Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бочкова Л.Б, судей Ивановой С.Ю, Колесникова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области в лице администрации Омутнинского городского поселения на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 21 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 12 ноября 2020 года по гражданскому делу N 2-355/2020 по иску прокурора Омутнинского района Кировской области к муниципальному образованию Омутнинское городское поселение в лице администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение, Министерству лесного хозяйства Кировской области о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Ивановой С.Ю, объяснения прокурора Шестого отдела апелляционно-кассационного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Чернышевой Г.Ю, проверив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Омутнинского района Кировской области обратился в суд с иском к муниципальному образованию Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки.
Определением суда привлечено к участию в деле в качестве соответчика Министерство лесного хозяйства Кировской области.
Решением Омутнинского районного суда Кировской области от 21 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 12 ноября 2020 года иск прокурора Омутнинского района Кировской области к муниципальному образованию Омутнинское городское поселение в лице администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение удовлетворён, на муниципальное образование Омутнинское городское поселение в лице администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение возложена обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в пятистах метрах к югу от д. Плетеневская Омутнинского района Кировской области, координаты по данным Яндекс карт 58 N в срок до 1 июня 2021 года. В удовлетворении требований к Министерству лесного хозяйства Кировской области отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене данных постановлений, как незаконных, поскольку надлежащим ответчиком по ликвидации несанкционированной свалки на землях лестного фонда является Министерство лесного хозяйства Кировской области.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав объяснения прокурора, поддержавшего доводы кассацион-ной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассацион-ного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено, что согласно справке осмотра от 23 октября 2019 года N23-52/2019, составленной старшим госинспектором Кировской области в области охраны окружающей среды, свалка отходов деревообработки расположена в 500-х метрах к югу от д. Плетеневская. Свалка находится на земельном участке площадью 9 000 кв.м. Общий объем отходов не менее 30 000 куб.м. Координаты свалки по данным Яндекс карт: 58. N, 52. N. Свалка расположена на землях лесного фонда в 3 выделе 89 квартала Омутнинского сельского участкового лесничества на площади 1700 кв.м и на землях неразграниченной муниципальной собственности Омутнинс-кого городского поселения на площади 7300 кв.м. На свалке имеются отходы 4-5 класса опасности. Свалка состоит из опилок натуральной чистой древесины, горбыля из натуральной чистой древесины, бытовых отходов и отходов жилищ несортированных, мусора от сноса и разборки зданий. Отходы расположены на земле навалом в отсутствии искусственного водонепроницае-мого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков.
6 ноября 2019 года прокуратурой в адрес администрации муниципаль-ного образования Омутнинское городское поселение внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.
Из письма от 6 декабря 2019 года администрации следует, что к административной ответственности за разгрузку древесных отходов на свалке привлечен Вилисов А.В. (третье лицо по делу), администрация ходатайствует об инициировании проверки.
В ответе администрации от 27 декабря 2019 года указано, что проведение проверки соблюдения правил благоустройства запланировано на январь 2020 года.
Согласно письма отдела управления муниципальным имуществом муниципального образования Омутнинское городское поселение от 17 июня 2020 года N133 земельный участок с координатами 58.635216, 52.218133 к югу от д. Плетеневская 500 м в реестре муниципальной собственности МО Омутнинского городского поселения отсутствует.
Из показаний свидетеля Исупова Ю.В, работавшего до 2018 года лесничим в Омутнинском сельском лесничестве, следует, что весной 2017 года при осуществлении патрулирования лесов на предмет нахождения несанк-ционированных свалок им была обнаружена свалка у д. Плетеневская, площадью более 0, 5 га, которая существовала и в 2011 году, однако на территорию гослесфонда свалка не переходила вплоть до 2018 года.
9 июня 2017 Исуповым Ю.В. составлялся отчет о проведении патрулирования, из которого следует, что лесничим обнаружена свалка промышленных отходов и отходов бытового назначения на землях поселений - д. Плетеневская у кромки леса участка лесного фонда, зафиксированы координаты.
Из показаний свидетеля Решетникова Д.П, работающего лесничим Омутнинского сельского участкового лесничества с февраля 2019 года, им в октябре 2019 года обнаружена свалка, расположенная на землях лесфонда. При патрулировании весной 2019 свалка на землях государственного лесного фонда не находилась.
В соответствии с актом совместного патрулирования от 4 июня 2019 года в кв.89 выдел 3 пл. 22, 6 га Омутнинского сельского участкового лесничества обнаружена незаконная свалка древесных отходов пл. 0, 17 га и на территории, прилегающей к данному выделу.
Из акта совместного патрулирования от 1 октября 2019 года следует, что в кв. 89 выдел 3 Омутнинского сельского участкового лесничества ранее обнаруженная свалка не убрана от лесного массива. Продолжается завоз свежего опила.
Лесным отделом Омутнинского лесничества главе администрации Омутнинского района Омутнинского городского поселения направлено письмо от 2 июля 2019 года о принятии мер по факту незаконной свалки дополнительных и перемещенных промышленных отходов с указанием того, что за два года незаконная свалка расширилась путем перемещения на территорию государственного лесного фонда.
В адрес прокурора Омутнинского района Лесным отделом Омутнинского лесничества направлена справка от 8 октября 2019 года о факте выявления незаконной свалки в д. Плетеневская.
Удовлетворяя исковые требования прокурора к муниципальному образованию Омутнинское городское поселение в лице администрации муни-ципального образования Омутнинское городское поселение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перемещение свалки с территории Омутнинского городского поселения на земли гослесфонда обусловлено виновным бездействием администрации Омутнинского городского поселения, которой не принимались меры к ликвидации несанкционированной свалки, недопущению ее увеличения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что, принимая во внимание, отсутствие сведений о принад-лежности отходов несанкционированной свалки конкретному субъекту, учитывая место и период ее образования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности организовать устранение свалки на муниципальное образование Омутнинское городское поселение.
Отклоняя как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что Министерство лесного хозяйства Кировской области наряду с администра-цией МО Омутнинское городское поселение является надлежащим ответчи-ком по делу, на которого должна быть возложена обязанность по ликвидации свалки, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку несанкциониро-ванная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории Омутнинского городского поселения, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежаще-му содержанию, а дальнейшее распространение отходов на территорию земель лесного фонда свидетельствует о ненадлежащих организации и контроле администрации Омутнинского городского поселения за процессом утилиза-ции отходов на подконтрольной ему территории.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные акты не соответствуют нормам действующего законодательства и согласиться с ними нельзя поскольку судебными инстанциями не учтены следующие обстоятельства.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезврежи-ванию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строи-тельных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Таким образом, по общему правилу обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Из решения суда первой инстанции следует, что свалка расположена на землях лесного фонда в 3 выделе 89 квартала Омутнинского сельского участкового лесничества на площади 1700 кв.м и на землях неразграниченной муниципальной собственности Омутнинского городского поселения на площади 7300 кв.м, что подтверждается справкой осмотра от 23 октября 2019 года N23-52/2019.
Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собст-венность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земель-ные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государствен-ная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Органы государственной власти согласно части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 83, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законо-дателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 г. N 26-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не переданных по договору аренды, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
В силу приведенных выше положений законодательства, поскольку несанкционированная свалка выявлена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, то сделанные судами выводы о возложении обязанности по ликвидации отходов на муниципальное образование Омутнинское городское поселение в лице администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение являются ошибочными.
Кроме того, судами не установлена надлежащим образом территория свалки, а именно, на каких земельных участках расположена данная несанкционированная свалка (в том числе собственников данных земельных участков). В материалах дела отсутствуют сведениям из Единого государственного реестра недвижимости о собственнике спорного земельного участка.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При этом по смыслу статей 147, 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подготовка к судебному разбирательству, одной из задач которой является уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, обязательна по каждому гражданскому делу.
Исходя из фактических обстоятельств дела, приведенных положений закона, к юридически значимым обстоятельствам относится установление того, в границах каких именно земельных участках расположена несанкционированная свалка.
Обращаясь в суд с иском, прокурор указал, что свалка отходов деревообработки расположена в координатах по данным Яндекс карт: 58.635216, 52.218133, что не позволяет установить в пределах какого земельного участка она расположена.
С учетом изложенного, судами юридически значимые обстоятельства по делу должным образом не установлены.
Разрешение спора на основе неполно выясненных юридически значимых обстоятельств свидетельствует о нарушении норм материального права и существенном нарушении норм процессуального права, повлиявшем на исход дела, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить исковые требования на основании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Омутнинского районного суда Кировской области от 21 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 12 ноября 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Л.Б. Бочков
Судьи С.Ю. Иванова
С.Г. Колесников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.