Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Плеханова А.Н.
судей Бросовой Н.В, Ившиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации МО Оренбургский район Оренбургской области на решение Центрального районного суда города Оренбурга от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 декабря 2020 года по гражданскому делу N 2-3050/2020 по иску ФИО12 к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области об обеспечении жилой площадью, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО13. обратилась в суд с названным выше иском, указав, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители лишены родительских прав. Постановлением администрации муниципального образования Нижнепавловского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области от 17 июня 2011 года N85-п поставлена на учет на улучшение жилищных условий. Иного благоустроенного жилого помещения у нее не имеется.
Просит суд обязать администрацию МО Оренбургский район предоставить ФИО11 благоустроенное жилое помещение за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения в пределах территории МО Оренбургский район не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
Решением Центрального районного суда города Оренбурга от 10 сентября 2020 года исковые требования ФИО14 к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области об обеспечении жилой площадью удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 декабря 2020 года решение Центрального районного суда города Оренбурга от 10 сентября 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной Администрацией МО Оренбургский район Оренбургской области, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Хрипунов Н.Н. и Хрипунова Н.Л, что подтверждается свидетельством о рождении N
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 9 февраля 2005 года Хрипунова Н.Л. и Хрипунов Н.Н. лишены родительских прав в отношении дочери ФИО1.
Распоряжением от 9 декабря 2004 года N 4462-р Администрации МО Оренбургский район ФИО1 определена в Чебеньковский детский дом.
Согласно представленному учетному делу N 04-13, в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии МО Нижнепавловский сельсовет N 62 от 30 сентября 2010 года, на основании постановления Администрации МО Оренбургского района от 17 июня 2011 года N 85-п ФИО1 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, на основании п.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания ФИО1 была зарегистрирована по адресу: "адрес" корп. А, детский дом, на период с 28 апреля 2005 года по 31 августа 2016 года.
На сегодняшний день ФИО1 не имеет регистрации по месту жительства.
На основании заявления от 6 марта 2015 года ФИО1 постановлением N 690-п от 27 марта 2015 года включена в названный Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно представленным сведениям из ЕГРН прав на объекты недвижимости за ФИО1 не зарегистрировано, объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья на территории Оренбургской области, не значится.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исходил из того, что ФИО1 является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет по данной категории в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла возраста 18 лет и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности требований истца.
С этим выводом не согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
Федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты Оренбургской области не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан, следовательно, суды правомерно удовлетворили требования.
Доводы о предоставлении субвенций, кто является распорядителем денежных средств, не влияют на правильность вынесения решения, а рассматриваются в рамках исполнения решения суда.
Доводы в кассационной жалобе, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Оренбурга от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 декабря 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Администрации МО Оренбургский район Оренбургской области без удовлетворения.
Председательствующий А.Н. Плеханов
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.