Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Черчага С.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Далгатова С.М. к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан и отделу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в муниципальном районе "Цунтинский район" Республики Дагестан о признании незаконным решения об отказе в назначении льготной пенсии, об обязании зачесть период работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии
по кассационной жалобе Далгатова С.М. на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 18 сентября 2020 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В,, судебная коллегия
установила:
Далгатов С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан и отделу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в муниципальном районе "Цунтинский район" Республики Дагестан о признании незаконным решения об отказе в назначении льготной пенсии, об обязании зачесть период работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Решением Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 12 февраля 2020 года, исковые требования Далгатова С.М. удовлетворены. Постановлено признать решение Отдела ОПФР по РД в Цунтинском районе от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении льготной пенсии Далгатову С.М. незаконным.
Суд обязал отдел ОПФР в Цунтинском районе зачесть период работы Далгатову С.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для назначения ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Обязал Отдел ОПФР в Цунтинском районе назначить Далгатову С.М. досрочную трудовую пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты обращения- ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от 19 августа 2020 года, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 сентября 2020 года, решение Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 12 февраля 2020 года отменено. Исковые требования Далгатова С.М. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Далгатовым С.М. поставлен вопрос об отмене судебного постановления апелляционной инстанции, как незаконного, вынесенного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Далгатов С.М. работал врачом-анестезиологом ГБУ Республики Дагестан " *** центральная районная больница" в хирургическом отделении.
В календарном исчислении страховой стаж истца составил на момент его обращения в пенсионный орган (ДД.ММ.ГГГГ) 23 года 2 месяца 20 дней.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ исходил из того, что истец Далгатов С.М. работал в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в *** ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что данное учреждение является лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения, указанный период его работы подлежит зачету в специальный стаж в льготном порядке как один год шесть месяцев за один год работы.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, отменяя решение, указал, что предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ основания для возникновения у Далгатова С.М. права на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, отсутствуют, поскольку для назначения указанной пенсии необходимо осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отказывая во включении в специальный страховой стаж истца спорного периода его работы в должности врачом-анестезиологом хирургического отделения ГБУ Республики Дагестан " *** центральная районная больница" с применением льготного коэффициента, пенсионный орган не допустил нарушения пенсионных прав истца, поскольку право на досрочную пенсию у Далгатова С.М. на момент его обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) не возникло.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами, спор разрешен в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения применительно к установленным по делу обстоятельствам, при разрешении спора не допущено нарушения норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Как следует из смысла Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 520-О-О, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В соответствии с п. 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющегося Приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, исчисление стажа работы в льготном порядке - год работы как год и шесть месяцев производится, предусмотрено врачам -анестезиологам, работающим в отделения (группы, палаты, выездной бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, в также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений.
Как следует из материалов дела, Далгатов С.М. работал в должности врача-анестезиолога в хирургическом отделении, однако работа в хирургическом отделении не дает права на досрочную трудовую пенсию согласно, указанных Правил.
Истец в порядке статьи 56 ГПК РФ не представил суду доказательств, отвечающих принципу допустимости, подтверждающие характер работы.
Судом апелляционной инстанции было исследовано штатное расписание и установлено, отсутствие в больнице отделений анестезиологии-реанимации, в также реанимации и интенсивной терапии, палат реанимации и интенсивной терапии.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию истца при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций, сводятся к несогласию истца с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, однако такие доводы не могут послужить основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления, поскольку в силу ст. ст. 67 и 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильного по существу постановления, судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Черчага С.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.