Дело N 3а-348/2020
88а-8560/2021
город Саратов 2 апреля 2021 года
Судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкина Г.А, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Воронежской области на определение судьи Воронежского областного суда от 21 сентября 2020 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2020 года о взыскании судебных расходов по административному делу по административному исковому заявлению Звегинцева Н.И. об установлении кадастровой стоимости в отношении нежилых зданий и земельного участка в размере рыночной стоимости
установил:
вступившим в законную силу решением Воронежского областного суда от 17 августа 2020 года удовлетворено административное исковое заявление Звегинцева Н.И, установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, в отношении: нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 4 апреля 2013 года в размере 1 325 488 рублей, нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 13 апреля 2013 года в размере 4 104 452 рублей, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2014 года в размере 1 305 115 рублей.
Определением Воронежского областного суда от 21 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2020 года, в пользу ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации взысканы расходы за проведение судебной оценочной экспертизы: с правительства Воронежской области в сумме 44 545 рублей, с ФГБУ "ФКП Росреестра" в сумме 99 572 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 24 февраля 2021 года через Воронежский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 5 марта 2021 года, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области просит об отмене состоявшихся судебных актов, поскольку на учреждение необоснованно возложена обязанность по компенсации судебных расходов. Указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, а относится к техническому органу, осуществляющему функции по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Удельные показатели кадастровой стоимости, применяемые кадастровым органом при определении кадастровой стоимости, утверждаются постановлением правительства Воронежской области, у ФГБУ "ФКП Росреестра" возможность их изменить отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Как следует из материалов административного дела, Звегинцеву Н.И, принадлежат на праве собственности, расположенные по адресу: "адрес" земельный участок с кадастровым номером N и нежилые здания с кадастровыми номерами N и N.
Постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года N утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2014 года в размере 4 092 538 рублей 08 копеек.
ФГБУ "ФКП Росреестра" определилакадастровую стоимость зданий с кадастровым номером N состоянию на 4 апреля 2013 года в размере 4 634 267 рублей 87 копеек, с кадастровым номером N по состоянию на 13 апреля 2013 года в размере 9 889 269 рублей 54 копеек на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 27 декабря 2012 года N 1247.
В соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом первой инстанции определением от 2 июня 2020 года была назначена судебная экспертиза на предмет соответствия представленных административным истцом отчетов о рыночной стоимости земельного участка и нежилых зданий требованиям федеральных стандартов оценки и определения величины рыночной стоимости спорных земельных участков. Производство экспертизы поручено эксперту ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации, оплата экспертизы возложена на административного истца.
Экспертом ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации подготовлено заключение от 6 июля 2020 года N 4158/6-4, результаты экспертизы положены в основу принятого судом решения, однако расходы за проведение экспертизы в сумме 144 117 рублей не оплачены.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанций, установив, что кадастровая стоимость, принадлежащего административному истцу земельного участка, установлена по состоянию на 1 января 2014 года в результате государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года N, а кадастровая стоимость нежилых зданий определена при постановке на кадастровый учет в апреле 2013 года в порядке пункта 2.1 приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года N с применением удельного показателя кадастровой стоимости 16335, 1 руб/кв.м, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 27 декабря 2012 года N, имеет место значительное превышение кадастровой стоимости, определенной ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Воронежской области в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", над размером кадастровой стоимости установленной решением суда от 17 августа 2020 года, административное исковое заявление Звегинцева Н.И. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворено, пришел к выводу о возмещении судебных расходов с органов, утвердивших результаты определения кадастровой стоимости.
Распределяя размер взыскиваемых расходов, суд исходил из того, что в отношении земельного участка расходы за проведение судебной экспертизы подлежат взысканию с правительства Воронежской области, как органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В отношении нежилых зданий таким органом, в соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 года N П/531 является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в полномочия которой входит определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
С таким распределением расходов согласилась апелляционная инстанция.
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Поскольку ранее определенная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимого имущества значительно (более чем в 2 раза) превышает итоговую величину рыночной стоимости, установленную судом, данное обстоятельство свидетельствует о наличии повлекшей нарушение прав административного истца ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, в связи с чем расходы на проведение судебной оценочной экспертизы обоснованно взысканы с с названных административных ответчиков как органов, определивших кадастровую стоимость земельного участка и двух нежилых зданий.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном возложении на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности по возмещению судебных расходов, противоречат нормам приведенного выше действующего законодательства и обстоятельствам дела.
Само по себе утверждение правительством Воронежской области значений удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Воронежской области не опровергает того, что кадастровая стоимость нежилых зданий, принадлежащих Звегинцеву Н.И. была утверждена не органом, утвердивших удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости, а учреждением их применившим.
Размер судебных расходов определен судом с учетом представленных документов, оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и кассатором не оспаривается.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами нижестоящих инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемых судебных решений, сводятся к неверному толкованию норм права, что не отнесено статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение судьи Воронежского областного суда от 21 сентября 2020 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции Г.А. Желонкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.