Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Черновой Н.В, Ситникова В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрофанова А. А.ича к Министерству образования Московской области, отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Можайскому городскому округу о признании права на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета Московской области, включении в список лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования, обеспечении жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, по кассационной жалобе Митрофанова А. А.ича
на решение Можайского городского суда Московской области от 25 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 октября 2020 г.
заслушав доклад судьи Черновой Н.В, объяснения представителя Митрофанова А.А.- Гаевой А.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Митрофанов А.А. обратился в суд с иском к Министерству образования Московской области, отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Можайскому городскому округу о признании права на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета Московской области, включении в список лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования, обеспечении жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование требований указал, что истец являлся ребенком из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав и в дальнейшем умерли. Решением исполкома Можайского городского Совета народных депутатов Московской области от 16 ноября 1982 г. N 1171/22 за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес", д. Бараново, в котором ранее проживала семья истца. С 22 декабря 1982 г. Митрофанов А.А. находился в областном доме ребенка г. Видное Московской области, 1 сентября 1986 г. направлен в Талдомский дошкольный детский дом, 9 июня 1989 г. направлен в Серпуховскую вспомогательную школу-интернат для детей-сирот, 6 июля 1998 г. направлен в учебное заведение ПЛ N 114 г. Орехово-Зуево Московской области, где обучался по 1 июня 2001 г. За время отсутствия истца в Можайском районе Московской области его отцу - Митрофанову А.А, взамен дома в д. Бараново, было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес". После окончания учебы и прибытия в Можайский район Московской области в 2002 г, истец был зарегистрирован по месту жительства по новому адресу: "адрес" "адрес". Однако, истец проживать в данном помещении не стал, уехав на заработки в г. Орехово-Зуево, где проживал в общежитии. В 2004 году Митрофанов А.А. вернулся в Можайский район, однако, дом по адресу: "адрес", был разрушен.
Просил суд признать за ним право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области, предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включить его в список лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения водителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Можайского городского округа Московской области, и обеспечить его жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.
Решением Можайского городского суда Московской области от 25 мая 2020 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 октября 2020 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Митрофановым А.А. подана кассационная жалоба, в которой просит отменить названные выше судебные постановления как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что следует, что на основании решения Можайского городского суда Московской области от 12 октября 1982 г. Митрофанов А.А. и Митрофанова Л.А. были лишены родительских прав в отношении сына Митрофанова А.А, 13 мая 1982 года рождения.
В период с 22 декабря 1982 г. Митрофанов А.А. находился в областном доме ребенка г. Видное Московской области.
Решением исполкома Можайского городского Совета народных депутатов Московской области от 16 ноября 1982 г. N 1171/22 за Митрофановым А.А. было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес"
1 сентября 1986 г. Митрофанов А.А. направлен в Талдомский дошкольный детский дом, 9 июня 1989 г. направлен в Серпуховскую вспомогательную школу-интернат для детей-сирот.
В период с 6 июля 1998 г. по 1 июня 2001 г. Митрофанов А.А. находился в учебном заведении ПЛ N 114 г. Орехово-Зуево Московской области.
С 21 июня 2002 г. Митрофанов А.А. зарегистрирован по адресу: "адрес".
Согласно справке АО "Колхоз Уваровский" N 165 от 8 мая 2018 г. дом N 7 по указанному выше адресу не существует.
Постановлением администрации Можайского городского округа Московской области от 19 августа 2019 г. N 3189-П Митрофанов А.А. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Вступившим в законную силу решением Можайского городского суда Московской области от 20 января 2020 г, в удовлетворении исковых требований Митрофанова А.А. к отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области, администрации Можайского городского округа Московской области о признании права на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области, включении в список лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования, отказано.
Указанным решением суда установлено, что в 2002 г. Митрофанов А.А, как лицо, относящее к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, по достижении совершеннолетия и окончании учёбы, был обеспечен жилым помещением по адресу: "адрес", где зарегистрирован по настоящее время. Предоставленное Митрофанову А.А, жилое помещение пришло в негодность и разрушилось в результате несоблюдения данным лицом своих обязанностей по обеспечению его сохранности, поддержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, не проведении им текущего ремонта и не информирования наймодателя об изменении условий использования им жилого помещения, в связи с выездом на другое место жительства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции и исходил из того, что установленные решением Можайского городского суда Московской области от 20 января 2020 г. обстоятельства не могут быть оспорены Митрофановым А.А, истец был обеспечен жилым помещением по окончании нахождения на полном государственном обеспечении, в связи с чем, оснований к удовлетворению заявленных требований не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, и также исходил из того, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Митрофанов А.А, до достижения 23-летнего возраста не обращался в установленном порядке с заявлениями о включении его в соответствующий список лиц из числа детей-сирот, о предоставлении ему жилого помещения как лицу из названной категории граждан. Впервые за реализацией своего права он обратился по истечении 14 лет после достижения 23-летнего возраста. Доказательств невозможности обращения истца в компетентный орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не представлено. Само по себе обстоятельство, что Митрофанову А.А. впервые была установлена инвалидность 1 февраля 2019 г. по общему заболеванию не свидетельствует об уважительности причин длительного необращения истца с заявлением о включении его в соответствующий список и предоставлении жилья.
Также судом апелляционной инстанции отклонены были доводы истца о том, что он не мог быть вселен в жилое помещение по адресу: "адрес" отцу, лишенному родительских прав в отношении истца.
С выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
Пунктом 8 статьи 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Московской области регулируются Законом Московской области от 29 декабря 2007 г. N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", в соответствии со ст. 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.
Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений.
Суды, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что истец не обладает правом на предоставление жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, поскольку до достижения возраста 23 лет он не обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с соответствующим заявлением, истец не представил.
Между тем, положения вышеуказанных норм права судом учтены не были.
Указанные обстоятельства оставлены судом без надлежащей правовой оценки.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Из материалов дела следует, что 1 февраля 2019 г. Митрофанову А.А. установлена инвалидность по общему заболеванию.
В суде кассационной инстанции представитель истца указал, что Митрофанову А.А. в 2007 г. в период его нахождения в детском доме был поставлен диагноз - олигофрения в стадии дебильности.
На указанное обстоятельство представитель истца ссылалась и в суде апелляционной инстанции, однако, суд указанные сведения не проверил, на обсуждение сторон об истребовании дополнительных доказательств вопрос не поставил, в связи с чем должной оценки применительно к уважительности причин для восстановления срока не дал. В этой связи в качестве причины отсутствия Митрофанова А.А. на учете судоговорения не проводилось. Суд не выяснил, в силу указанных причин имел ли истец возможность воспользоваться государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.
При наличии в материалах дела сведений об установлении истцу инвалидности, судам необходимо было установить характер и длительность заболевания, в связи с которыми ему была установлена инвалидность, наличие препятствий, связанных с состоянием здоровья самостоятельно своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет.
При этом из материалов дела следует, что в учреждениях социальной защиты истец проживал до 2001 г. Однако, судами не выяснено осуществяли ли компетентные органы, возложенные на них Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" полномочия по принятию мер для реализации его жилищных прав.
Тот факт, что в период нахождения истца на полном государственном обеспечении в государственных социальных учреждениях законные представители Митрофанова А.А, оставшегося без попечения родителей, не обращались в уполномоченные органы с заявлением об обеспечении его жилым помещением, не может быть поставлен в вину истцу и отразиться на его правах, гарантированных законом.
Как и не приняли во внимание суды обеих инстанций то обстоятельство, что выражая свою позицию по иску Министерство образования Московской области по Можайскому городскому округу полагало, что действия по предоставлению Митрофанову А.А. жилого помещения и регистрации его по месту жительства его отца, являются неправомерными, так как Митрофанов А.А. в 2002 г. не являлся членом семьи лишенного родительских прав отца и не имел права пользования его жилым помещением, отсутствуют распорядительные акты органов местного самоуправления, на основании которых было произведено предоставление жилого помещения Митрофанову А.А. и его регистрации по адресу: "адрес".
Решением Можайского городского исполкома от 16 ноября 1982 г. за Митрофановым А.А. было закреплено жилое помещение в д.Бараново, Можайского района, Московской области; данное жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние, то есть с этого момента Митрофанов А.А. утратил закрепленное за ним жилое помещение по независящим от него причинам, а в соответствии со ст.8, действовавшего на тот момент Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 7 августа 2000 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, судебная коллегия обращает внимание, что применение в данном случае положений ст. 61 ГПК РФ ошибочно, поскольку спор рассмотрен в данном случае по иным основаниям и к другому ответчику.
В соответствии с частью 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 ГПК РФ, то есть должно быть законным и обоснованным.
Однако при вынесении определения судом апелляционной инстанции указанные выше требования закона соблюдены не были.
В связи с тем, что допущенные судом первой инстанции нарушения закона не были устранены судом апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и рассмотреть дело в апелляционном порядке в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 октября 2020 г. отменить направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.