Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу главы Мизоновского сельского поселения Гультяевой Я.В. на постановление главного государственного инспектора г. Ишима, Абатского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам от 23 сентября 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 21 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Мизоновского сельского поселения, установил:
постановлением главного государственного инспектора г. Ишима, Абатского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам N114 от 23 сентября 2020 года администрация Мизоновского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 12 ноября 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Тюменского областного суда от 21 декабря 2020 года решение судьи Ишимского районного суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Ишимский районный суд Тюменской области.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава Мизоновского сельского поселения Гультяева Я.В. просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи областного суда, прекращении производства по делу. При этом жалоба в части постановления должностного лица рассмотрению не подлежит, поскольку после отмены решения судьи Тюменского областного суда от 21 декабря 2020 года жалоба на постановление направлена на новое рассмотрение.
В возражениях на жалобу должностное лицо, вынесшее постановление, просит об оставлении жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17.04.2020 N 195-п "О введении особого противопожарного режима" с 18 апреля 2020 года в Ишимском муниципальном районе Тюменской области введен особый противопожарный режим.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"
Согласно пункту 19 Правил противопожарного режима, запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
Как следует из материалов дела, 15 сентября 2020 года в 53 пожарно-спасательную часть поступило сообщение о возгорании мусора на свалке по адресу Тюменская область, Ишимский район, с. Мизоново, ул. Мизоновская возле дома N 1. По прибытию пожарных подразделения к месту вызова обнаружено возгорание мусора на свалке на площади 100 кв.м. При проведении проверки установлено, что земельный участок, на котором произошло возгорание мусора, расположен на землях населенных пунктов, относится к государственной собственности, право на которую не разграничено. Земельный участок под свалку твердых бытовых отходов не предоставлялся, складирование мусора на территории несанкционировано. В нарушение пункта 19 Правил противопожарного режима допущено размещение свалки горючих отходов на территории общего пользования.
По указанному факту 21 сентября 2020 года главным государственным инспектором по пожарному надзору в отношении Администрации Мизоновского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении, постановлением должностного лица административного органа от 23 сентября 2020 года Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, отменяя вынесенное в отношении администрации Мизоновского сельского поселения постановление и прекращая производство по делу, пришел к выводу об отсутствии в действиях Администрации Мизоновского сельского поселения вмененного состава административного правонарушения, поскольку факт санкционированного (с разрешения алминистрации) размещения свалки горючих отходов не доказан, кроме того, суд пришел к выводу, что орган пожарного надзора не наделен полномочиями по привлечению к ответственности органа местного самоуправления.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С данными выводами не согласился судья областного суда. Отменяя решение судьи районного суда и направляя дело на новое рассмотрение, судья областного суда, исходил из того, что судьей районного суда было допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельства дела в полном объеме не исследованы, вопрос о виновности привлекаемого лица не выяснялся, вывод о наличии оснований для прекращения производства по делу основан на наличии процессуальных нарушений.
Оснований не согласиться с выводами судьи областного суда о том, что судьей районного суда при рассмотрении дела допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которое привело к принятию незаконного и необоснованного решения, не имеется.
Вопреки доводам жалобы при выявлении существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятое решение о возвращении дела в суд на новое рассмотрение, в полной мере отвечает требованиям статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы касаются существа вмененного правонарушения и законности привлечения к административной ответственности администрации и при выявленном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могли быть разрешены на стадии рассмотрения дела судьей областного суда без надлежащего (с соблюдением требований закона) их рассмотрения судьей районного суда. Иное решение противоречило бы требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи областного суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
решение судьи Тюменского областного суда от 21 декабря 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Мизоновского сельского поселения оставить без изменения, жалобу главы администрации Мизоновского сельского поселения Гультяевой Я.В.-без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.