Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Плеханова А.Н.
с участием прокурора Гуляевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2020 года по гражданскому делу N 2-1925/2020 по иску прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение детям, оставшимся без попечения родителей, по договору специализированного найма жилого помещения, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, возражения прокурора Гуляевой Е.С, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение детям, оставшимся без попечения родителей, по договору специализированного найма жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Оренбургского района проведена проверка по обращению ФИО1 о не предоставлении ему жилья, в ходе которой установлено, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО1 - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО3 был лишен родительских прав решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 4 октября 2011 года. ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Оренбургский район по состоянию на 1 июля 2020 года, утвержденный начальником Управления образования муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области М.В. Слабоспицкой, порядковый номер 16. Поскольку ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основания для предоставления ему жилого помещения наступили, право на обеспечение жилым помещением ФИО1 не реализовано. В настоящее время ФИО1 подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, просит суд обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области устранить нарушения Жилищного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" путем предоставления жилого помещения ФИО12, 21 января 1998 года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Оренбургской области.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24 сентября 2020 года исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение детям, оставшимся без попечения родителей, по договору специализированного найма жилого помещения, удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2020 года решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24 сентября 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
Прокурор Гуляева Е.С. в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы, просила оставить судебные акты без изменений, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения прокурора Гуляевой Е.С, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, в свидетельстве о рождении I-РЖ N, ФИО1, имеются сведения, что родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе мать указана ФИО2, в графе отец ФИО3.
Согласно свидетельству о смерти П-РА N, мать ФИО1 - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из справки, выданной ГКОК для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Чебеньковский детский дом", ФИО1 с 1 октября 2010 года был определен под надзор в указанный детский дом.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 1 марта 2011 года отец ФИО1 - ФИО3, был ограничен в родительских правах в отношении своих несовершеннолетних детей, в числе которых указан ФИО1 Указанное решение суда вступило в законную силу 22 марта 2011 года.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 4 октября 2011 года отец ФИО1 - ФИО3, был лишен родительских правах в отношении своих несовершеннолетних детей, в числе которых указан ФИО1 Указанное решение суда вступило в законную силу 21 октября 2011 года.
Постановлением администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области от 30 июня 2014 года ФИО1 включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Оренбургской области от 21 июля 2014 года N, на праве собственности либо ином законном владении ФИО1 жилого помещения не имеет.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исходил из того, что ФИО1 является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет по данной категории в качестве нуждающегося в жилом помещении, достиг возраста 18 лет и до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности требований прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах ФИО1
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет по данной категории в качестве нуждающегося в жилом помещении, достиг возраста 18 лет, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
Федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты Оренбургской области не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан, следовательно, суды правомерно удовлетворили требования.
Доводы о предоставлении субвенций, кто является распорядителем денежных средств, не влияют на правильность вынесения решения, а рассматриваются в рамках исполнения решения суда.
Доводы в кассационной жалобе, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
ФИО9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.