е.В. (Давлетбаева) направлена в порядке перевода с Дома культуры Черниговского троллейбусного управления руководителем кружка художественной самодеятельности при профкоме Мневского торфопредприятия.
Согласно справке Черниговского областного комитета профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий N от 3 декабря 1990 года Боровская Е.В. (Давлетбаева) действительно работала по направлению Черниговского обкома профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий руководителем кружка художественной самодеятельности при профкоме Мневского торфопредприятия с 16 декабря 1986 года по 22 июля 1987 года. Место работы Боровской (Посоховой) Е.В. (Давлетбаева) пос.Мнев, который находился на расстоянии 35 км от Чернобыльской АЭС. По роду выполняемой работы Боровская (Посохова) Е.В. (Давлетбаева) обслуживала сборную автоколонну, выполнявшую задачи по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
В течение указанного периода еженедельно выезжала с шефскими концертами в воинские части и др. организации, расположенные непосредственно в г.Чернобыле и 30-ти километровой зоне.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что работы истцом выполнялись по направлению Черниговского обкома профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, а не по указанию государственных органов исполнительной власти, в связи с чем пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Давлетбаевой Е.В. не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не усматривает оснований для отмены вынесенного судебного постановления по доводам кассационной жалобы, исходя из следующего.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действие настоящего закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно статье 8 указанного закона, зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, относятся граждане
(в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года
N 1244-1 Российской Федерации зоны радиоактивного загрязнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанный Перечень устанавливался Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2005 года N 197
"Об изменении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В настоящее время Перечень населенных пунктов Российской Федерации, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года N 1074.
Перечень населенных пунктов зоны отчуждения бывших союзных республик СССР также устанавливается на основании постановлений высших органов власти указанных республик.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 названного Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен Приказом МЧС РФ N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 165н от 8 декабря 2006 года.
В соответствии с пунктом 2 Порядка указанное удостоверение выдается, в частности, гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
Согласно пункту 6 Приказа МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N165н, документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задания (заявка) на полет в зонд отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы па Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения: выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасное и- (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КПБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльское АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
В Постановлении от 1 апреля 2014 года N9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что приобретение гражданами статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обусловлено, главным образом, подтверждением факта их непосредственного участия в работах, виды которых перечислены в Списке и которые производились в зоне отчуждения в указанный период.
В соответствии со "Списком работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 13 августа 1993 года N5625-1, к ним относятся в том числе, по пункту 15 - работы, связанные с организацией и проведением эвакуации (переселения) населения, материально - технических ресурсов, сельскохозяйственных животных, а также с обеспечением торгового, социально - бытового, медицинского и культурного обслуживания, снабжением продуктами питания населения.
Исходя из этого граждане, которые в период с 26 апреля 1986 года по
31 декабря 1990 года принимали участие в предусмотренных данным Списком работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, признаются участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Соответственно, приобретение такими гражданами статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обусловлено, главным образом, подтверждением факта их непосредственного участия в работах, виды которых перечислены в Списке и которые производились в зоне отчуждения в указанный период.
По смыслу взаимосвязанных положений частей четвертой и пятой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и принятых во исполнение их предписаний Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для приобретения статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС эти граждане должны представить в органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации на оформление и выдачу удостоверений, дающих право на предоставление предусмотренных названным Законом Российской Федерации мер социальной поддержки, документы, подтверждающие их участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
К таковым, согласно пункту 6 указанного Порядка, относятся командировочные удостоверения с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения, справки об участии в работах в зоне отчуждения, выданные в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения, трудовые книжки с записью о работе в зоне отчуждения, табели учета рабочего времени в зоне отчуждения, справки о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения) и другие документы.
Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя, Давлетбаевой Е.В. не представлена справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения.
Из представленной Давлетбаевой Е.В. справки от 3 декабря 1990 года, выданной Черниговским областным комитетом профсоюза, следует, что Мневское торфопредприятие, в которое она была принята на работу руководителем кружка художественной самодеятельности, располагалось на расстоянии 35 км от Чернобыльской АЭС, при этом не указано, что оно осуществляло какие-либо работы непосредственно в зоне отчуждения.
Кроме того, указанная справка выдана Черниговским областным комитетом профсоюзов, в то время как работодателем Давлетбаевой Е.В. согласно представленных документов являлось Мневское торфопредприятие.
Поскольку Давлетбаевой Е.В. не представлено документов, подтверждающих ее участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, соответствующих пункту 6 Порядка, как не представлено доказательств направления ее на работы по указанию государственных органов исполнительной власти, выводы судов об отказе в удовлетворении требований Давлетбаевой Е.В. являются обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы Давлетбаевой Е.В.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Давлетбаевой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Е.С.Уланова
Т.Т.Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.