Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Нафикова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 01.08.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18.08.2020
по административному делу по административному исковому заявлению Булгакова С. В. к комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным решения об отказе в обращении в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границ и площади земельного участка, возложении обязанности совершить действия по государственному кадастровому учету земельного участка.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Булгаков С. В. обратился в суд с административным иском к комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя с требованиями о признании незаконным решения об отказе в обращении в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимого имущества (гараж), возложении обязанности совершить действия по государственному кадастровому учету земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником гаража N, общей площадью 72 кв.м, расположенного в пределах территории гаражного кооператива "Рубеж", на земельном участке с кадастровым номером N, занимает площадь 43 кв.м. Земельный участок имеет следующие характеристики: кадастровый N, постановлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, площадь - 25 кв.м, разрешенное использование - гаражи, адрес: "адрес", гаражный кооператив "Рубеж", 844, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
По инициативе административного истца в отношении названного земельного участка были проведены кадастровые работы и получен межевой план. Так как собственность на земельный участок с кадастровым номером N не разграничена, в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", правообладателем указанного земельного участка является муниципальное образование г. Ставрополь.
26.02.2019 Булгаков С.В. обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя с заявлением по вопросу проведения государственного кадастрового учета земельного участка.
27.03.2019 Булгаковым С.В. получен ответ комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя N08/15-2660, согласно которому у комитета отсутствуют основания для обращения в орган кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границ и площади вышеуказанного земельного участка, поскольку согласно сведениям представленного межевого плана уточняется земельный участок под капитальным гаражом площадью 43 кв.м, при том, что решением Ставропольской городской Думы от 27.09.2007 N 136 "Об утверждении правил землепользования и застройки г. Ставрополя" утверждены нормативы градостроительного проектирования муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края, в соответствии с которыми установлены предельные параметры площади земельных участков под капитальными гаражами индивидуального автотранспорта и составляют максимально N кв.м.
Административный истец просил суд признать отказ незаконным и обязать комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя выполнить работы по государственному кадастровому учету спорного земельного участка.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 01.08.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18.08.2020, требования удовлетворены частично, признано незаконным решение комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от 27.03.2019 N 08/15-2660 об отказе в обращении в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, с заявлением об уточнении местоположения границ и площади спорного земельного участка с кадастровым номером N, на комитет по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Булгакова С.В. В удовлетворении иной части требований административному истцу отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя обжаловал их в кассационном порядке, приведя в обоснование кассационной жалобы доводы о неверном применении судами норм материального права, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, ставит вопрос об их отменен и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Булгаков С.В. является собственником гаража N 844, расположенного в пределах территории гаражного кооператива "Рубеж" на земельном участке с кадастровым номером N.
Земельный участок постановлен на государственный кадастровый учет 09.08.2004, ему присвоен кадастровый N, его площадь 25 кв.м. Поскольку собственником земельного участка является администрация г. Ставрополя, истец через своего представителя обратился с письменным заявлением в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, в котором просил комитет обратиться в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N.
Письмом от 27.03.2019 N 08/15-2660 комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя отказал ему в обращении в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, с заявлением об уточнении местоположения границ и площади спорного земельного участка, отказ мотивирован тем, что согласно сведениям представленного межевого плана истцом уточняется земельный участок под капитальным гаражом площадью 43 кв.м, решением Ставропольской городской Думы от 27.09.2017 N 136 "Об утверждении правил землепользования и застройки города Ставрополя" утверждены нормативы градостроительного проектирования муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края установлены предельные параметры площади земельных участков под капитальными гаражами индивидуального автотранспорта и составляют максимально 36 кв.м. В составе представленных документов отсутствует документ, свидетельствующий о предоставлении заявителю в пользовании земельного участка площадью 43 кв. м.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пунктов 1, 3 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.
Подпунктом 32 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков определяются градостроительными регламентами.
В силу пункта 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с названным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Решением Ставропольской городской Думы от 27.09.2017 N 136 "Об утверждении правил землепользования и застройки города Ставрополя" утверждены нормативы градостроительного проектирования муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края установлены предельные параметры площади земельных участков под капитальными гаражами индивидуального автотранспорта и составляют минимально 18 кв.м, максимально 36 кв.м.
Спорный земельный участок имеет учтенную площадь 25 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет 09.08.2004, в выписке из ЕГРН на гараж указано, что здание расположено на данном земельном участке, его площадь 72 кв.м (одноэтажное здание с подвалом), границы указанной площади земельного участка, занимаемого гаражом, административный истец просил уточнить.
В связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка административным истцом проведены кадастровые работы, по результатам которых изготовлен межевой план от 22.02.2019, согласно которому уточненная площадь участка составила 43 кв.м, то есть разница между площадью ранее учтенного земельного участка и уточненной площадью этого земельного участка 18 кв. м.
Спорный земельный участок с кадастровым номером N, имеет площадь 25 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет 09.08.2004, в выписке из ЕГРН на гараж с кадастровым номером N указано, что здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N собственником гаража площадью 72 кв.м является Булгаков С.В. на основании договора купли-продажи недвижимости от 24.12.2018.
С учетом изложенного основания для отказа в обращении в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, с заявлением об уточнении местоположения границ и площади спорного земельного участка у административного ответчика отсутствовали, оспариваемый отказ не соответствовал требованиям действующего законодательства, нарушал права административного истца, как собственника, о чем пришли к обоснованному выводу суды первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 01.08.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18.08.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.04.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.